Окончание. Начало в N 41
Вариантов объяснения этой ситуации может быть еще несколько. Но для нас важнее другой вопрос: как отследить во время смены такое состояние ребенка, когда он явно не удовлетворен происходящим, не может понять, что же ему делать, как себя вести? Скорее всего, это функция вожатого, который во время ежевечерних отрядных сборов узнает мнение ребят о прошедшем дне, определяет эмоциональное состояние каждого ребенка. Именно вожатый должен позаботиться о включении каждого в содержание тематической программы, в нашем случае – в игру “Демократическая республика”. Для этого вожатый должен располагать целым арсеналом педагогических приемов, позволяющих вовремя заметить наступающую изоляцию ребенка, и помочь ему, не подменяя его собственной активности.
В анкетах, как правило, высказываются слова искренней благодарности своим вожатым. Им признаются в любви, говорят самые теплые слова и называют только ласковыми именами. Это объясняется тем, что в “Орленке” используется принципиально иная модель взаимоотношений ребенка и педагога (в данном случае – студента педагогического вуза). Многие дети впервые в жизни видят таких педагогов, которые запросто вместе с ними поют песни у костра, прекрасно танцуют, в том числе и на сцене, знают массу интересных игр, шуток, кричалок и т.д. и т.п. Главное – с ними интересно. Разумеется, обычный школьный учитель, который обязан дать обязательную учебную программу, от такого сравнения проигрывает в глазах большинства детей. В этом не стоит видеть трагедию. Мы прекрасно понимаем, что нельзя требовать от учителя обязательных песен на уроке или танцев во время перемен, но, с другой стороны, может быть, есть определенный смысл в том, чтобы пополнять свой педагогический арсенал опытом работы вожатых, особенно в тех школах, куда возвращаются “выпускники” “Орленка”. Это, кстати, может стать одним из условий более ответственного отбора делегаций в школе для отправки в “Орленок”. Готова ли школа принять назад своего ребенка, который, почти 100%, приедет “другим” из этого Всероссийского детского центра.
Участники смены отмечают, что им очень понравились вечерние “огоньки”, орлятские круги, костры, то есть технология работы вожатых с отрядом. Это особенно сильная сторона педагогики “Орленка”, которая заслуживает широкого распространения. В условиях огромного лагеря (от 250 до 600 человек) ребенок находит психологическую нишу в своем отряде. Поэтому в детских лагерях довольно часто возникает желание ребенка перейти в другой отряд, туда, где есть его земляки или знакомые, которых он обрел еще по дороге в “Орленок”. Именно поэтому роль вожатого незаменима, даже если в лагере идет тематическая смена, ни в коем случае не стоит отказываться от ведущей роли вожатых. Наоборот, их стоит посвящать во все тонкости предстоящей или уже идущей программы, “делать” их своими сторонниками и помощниками. В нашей программе все вожатые были гражданами “Демократической республики”, участвовали в избирательной кампании, получали свое жалованье, размер которого был определен решением парламента. Все это сближало позиции детей и вожатых.
Общение с ребятами и анализ анкет показали, что значительная часть участников смены по-прежнему “скучает” по соревнованиям между отрядами. Этот образ лагеря, где основной педагогической технологией являются соревнования и конкурсы между отрядами, довольно глубоко вошел в сознание и педагогов, и даже современных детей. Мы не будем утверждать, что этого не следует делать. Вероятно, стремление к первенству, к познанию своих сил, радость победы – все это объясняется природой ребенка. Но если в лагере преобладает только этот тип технологии, то высока вероятность и “психологических проблем побежденных”, то есть тех ребят и отрядов, которые чаще проигрывают или совсем не могут стать “победителями”.
Большинству ребят понравились традиционные для наших программ конкурсы “Рыцарский турнир” и “Бал королевы”. Эта традиция зародилась с первой летней программы, которая была проведена в 1997 г. Их основной замысел – преодолеть “бесполость” педагогики, дать возможность мальчикам и юношам продемонстрировать свои мужские достоинства и доблести в ходе различных состязаний, а девочкам и девушкам – еще и еще раз поразить всех своим обаянием и манерами, прической и искусством танца и т.д. Эти обе программы органично вписались в жизнь Демократической республики, хотя в условиях лагеря были дополнительные возможности для их развития. Так все, что было связано с танцевальными конкурсами и оформлением официальных заключительных процедур обоих конкурсов, готовиться к ним нашим участникам помогали коллективы хореографической смены, которая одновременно проводилась в детском лагере “Звездный”. Такое взаимопроникновение программ различных смен имеет целый ряд педагогических преимуществ, над которыми следует поразмышлять при организации будущих тематических смен в ВДЦ “Орленок”.
Мы же, со своей стороны, сделали еще один важный вывод – без культурной составляющей, без подготовки и проведения таких зрелищных программ политико-экономическая игра проигрывает. Ребятам нужна сказка, они верят в рыцарей и королев, тем более что ты сам хоть на несколько часов можешь стать или рыцарем, или королевой.
Вместе с тем опыт проведения этих программ показал, что их следует запустить буквально с первых дней смены, чтобы и у мальчиков была возможность более серьезно подготовиться к участию в спортивных состязаниях, поэтических конкурсах и т.д., а девушки могли бы демонстрировать свои королевские манеры не один вечер, а в течение нескольких дней.
Еще одна возможность, которую предоставляет ВДЦ “Орленок”, – работа участников смены в различных кружках. Но как сочетать эти традиционные для лагеря формы работы со специальными тематическими программами, которые привозят с собой их организаторы? Где взять время? И главное – как органично вписать их в проводимые программы? В рамках игры “Демократическая республика” можно организовать специальный государственный заказ на изготовление различных поделок именно во время работы таких кружков. Или стимулировать открытие фирм, учредителями которых могли бы стать как раз те ребята, которым понравилось работать в данных творческих коллективах. Над этим следует подумать. Главное, что это поможет безболезненно вписаться в любую предлагаемую тематическую программу.
“Я научился делать из проблем задачи”. Ребенок смог ухватить самое важное, ради чего мы моделируем серьезные взрослые ситуации на уровне как отдельного гражданина, так и целого государства. Именно умение видеть проблему, понять ее суть и причины возникновения, а в дальнейшем – сформулировать задачи для ее решения. Если бы каждый человек мог использовать такой простой алгоритм, многие жизненные проблемы могли бы решаться гораздо быстрее и эффективнее, чем это происходит в жизни, в том числе и у детей. Эту работу нужно усиливать в будущем.
Еще раз подчеркнем, что во время смены был четко зафиксирован психологический перенос позиции “ученика школы” на роль “студента “Школы лидера”. Дети не смогли “стать взрослее”, над этим феноменом следует думать, чтобы в дальнейшем предложить участникам смены более самостоятельную роль, в частности, во время выбора специальности.
“Мне очень понравилось дружелюбное отношение всех людей друг к другу”. Это важное наблюдение, которое ребенок сделал самостоятельно. Именно такая дружелюбная атмосфера и царила в лагере. Она создавалась как работой вожатых, так и самой программой “Демократическая республика”. А что означает фраза: “Я стал добрее ко всем…”? Вероятно, в школе данного участника сложился довольно тяжелый морально-психологический климат. И, увидев те отношения, которые могут быть между детьми в течение довольно длительного времени, ребенок признается в своей анкете: “Я стал добрее ко всем…”.
Закончить наши размышления хотелось бы еще одним высказыванием участника смены “Духовное возрождение села” (Лидер-2002): “Я предлагаю наградить всех вожатых и всех специалистов, которые работали в лагере “Олимпийский” и помогали нам. Спасибо!” Для нас эти слова – лучшая награда. Значит, ребенку понравилось, он понял и принял правила нашего общения и предложенной игры “Демократическая республика”. И есть определенная уверенность в том, что он здесь прошел определенную “школу жизни”.
В конце смены каждая школьная делегация получила комплект методической литературы, которая поможет создать одну из моделей ученического самоуправления по типу игры “Демократическая республика”. В этот комплект входили “Рабочая книга активиста ученического самоуправления”; “Методические рекомендации…”, “Сборник бланков и документов, необходимых для организации ученического самоуправления”, а также конституция МООДиМ “Новая цивилизация”, устав клуба менеджеров “Новой цивилизации”, методические рекомендации “Шаг за шагом, или Как разработать и реализовать социальный проект” и другие пособия. Мы надеемся, что эта литература будет хорошим подспорьем как самим активистам-школьникам, так и их педагогам. Мы будем ждать информации от участников смены, с которыми мы договорились о том, что они будут писать нам о своих достижениях и проблемах.
Именно такая “обратная связь” очень ценна для организаторов тематических смен. Как наше слово отзовется? Этот вопрос должен ставить перед собой любой педагог, когда он приходит с чем-то к своим детям. Задаем себе его и мы. Все, что смогли, мы сказали во время смены в детском лагере “Олимпийский” ВДЦ “Орленок”. Теперь слово за детьми. Мы ждем и надеемся.
Александр ПРУТЧЕНКОВ,
доктор педагогических наук, председатель конституционного совета Межрегиональной общественной организации детей и молодежи “Новая цивилизация”;
Марина ШКРОБОВА,
директор программы по работе с волонтерами МООДиМ “Новая цивилизация”;
Владимир ШКРОБОВ,
координатор программы “Новая цивилизация”
Комментарии