search
main
0

Новая цивилизация Экономическая жизнь Демократической республики

После завершения избирательной кампании глава государства совместно с депутатами сформировал правительство, премьер-министром стала Валерия Шегай, вице-премьером и министром экономики – Татьяна Романчукова. Посты в Правительстве разделились следующим образом: министр торговли – Александр Баранов; министр юстиции – Юлия Горбунова; министр финансов – Елена Улезько; министр экологии – Ольга Тихонова; министр образования и культуры – Ирина Криуля; министр по ЧС – Антон Краузе; министр здравоохранения – Александр Стрыбко; министр физкультуры и спорта – Алина Матюнина; министр рекламы и информации – Мария Ефимова; министр иностранных дел – Евгения Ковярова; министр безопасности – Игорь Базовкин. Председателем государственного банка был назначен Дмитрий Иванов, а председателем Верховного суда – Аюна Данилова.
В течение одного дня был разработан и принят бюджет Демократической республики, расходная часть которого составила 50000 рудолов, а доходная – 55000, то есть ребята поступили очень мудро, создав значительный финансовый резерв для будущей деятельности Правительства.
Также были предложены и одобрены Парламентом ставки платежей и налогов:
размер коммунальных платежей – 10 рудолов в день;
ставка подоходного налога – 10%;
минимальный уровень оплаты труда – 25 рудолов;
заработная плата Президента – 125 рудолов, депутата и министра – 100, работников министерств – 75 рудолов.
За 7 дней активной экономической жизни ДР в Министерстве юстиции было зарегистрировано 16 фирм, которые занимались в основном оказанием бытовых и косметических услуг, организацией досуговых и спортивных мероприятий.
Сначала у Правительства возникли некоторые проблемы, главная из которых – безработица. Чтобы снизить ее, увеличили финансирование государственного заказа, создали социологический центр и специализированный НИИ “Поиск”. Основной задачей НИИ стало исследование истории и культуры деревень, сел и поселков, откуда прибыли участники лагеря. Лучшие работы были отмечены денежными премиями. По сложившейся традиции все руководящие органы Демократической республики периодически отчитывались перед гражданами.
Отчитывается вице-премьер, министр экономики Романчукова Татьяна.
К концу смены все желающие получили работу, позволившую им заплатить за проживание и питание и скопить денег на заключительный аукцион, где каждый гражданин, не имеющий долгов перед государством, смог приобрести себе памятные сувениры, CD-диски с 1500 цифровых фотографий, книги, футболки, кепки, коллажи с изображением вожатых. Самым дорогим лотом стал диск фотографий, купленный за 1050 рудолов.
Экономическая часть игры оказалась для детей наиболее захватывающей. Они говорили так: “Мы почувствовали себя взрослыми людьми”. Правда, и затруднений здесь было больше, чем во время предвыборной кампании. Вот одно из признаний юных граждан: “Я бы облегчил экономическую игру”. Это объясняется тем, что ребята впервые столкнулись с трудностями реальной жизни в таких сферах, как финансы, банки, бизнес, налоги и т.д. У себя в селе ребенок, разумеется, включен в реальные хозяйственные отношения, он помогает по дому, увеличивает по мере своих сил благосостояние семьи. Он, безусловно, в лучшую сторону отличается от городского юного жителя, которому нет необходимости копать огород или ежедневно ухаживать за коровой. Но здесь нет финансовых отношений, он ни разу не видел настоящий банк и, разумеется, не ходил в налоговую инспекцию. В этом сельский школьник сильно уступает городскому, который с самого раннего детства включен в реальные денежные расчеты, хотя бы раз в жизни был в сберегательном банке и т.д. Ребятам, действительно, было сложно понять, зачем регистрировать свою фирму, ведь дома они “просто работают без всяких там бумаг и документов” (это высказывание одного из предпринимателей Демократической республики; зачем вставать на учет в налоговой инспекции (в России еще более половины взрослых граждан не встали на учет в налоговой инспекции, не получили свой индивидуальный налоговый номер, прежде всего это относится к сельским жителям). А детям все это сложно понять, так как родители не объясняли им эти вещи и не показывали на личном примере.
Первый визит в банк. Сколько вопросов возникает у клиентов!
Еще большее недоумение среди ребят вызвала необходимость оплачивать все свои бытовые потребности (осуществлять коммунальные платежи). Для многих из них было полным откровением, что, оказывается, люди должны платить за проживание в собственном доме (для детей их комнаты в детском лагере “Олимпийский” стали их родным домом), за питание в столовой и даже за обучение в “Школе лидера”. В их реальной жизни, у себя в селе они с этим никогда не сталкивались, а родители не обсуждали эти проблемы. И, разумеется, подросткам все это было трудно воспринимать. Авторы технологии сознательно не стали упрощать содержание проблемы с учетом сельской специфики.
Во-первых, значительная часть детей после выпуска из школы сразу могут попасть в реальные финансовые отношения, которые доминируют в городе, в отличие от натурального хозяйства, которым живет основная часть жителей села.
Во-вторых, нам было интересно, как справится сельский ребенок с трудностями современного общества, живущего по законам рыночной экономики. К чести большинства ребят, они успешно справились. Об этом свидетельствуют их финансовые успехи, материальным отражением которых был личный счет каждого ребенка в Государственном банке Демократической республики.
К сожалению, у нас не обошлось и без серьезных социальных проблем, характерных для реальных государств. В частности, возникла безработица. Правда, Парламент отреагировал очень оперативно, буквально в течение нескольких часов был рассмотрен Закон “О безработице” и определен размер пособия в 30 рудолов в день, а минимальная заработная плата – 25 рудолов. Граждане, не сумевшие найти работу, были очень довольны. Но проявилась и другая негативная тенденция – иждивенчество, то есть стремление существовать за счет государства без всяких самостоятельных активных усилий по поиску источников существования. Тем более что суммы получаемого пособия по безработице вполне хватало для оплаты всех коммунальных платежей.
“Я научился зарабатывать деньги”. К такому признанию ребенка можно отнестись по-разному. Кто-то, вероятно, может подумать: “Чему же вы их там учили? Сегодня и так кругом одни деньги, думали бы лучше о душе ребенка и учили его чему-то более возвышенному!” Отчасти можно согласиться, что сейчас действительно слишком много желающих научить детей обращению с деньгами. И мы это делаем тоже, только в наших программах экономика (а значит, и деньги) является органичной составной частью большого общего дела – построения своего государства с необходимыми атрибутами, включая правовую систему и образование, культуру и здравоохранение и т.д. Кроме того, наши дети занимаются исследованием истории своего села и своей школы, работают над социальными проектами добрых дел.
Не может не радовать и такое мнение участников – “Я бы увеличил время на экономическую часть игры”. Многим участникам понравилось чувство взрослого экономически самостоятельного человека, который сам определяет способ зарабатывания средств существования, тем более что им был предложен богатый выбор. Возможность и необходимость открыть свой личный счет в банке. Кстати, для подавляющего большинства это была абсолютно новая информация, раньше о банках они только слышали, а здесь они стали постоянными клиентами со своим персональным счетом, пользовались платежными поручениями, снимали деньги с одного счета, чтобы расплатиться за услуги или осуществить необходимые платежи, и даже могли открыть депозитный счет, чтобы деньги зря “в чулке не лежали”. Все это действительно создавало полное ощущение взрослой жизни, тем более что взрослые советники практически не вмешивались в деятельность банка и министерств.
Было такое предложение: “На месте организаторов я не дал бы развиваться нелегальному бизнесу”. Позиция “школьника”, который уверен, что изменить жизнь к лучшему может только “учитель”. А между тем мы как специалисты и советники не являлись гражданами Демократической республики, мы не имели права голоса на выборах и т.д. В государстве должна была идти жизнь, которую организовали сами участники смены. Она такая и получилась. И нужно было обращаться в Министерство юстиции, в суд, к депутату Парламента, к Президенту, наконец, и бороться с нелегальным бизнесом, а не ждать, когда кто-то сверху изменит ситуацию. Именно такая психология, вера в “доброго царя”, в “мудрого председателя колхоза” доминирует до сих пор в сознании многих взрослых граждан. Все это передается и подрастающему поколению. Дети также ждут, что их жизнь изменится по воле, в данном случае “мудрого советника”. Но мы не ставили перед собой таких прямых задач. Да, мы были готовы в любую минуту дать необходимую консультацию, разъяснить правила игры, даже подсказать верный путь решения той или иной проблемы.
Нельзя научить самостоятельности, постоянно принимая решения за детей. И нельзя научиться на чужих ошибках. Пусть ребята делают эти ошибки во время игры. Главное – правильно анализировать эти ошибки и делать верные выводы. Это и есть педагогика дела или обучение через дело, которое мы используем в качестве основного педагогического подхода при организации программы Демократическая республика.

А еще мы учились
в “Школе лидера”
“Я хочу создать школу лидера в моей школе”, – сказал один участник смены. Наверное, это самая большая похвала, которую может заслужить преподаватель, проводящий занятия по тому или иному предмету.
На занятиях “Школы лидера” в самом начале ребятам было предложено ознакомиться со всеми “специальностями”, которые, с нашей точки зрения, необходимы для подготовки и организации действенного ученического самоуправления в виде деловой игры “Демократическая республика”. В их число входили:
“Я – политик и правовед”: изложение основ политического этапа игры, вопросы формирования избирательной комиссии, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Парламента и на пост Президента “Демократической республики”, проведение избирательной кампании, выборов и т.д. Это была практическая подготовка к политическому этапу.
“Я – экономист”: изложение структуры Правительства и обязанностей каждого министра, принципы формирования государственного бюджета, алгоритмы экономической деятельности в качестве государственного служащего, наемного работника и предпринимателя и т.д. Эта подготовка к экономическому этапу самоуправления.
“Я – спасатель”: отработка навыков спортивно-прикладных и туристских программ, участие в специальной зарядке и подготовке к походу, теоретические занятия по тактике поведения в различных экстремальных ситуациях и т.д.
“Я – исследователь”: изложение методики краеведческих исследований и разработки социальных проектов, а также подготовка авторского проекта в общую “Летопись деревень орлятского круга”.
“Я – лидер”: проведение специализированного тренинга лидерских качеств и организаторских навыков, основная задача которого состояла в том, чтобы помочь всем “студентам” поверить в свои силы, повысить самооценку и настроить на активные личные действия в своей родной школе сразу после приезда домой.
Большинство ребят указали как на самое важное для себя в лагере – занятия в “Школе лидера”. Это вселяет уверенность в том, что и летом наши дети готовы воспринимать информацию, только ее нужно подавать педагогически корректно и интересно, с точки зрения ее содержания.
Как показал анализ анкет, выбор названия программы “Школа лидера” оказался не совсем удачным. Значительная часть ребят (примерно 25% от числа опрошенных) не смогла “психологически перестроиться” и воспринимала предложенные в “Школе лидера” специальности и занятия как обычные школьные уроки.
Особенно это было заметно в самые первые дни, когда занятия по специальностям только начинались. Участники смены по привычке пытались увильнуть от занятий, найти причины, по которым им “можно не ходить на уроки”. Учитывая это обстоятельство, мы пришли к выводу о необходимости заменить традиционные педагогические термины “Школа лидера”, “занятие”, преподаватель на другие. Будем искать новые слова, чтобы в летних образовательных программах у детей не возникали негативные ассоциации, связанные с обучением в реальной школе.
Вместе с тем мы получили большое удовлетворение, читая размышления наших “студентов” о том, что “занятия и уроки “Школы лидера” пригодятся в дальнейшей жизни”. Именно этот аспект и был основной целью практически всех наших спецкурсов. Главное – показать, что знания, которые ты получаешь, они нужны не только и не столько для самого преподавателя, они могут пригодиться и сейчас, и завтра, и через много лет. В условиях лагеря это можно было организовать, так как параллельно с занятиями шла игра “Демократическая республика”, в рамках которой наши студенты могли сразу применить получаемые на занятиях знания: социологи готовили и проводили опросы граждан; экономисты могли заняться организацией своего дела и т.д. Эту особенность летнего лагеря следует максимально использовать в дальнейшем.
18 процентов подростков готовы программу использовать в своей родной школе. Но встает вопрос о том, почему остальные не высказали желания организовать самоуправление в своей школе? Возможно несколько вариантов ответов, что было подтверждено в ходе устных интервью с несколькими десятками участников смены.
Во-первых, ребята высказывали опасения в том, что их директор и педагоги вряд ли согласятся на такую большую и длительную игру. В нескольких школах есть игра в самоуправление, но она проходит в течение 1 дня – “День самоуправления”, в ходе которого директора и учителей заменяют ученики, играя их роли на уроках и даже в кабинете директора.
Во-вторых, школьники признались, что поняли правила игры “Демократическая республика”, с удовольствием играли в лагере роль гражданина, но не видят ее необходимости лично для себя в условиях школы. Это, как правило, дети, уже определившиеся со своим будущим и, с их точки зрения, организация такого ученического самоуправления будет отвлекать их силы от главной задачи – подготовки к поступлению в вуз.
В-третьих, некоторые участники признались, что так до конца не поняли, зачем в летнем лагере, куда они приехали отдыхать, была организована такая деловая, да и еще экономическая игра. У этих ребят в течение всей смены работала установка, полученная еще дома, на отдых.
В-четвертых, ребята рассказывали, что у них в школе уже есть своя собственная система самоуправления и даже соуправления, и им нет необходимости что-либо менять в этой уже налаженной системе деятельности.
Можно сказать, что “Школа лидера” удалась, так как участники писали в анкетах такие признания: “Я теперь знаю, как можно организовать в своей школе самоуправление”. “Прошу увеличить время на подготовку проектов”. Это особенно ценно, так как мы считаем, что специальная подготовка и дальнейшая разработка и защита социальных или исследовательских проектов должны стать стержнем программы “Духовное возрождение села”.
Завершив анализ программ, остановимся на тех общих проблемах, которые были выявлены в ходе смены и которые нам приходилось решать непосредственно во время работы с вожатыми и детьми.
Одной из очевидных трудностей для участников смены была необходимость четко определяться в системе предложенных ролей:
1. Первая официальная роль – член отряда. Это традиционная для ВДЦ “Орленок” административная система организации жизни и управления коллективом лагеря. Обычно участник смены хорошо понимает, что он является членом конкретного отряда, с которым работают двое вожатых. Он с ними знаком, и большинство вопросов жизни в лагере решаются через вожатого.
2. Вторая добровольная роль – граждане самоуправляемого государства, которыми могли стать и дети, и вожатые. Это была совершенно новая для абсолютного большинства участников смены роль. И многие с определенным трудом понимали, чем эти две роли отличаются. Ребенку было трудно поверить в то, что его вожатый такой же рядовой гражданин и иногда должен подчиниться общим требованиям, например, стоять в очереди в банк для получения заработной платы.
3. Третья роль – студент учебной группы, в состав которой входили два отряда. Мы сознательно назвали эту роль “студент”, чтобы перевести школьников на более высокий уровень педагогического общения “студент – преподаватель”. Как это было уже отмечено, не все участники смогли преодолеть свое “школьное Я”, они воспринимали все с точки зрения обычной школы.
4. Четвертая роль – член проектной группы, то есть член делегации, приехавшей из конкретной школы. Как ни странно, но даже с этой ролью были определенные трудности. Мы предполагали (и это было четко записано в приглашении, которое получили органы управления образованием), что в делегацию должны входить по 5 человек от 2 школ, всего в делегации должно было быть 10 человек от каждого субъекта РФ. Там, где это требование выполнили, особых трудностей не было. Но были делегации, которые состояли из представителей 5 или 7 школ, то есть от каждой школы присылали по 1-2 человека. Этим школьникам было значительно труднее работать над своими проектами ученического самоуправления, так как одним из основных требований была привязка к условиям конкретной школы.
Особая проблема заключалась в том, что определенная часть ребят приехала в ВДЦ “Орленок” (я особо подчеркиваю: на тематическую смену “Духовное возрождение села” Лидер-2002) с совершенно иной психологической установкой. Это стало ясно из анализа вводной анкеты “Мои ожидания и пожелания”. И дальнейшее поведение ребят в течение первых нескольких дней подтвердило правдивость их слов. Нашей игротехнической команде пришлось “преодолевать” такие психологические установки. В большинстве случаев это удавалось. Например, девочка из орловской делегации несколько дней подряд просилась домой, так как ей “обещали только отдых и море, а здесь нужно еще и трудиться…” Но затем она стала одной из активных участниц смены, принялась за разработку социального проекта “Ученическое самоуправление в моей школе” и удачно выступила, поделившись с ровесниками своими мыслями по поводу этой проблемы.
По итогам заключительного анкетирования видно, что часть ребят так и не смогла полностью включиться в предложенные программы. Об этом свидетельствуют ответы типа “На месте организаторов я бы чаще проводил дискотеки и экскурсии, а игру совсем убрала” (речь идет о технологии “Демократическая республика”). Причин такого отношения ребенка к игре может быть несколько.
Во-первых, четко срабатывает полученная от взрослых установка на то, что “Орленок” – это возможность отдыха на море. Мы специально не стали анализировать “социальный статус” каждого школьника, то есть определять, насколько он правомочен представлять коллектив своей школы на данной тематической смене. Не было смысла “уличать” тех, кто приехал только потому, что он чей-то ребенок. Хотим напомнить, что ВДЦ “Орленок” – это не только оздоровительный центр, а прежде всего – это учреждение дополнительного образования, имеющее свои многолетние педагогические традиции, и прежде всего в области воспитания лидеров.
Второй причиной можно назвать отсутствие у ребенка игровой практики, тем более таких длительных игр. С ними в школе и даже в семье все реже играют, взрослые заняты, а сами дети, к сожалению, редко вспоминают правила игры и могут организовать ее проведение.
Третья причина, вероятно, в том, что у некоторой части ребят очень низкая самооценка и им трудно поверить в свои силы. Как правило, дети сельских школ общаются с весьма ограниченным числом ровесников, да и в целом в школе их бывает лишь несколько десятков. А здесь в лагере сразу 250 школьников, причем большая часть из них – интересные, очень активные ровесники.
Особенно это было заметно у “малышей”, то есть ребят младших отрядов, где были собраны дети 11-12 лет. У них эта ситуация мгновенного погружения в большое детское сообщество осложняется необходимостью понять правила предложенной жизни, даже если они оформлены в виде игры. Сказывается определенная инерция, стремление держаться за стереотипы, которые помогали при общении в стенах своей родной школы или в семье.
Есть и другое мнение, прямо противоположное: “Мне не понравились дискотеки, я бы их совсем не делал”. Это крайняя точка зрения, ребенок-максималист, может быть, он обиделся на кого-то, например на свою новую знакомую, или до сих пор стесняется танцевать, так как в его селе его никто не научил. Кроме того, в сельском клубе царит другая атмосфера, там не принято танцевать с кем угодно, а приглашение к танцу – это уже ответственность. Фраза ребенка: “Мне понравился ПЧМ (“полтора часа молчания”, так называется в ВДЦ “Орленок” “тихий час”)”, означает, что некоторые дети действительно приехали уставшие и им требовался отдых, даже в дневное время. Правда, таких ребят оказалось только 20%. Практически 70% детей писали как раз об обратном – “Я бы отменил или сократил ПЧМ”. Думается, что есть смысл разрешить детям самоопределяться: хочешь отдыхать днем – отдыхай в своей комнате, а хочешь работать – работай, только не мешай отдыхающим, находя другое место для работы. Кстати, таких помещений или мест в любом лагере вполне достаточно.
В анкетах детей, где они отмечали свои “приобретения”, кроме типичного “познакомились с интересными людьми”, есть и такие высказывания: “Я не проявил своих способностей”. Сразу возникает тревожный для любого педагога вопрос: “Почему?”. Может быть, данный ребенок просто приехал не на ту тематическую смену. Мы встречали таких ребят, которые были чемпионами школы и района по различным видам спорта (легкая атлетика и баскетбол). А в нашем лагере спортивные программы были минимальными, и в основном – море и горы. Естественно, в этой ситуации ребенку не пригодились “навыки чемпиона по баскетболу”. Отсюда довольно значительная часть мальчиков пишет о том, чтобы “в лагере было больше спортивных соревнований и спортивных площадок”.

Александр ПРУТЧЕНКОВ,
доктор педагогических наук, председатель конституционного совета Межрегиональной общественной организации детей и молодежи “Новая цивилизация”;
Марина ШКРОБОВА,
директор программы по работе с волонтерами МООДиМ “Новая цивилизация”;
Владимир ШКРОБОВ,
координатор программы “Новая цивилизация”

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте