search
main
0

Новая цивилизация Большая радость для человека – творить добро

Мы продолжаем публикацию материалов специализированного социально-психологического тренинга, ориентированного на использование в школьной аудитории.

Сфера экологии
Цель этого раздела – помочь участникам задуматься над своим отношением к живой природе, окружающему миру, который сегодня, как никогда, нуждается в заботе и внимании человека. Это одна сторона, а другая заключается в том, что только бережное отношение ко всему живому на Земле позволяет человеку остаться Человеком (именно с большой буквы). Трудно себе представить людей, которые любят своих близких, уважают законы, увлекаются искусством и при этом равнодушны к миру живой природы, ее красоте и гармонии, а тем более жестоки по отношению к животным. Поэтому на тренинге участники получают возможность проанализировать свои взаимоотношения с окружающей средой. Начинается раздел с традиционного небольшого теста.

Я и природа
Вам следует ответить “да” или “нет” на утверждения теста. Нужно быть откровенным, так как информация, которую вы получите, пригодится вам в тренинговых упражнениях.
Анализируя утверждения теста, используйте принцип “как правило”, т.е. если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете “да”. Итак:
1. Картины дикой природы вызывают у меня чувство восхищения и восторга.
2. Когда я вижу сломанное дерево или куст, мне становится грустно.
3. Бывая на природе, я стараюсь ничем не нарушить ее гармонию.
4. Если бы была возможность, я стал бы участником экологического движения.
5. Читая книгу, я не пропускаю места, где даются описания природы.
6. Я люблю животных и очень хочу, чтобы со мной рядом всегда была собака (кошка и т.п.).
7. Очень люблю стихи, где воспевается красота природы.
8. Не люблю ходить в зоопарк, так как животные там находятся в неволе.
9. Часто после просмотра кино или видеофильма я долго вспоминаю картины природы.
10. Люблю рассматривать картины и пейзажи, где изображены животные и растения.

Ключ к тесту
За каждый ответ “да” поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
Определение результата и его интерпретация
1-2 балла. Ваше отношение к природе трудно назвать уважительным. Видимо, вы настолько оторвались от нее, что просто не замечаете прелести цветущего дерева, аромата цветов, чистого голубого неба. А жаль!
3-6 баллов. Ваше отношение к природе в целом в норме, но уже чувствуется определенная степень урбанизированности, т.е. приверженности к городскому образу жизни и оторванности от живой природы. Не забывайте ее красоты и гармонии!
7-10 баллов. Ваше отношение к природе осталось в хорошем смысле слова по-детски непосредственным. Вы всей душой, глубоко и искренне радуетесь каждой возможности общения с природой.
Поразмышляйте над полученной информацией. Впереди у вас целая серия тренинговых этюдов, которые помогут вам лучше понять свое отношение к природе и измениться, если в этом есть необходимость.
Отрицать ошибки – это двойная ошибка.
Подумайте над своим отношением к окружающей нас природе. Что вы любите? Лес? Море? Почему? Какие чувства вы испытываете, когда бываете в ваших любимых местах? Наверное, желание, чтобы было так всегда или еще лучше в следующий раз. А теперь ответьте сами себе, как вы относитесь к природе, к тем же любимым местам. Всегда ли ваш визит заканчивается бесследно, например, для вашего “любимого друга” леса? Не оставляете ли вы после себя кучу мусора, использованных консервных банок, полиэтиленовых пакетов или еще хуже – сломанные кусты и ветки деревьев и т.п.?
А что вы сделали в своей жизни, чтобы чуть-чуть помочь природе? Посадили ли вы хоть одно дерево? Помогли выпавшему из гнезда птенцу, когда были в лесу? Сделали хоть одну кормушку для птиц на время зимовки? Ваши размышления запишите. Время на эту работу – 5 минут. Потом вы сможете поделиться с группой своими размышлениями.
Рекомендации ведущему. Для этого этюда целесообразно подобрать соответствующую музыку, которая напоминала бы о природе. Участникам нужно прочитать эти вопросы, естественно, прокомментировать их, а потом дать им время спокойно подумать, записывая свои мысли. В завершение можно предоставить слово желающим высказаться по этому поводу.
Оценка за эту работу ставится самим участником в пределах 8 баллов.
Психологический комментарий. Для более глубокой и эффективной работы во время этого этюда нужно включить специальную экологическую музыку, которая передает звуки живой природы, крик птиц, шум моря, гром, шум дождя и ветра. Целесообразно на всем протяжении этого раздела использовать именно эту музыку. Она помогает создать настрой на будущее, изменить свое отношение к живой природе.
Примеры из практики. “Очень люблю лес, часто бываю в походах и с классом, и с родителями. Все всегда за собой убираем. А помощь какая? Еще успею”.
“Мне нравится рыбалка. Думаю, что природе вреда от этого нет. Наоборот, я помогаю другим рыбам жить более сытно”.
“Люблю полевые цветы, но понимаю, что их рвать не следует. А жалко”.

Три аргумента

Не бойся, что тебя не поймут,
опасайся не понять другого.
Древняя мудрость

То, что окружающая среда сегодня нуждается в защите от человека, наверное, не нужно объяснять. Но тем не менее вы сейчас подумаете и сформулируете три, на ваш взгляд, самых веских аргумента в защиту природы. Подумайте, что вы можете указать как самые важные причины, по которым человечество должно обратить пристальное внимание на охрану окружающей среды.
Первые две минуты индивидуальная работа. На втором этапе парами. Если вы написали примерно одно и то же, уточните друг у друга причины. Если же вы написали разные аргументы, тем более нужно разобраться в причинах.
На следующем этапе сформулируйте три обобщенных аргумента и затем представьте их всей группе. Выберите из ваших аргументов те, которые устраивают вас обоих. Было бы неплохо, если бы одновременно вы смогли сказать и о своей готовности лично сделать что-то конкретное в этой сфере.
Оценку в пределах 8 баллов участники ставят друг другу в парах в зависимости от содержания выдвинутых аргументов.
Психологический комментарий. Упражнение предназначено для более глубокого осознания участниками важности активной деятельности на всех уровнях по охране окружающей среды.

Зоопарк

Назови мне свое любимое животное, и я скажу тебе, кто ты…
Народная мудрость

Вы все, конечно, бывали и не один раз в зоопарке. Видели много разных животных и птиц. Но у каждого из вас, наверное, есть несколько самых любимых зверей. Сейчас вы по очереди будете рассказывать всей группе о своем любимом животном. Постарайтесь во время рассказа передать свое отношение, почему вы так любите именно его. Было бы неплохо, если бы вы рассказали о том, какую пользу ваш любимчик приносит природе.
Рекомендации ведущему. Как и многие другие упражнения, этот этюд следует провести с музыкальным сопровождением. После рассказов всех желающих вы просите участников некоторое время подумать над следующими вопросами: “Что нужно делать, чтобы ваших любимых животных на Земле не становилось меньше? Кто это должен делать? Какова ваша личная активность?”
Оценку ставите вы, используя 10-балльную шкалу. В основе этой оценки должны лежать искренность и содержание аргументов.
Психологический комментарий. В содержании упражнения предусмотрена возможность увидеть отношение человека к живой природе. Манера рассказа о своем любимом животном во многом характеризует самого рассказчика.

Красная книга
Путь человека на Земле отмечен не только достижениями в различных областях. Да, мы приручили огонь, научились обрабатывать землю и выращивать большие урожаи, освоили почти все континенты, начали работать и в космосе. Но какой ценой даются эти достижения? Вы, наверное, знаете, что многие виды животных, птиц и рыб занесены в Красную книгу, так как их осталось на Земле очень мало. И основная причина этого – деятельность человека, который вытесняет все большее количество других живых существ. Люди, осознав свое пагубное влияние, решили сохранять исчезающие виды. Для этого и нужна Красная книга. Сейчас мы проведем опрос общественного мнения о том, какие животные, птицы и любые другие представители фауны и флоры должны быть занесены сегодня в Красную книгу. Для этого нужно заготовить опросный лист.
Ваша задача – собрать как можно больше предложений о том, какие животные, птицы или рыбы нуждаются в срочной помощи человека. Не забывайте, что и к вам могут обратиться с такой же просьбой выразить свое мнение о пополнении Красной книги. Вы можете предложить сразу несколько видов животных или птиц, которые, на ваш взгляд, действительно находятся на грани вымирания. Если бланки готовы, приступайте. У вас есть ровно 5 минут.
Рекомендации ведущему. Учащимся стоит напомнить о некоторых видах животных, которые уже занесены в Красную книгу, особенно если есть информация о тех видах, которые туда попали в последние годы. Также следует акцентировать внимание на местных представителях животного мира, которым угрожает такая опасность в самое ближайшее время.
Оценка осуществляется по принципу “за каждое конкретное предложение – один балл”, но не более 10 баллов.

Разумное поведение
Окружающая природная среда нуждается не только в нашем сочувствии, а в конкретной помощи. Один из способов ее – ограничение своих потребностей, прежде всего таких, удовлетворение которых требует развития особенно вредных для экологии видов производства. Составьте список тех потребностей, от которых вы могли бы отказаться.
Это вовсе не означает, что мы призываем вас вернуться к пещерному образу жизни, вновь обрасти шерстью, забыть о средствах гигиены и т.п. Но все же… От чего вы смогли бы отказаться достаточно безболезненно? Подумайте и составьте свой перечень.
У вас 3 минуты на индивидуальную работу по составлению списка по принципу “Я готов отказаться от…” Затем вы объединитесь в пары и, обсуждая ваши индивидуальные списки, составите общий перечень разумного поведения примерно из 5-7 пунктов.
На следующем этапе мы обсудим ваши предложения в общем кругу.
Рекомендации ведущему. Участники уже достаточно хорошо поняли основные принципы работы в различных режимах. Но все же есть смысл еще раз объяснить правила работы в парах и в общем кругу.

Самый разумный,
или Я никогда не…
Давайте наполним конкретным содержанием следующее утверждение: “Я никогда не вредил природе”. Надеюсь, у каждого из вас найдется, что сказать по этому поводу. В чем проявляется ваше сознательное отношение к природе? Сразу договоримся, что нужно конкретно указать свои привычки и действия.
Рекомендации ведущему. На первом этапе участники составляют тезисы своего выступления перед остальными членами малой группы по заданной теме. Второй проводится в режиме выступлений членов малых групп. Каждый из них имеет ровно 1 минуту для озвучивания своих тезисов. На третьем – участники тренинга должны внутри малых групп выбрать наиболее разумного человека, который сумел доказать свое бережное, сознательное отношение к природе.
Психологический комментарий. Основная задача данного тренинга – формирование навыков внимательного слушания и корректного убеждения.

Экологическая карта города
В принципе вы знаете, что все более или менее крупные города нашей страны, да и за рубежом испытывают различные экологические перегрузки. Это могут быть перенасыщение выхлопными газами автомобилей, выбросы различных заводов, отходы жизнедеятельности людей и прочее. Но даже в одном и том же городе одни районы считаются экологически более, другие – менее благополучными.
Объединитесь в группы по 4-5 человек и попробуйте составить карту экологической обстановки того населенного пункта, в котором вы живете. На ней должны быть указаны наиболее неблагоприятные с экологической точки зрения микрорайоны и кварталы. Отметьте также специальными знаками самые экологически чистые участки, которые можно рекомендовать жителям и гостям для отдыха или проживания.
Рекомендации ведущему. Эта работа также требует довольно серьезной предварительной подготовки, поэтому целесообразно заранее предупредить участников об этом этюде. На предварительном собрании группы скажите о том, что во время тренинга пригодятся знания экологической ситуации, сложившейся в их родном городе.
Психологический комментарий. Составление такой экологической карты города (населенного пункта), в котором живут участники тренинга, помогает осознать реальность угрозы экологических проблем.

Чрезвычайная ситуация
Сегодня утром вы узнали, что в том районе города, где вы живете, произошла серьезная экологическая авария, последствия которой угрожают жизни жителей целого города, – утечка ядовитого вещества со склада химического комбината, который находится на окраине города. Вам необходимо принять срочные меры по ликвидации вредного воздействия на окружающую среду и предотвращению расширения неблагоприятных последствий этой аварии.
Каждый из вас является специалистом-экологом, поэтому будьте активны. От вашего мнения зависит судьба многих тысяч людей.
Рекомендации ведущему. На первом этапе участники должны составить перечень самых неотложных мер, осуществление которых позволит локализовать расширение района экологического бедствия, в максимально короткий срок ликвидировать сначала угрозу для жизни населения, а затем устранить его последствия. На втором – участники объединяются в общий круг и приступают к выработке решения, которое и будет реализовано.
Каждый участник получает установку на то, что “он специалист в этой области”, и поэтому, чем больше его решений (предложений) будет включено в общий перечень, тем выше уровень его квалификации. Эта установка создает бодрый эмоциональный фон, стимулирует активность.
Психологический комментарий. Это психологическая игра, основная цель которой – помочь участникам осознать, что природа, особенно в экстремальных ситуациях, может быть чрезвычайно враждебна по отношению к человеку. И если вовремя не принять необходимые меры, то это может привести к непоправимым последствиям.

Закон об охране природы
Вы, конечно, знаете, что приняты и действуют законы, направленные на охрану природы. Но, видимо, или законы не до конца продуманы, или применяются неэффективно, так как в стране очень много зон экологического бедствия. Одним словом, нужно помочь законодателям. Каждая малая группа будет работать над составлением текста нового закона об охране природы.
На эту работу вам отводится 15 минут. На следующем этапе вы будете представлять свой проект закона всей группе, отвечая на все вопросы и замечания участников. Поэтому готовьтесь серьезно и с помощью аргументов отстаивать свой проект.
Рекомендации ведущему. В текст закона, как правило, входят:
1. Вступительная часть (преамбула), где объясняется необходимость и важность данного закона.
2. Содержательная часть, где отражаются основные положения и требования закона в виде отдельных конкретных статей.
3. Меры ответственности за нарушения каждой статьи закона.

Письмо-протест
Задача вашей малой группы – составить проект письма с протестом против повсеместного загрязнения окружающей среды. В качестве аргументов можно и нужно использовать факты загрязнения природы в вашем родном городе, поселке или селе. Письмо должно быть достаточно коротким, но ярким, таким, чтобы на него откликнулись люди, которые еще не поняли всей важности охраны природы. На составление первоначального текста письма вам отводится 5 минут.

Китайский синдром
Проблемы охраны окружающей среды давно волнуют не только экологов, но и деятелей культуры. В частности, кинематографисты отражают в своем творчестве тенденцию к сознательной защите природы. Например, фильм “Китайский синдром”, главный герой которого спасает человечество от ядерной катастрофы. В фильме “Целитель” главный герой – биохимик ведет исследования в дождевых лесах Бразилии, которые находятся на грани уничтожения. Юный лесоруб, главный герой фильма “Папортниковый овраг”, присоединяется к обитателям леса, спасающим свой дом, то есть лес, от варварского уничтожения. Вспомните названия фильмов, в которых речь идет об экологических проблемах. А теперь составьте сценарий фильма, где отражены одна или несколько современных экологических проблем.
Рекомендации ведущему. При составлении киносценария участники работают в больших группах (по 7-8 человек). Время на составление сценария – примерно 15 минут.

Александр ПРУТЧЕНКОВ,
доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте