search
main
0

Новая философия безопасности ребенка

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо в детском саду? Будет ли ребенок чувствовать себя в новой обстановке так же комфортно, как дома? Волнение это вполне объяснимо: ведь родители оставляют ребенка с незнакомыми людьми. И даже когда дети ходят в детский сад уже не первый год, чуткое родительское сердце каждый день волнуется за свое любимое чадо, за его безопасность в детском саду. Как решить все эти проблемы?

11 сентября 2007 годя в Центре развития ребенка – детском саду №183 Юго-Восточного окружного управления прошел «круглый стол» на тему «Создание безопасных и комфортных условий в детском саду: проблемы, нормативная база», на котором обсуждались все эти «родительские» вопросы. И не только «родительские», у специалистов окружных управлений образования и руководителей образовательных учреждений, которые присутствовали на «круглом столе», были и другие темы для обсуждения – внутри системы они видят гораздо больше проблем, чем родители.

Руководителем «круглого стола» были заместитель начальника Юго-Восточного окружного управления образования Валентина Морозова и главный специалист Департамента образования Нина Симонова. Когда все участники встречи собрались в уютном светлом зале детского сада и заняли свои места, Валентина Васильевна Морозова поприветствовала всех собравшихся, подчеркнув важность темы, которой посвящен «круглый стол».

После этого слово было предоставлено Екатерине Оськиной, начальнику отдела Юго-Восточного окружного образования. Свое выступление Екатерина Васильевна начала со слов Аристотеля: «Законодатель с исключительным вниманием должен отнестись к воспитанию молодежи. В тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, сам государственный строй терпит от того ущерб».

Екатерина Васильевна рассказала о сформированной в округе динамично развивающейся системе поддержки воспитания, обучения и развития детей и подростков, заметив, что особое внимание всегда уделялось проблемам здоровья, в том числе социопсихологическим проблемам здоровья. Возможно, многие в этот момент задавали себе вопрос: «Почему же «круглый стол» по безопасности начинается с проблем здоровья?» «Да потому, что проблемы безопасности и комфортности напрямую связаны со здоровьем ребенка. А безопасность и комфортность – это та проблема, которая аккумулирует все стороны жизнедеятельности детей в детском саду. Доброжелательная к детям среда – одно из условий укрепления здоровья ребенка», – отвечала Екатерина Оськина.

Екатерина Васильевна сделала порадовавший всех собравшихся вывод о том, что в настоящее время формируется новая философия безопасности. Да и само понятие безопасности сегодня уже рассматривается как система мер по защите физического и психического здоровья ребенка, его интеллектуального развития и формирования компетенций, его безопасности как Личности.

Заведующая Центра развития ребенка (ЦРР) – детского сада №183 Татьяна Данилина рассказала о внешней и внутренней системах безопасности Центра развития ребенка, об их основных элементах, о правовых и организационных документах по безопасности ЦРР. Татьяна Александровна особо подчеркнула, что основная цель детского сада – в обеспечении полноценного и целостного развития детей, формировании базисных основ личности в условиях безопасной и комфортной среды. Для этого в ЦРР была разработана Концепция безопасного образовательного пространства, главная идея которой в том, что безопасность и охрана труда в детском саду должны быть организованы таким образом, чтобы заранее исключить или максимально уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в образовательном пространстве при комплексном обеспечении комфортности условий педагогической деятельности. Важными составляющими комфортных условий в детском саду №183 стали санитарно-гигиенические условия, обеспеченность педагогического процесса средствами обучения и развития, эстетическая и психологическая комфортность среды.

Как пример реализации технологии ОБЖ с воспитанниками участникам «круглого стола» показали фрагмент занятия по формированию у детей понятия «право на безопасные условия жизни». Человеку, не знакомому с принципами детского сада №183, форма проведения занятия сначала показалась бы странной. Как только дети с воспитательницей зашли в зал, ребята сразу расселись полукругом на мягкий ковер, а воспитательница села по-турецки в центе. Картина, необычная для глаз простого человека. Но один из принципов ЦРР (принцип дистанции) таков: взаимодействие с ребенком должно осуществляться с позиции не «над», а рядом, на уровне глаз ребенка. Дети ничуть не испугались большого количества взрослых, они активно и с явным интересом отвечали на вопросы воспитательницы, показывающей им картинки с сюжетами из сказок. На примере этих сказочных ситуаций ребята запоминали, чего им нельзя делать для своей же безопасности, скажем, они смогли объяснить, почему Спящей царевне нельзя было брать у колдуньи отравленное яблоко. «Ведь у чужого тебе человека вообще ничего брать нельзя!» – сказали дети.

О том, что в ЦРР созданы комфортные условия, говорит еще и тот факт, что дети после показа фрагмента занятия так увлеклись, что даже по пути в коридор обсуждали ситуации, увиденные ими в сказках.

Заведующая детским садом №183 рассказала и о других принципах построения безопасной развивающей среды в помещениях. Это принцип активности, когда есть свобода в передвижении детей по групповому помещению. Дети старшего возраста беспрепятственно передвигаются и по детскому саду, и по кабинетам, принцип стабильности и динамичности – обеспечение безопасного пользования, изменение и трансформация пространственной среды, сменяемость, обогащение и пополнение игровой среды. К тому же есть еще принцип комплексирования и гибкости зонирования, когда среда формируется в соответствии с требованиями базисной комплексной образовательной программы дополнительного образования, реализуемых в каждой группе.

Выступление заведующей детского сада №1364 Елены Палишкиной было посвящено формированию социальной компетенции у детей в процессе обучения правилам безопасного поведения. «Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений», – считает Елена Викторовна. Отсюда, по мнению Палишкиной, следует главная задача педагога – соединить знания детей о правилах безопасного существования в бытовых и экстремальных условиях с конкретными навыками и моделями поведения в различных ситуациях, дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком норм поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения на улице, в парке, в транспорте; развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. «При этом важно научить ребенка объяснять собственное поведение», – подчеркнула Елена Викторовна.

Палишкина описала систему, разработанную в детском саду №1364 для результативности педагогического процесса. Работа с детьми в детском саду строится по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной к школе группы. Создание атмосферы заинтересованности и включенности детей предполагает подбор в каждой группе большого количества наглядного и предметного материала. С этой целью в каждой группе детского сада были созданы макеты улиц со светофорами, а в методическом кабинете – условия для постройки макета города с дорожными развязками, улицами, пешеходными переходами. Формы занятий, проводимых с детьми, разнообразны: от беседы проблемно-поискового характера до игры-драматизации. Также, по мнению Екатерины Викторовны, для повышения эффективности работы учреждения следует уделять внимание родителям детей, разъяснять им, что в отношении безопасности детей не должно быть легкомыслия.

После выступления Палишкиной собравшихся ждала, пожалуй, самая приятная часть программы «круглого стола» – экскурсия по детскому саду №183. Чего только нет в Центре развития ребенка! Театральная гостиная, сенсорная комната, бассейн, кабинет песочной терапии, зимний сад, мини-музей «Родиноведение», игротека, гидромассажный кабинет – все здесь обеспечивает безопасное и комфортное пребывание в детском саду. Многим взрослым людям после такой экскурсии захочется вновь стать ребенком хотя бы на день!

Без сомнений, после такой насыщенной встречи у участников «круглого стола» появился новый импульс в увеличении комфортности и безопасности учреждения, которое они представляют. И совсем скоро у родителей уже не будет возникать вопросов и сомнений относительно приятного пребывания их ребенка в детском саду.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте