В течение нескольких лет преподавание биологии в нашей гимназии ведется по программе курса «Новая биология» (6-9-е классы). Это экспериментальная программа, которая проходит апробацию в рамках федеральной экспериментальной площадки открытого института «Развивающее образование».
Этот курс интересен ученикам, так как он позволяет изучать биологию, понимая основные законы жизни, а не просто заучивая информацию. Уже на первом уроке биологии дети фиксируют свои представления о живых существах, которые сложились у них в ходе изучения «Окружающего мира» и в собственных наблюдениях. «Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются», – говорят ученики. «А зачем мы дышим?» – спрашивает учитель. «Чтобы жить», – отвечают дети. Но когда они осознают, что дают точно такой же ответ на вопрос «Зачем мы питаемся?», то понимают, что это вовсе не ответ… С постановки вопроса «Зачем мы дышим?» начинается экспериментальное исследование сначала процесса дыхания, потом питания, пока постепенно, в течение первых 32 учебных часов биологии, ученики не построят схему, отражающую их выводы: схему связи основных функций живого организма.Курс направлен на формирование учебной самостоятельности и создает возможность дальнейшего самоопределения как в сторону профильного обучения в 10-11-х классах, а потом дальнейшего изучения биологии или медицины, так и в другие области знания или профессиональные сферы.Программа поддерживает разные виды деятельности учащихся, которые последовательно и многократно сменяют друг друга при освоении учениками содержания курса:- понятийное продвижение (совместная пробно-поисковая деятельность класса или групп учеников, направленная на открытие основных принципов функционирования, организации и развития живых систем;- экспериментирование: планирование, постановка, проведение и анализ биологических опытов;- применение открытых принципов к существующему многообразию жизненных форм (проверка учениками своих гипотез с помощью информационного поиска, конкретизация общих принципов на основе многообразия частных случаев);- отработка необходимых умений как практически-прикладного характера, например умения работать со световым микроскопом, так и мыслительных навыков, например умения менять способ рассмотрения биологического объекта в зависимости от характера задачи, строить осмысленные гипотезы о живых объектах исходя из понимания общих принципов и закономерностей их функционирования и развития; на выездных практиках проводятся работы на природе (экологические рейды, натуралистические практики, практикумы по систематике), в ходе которых учениками опробуются и применяются знания, умения, способы действий, освоенные во время школьных занятий;- представление полученного коллективного или индивидуального результата исследования в качестве продукта, предъявляемого другим участникам сообщества: представление проекта на сайте, доклада на конференции.Это позволяет развернуть активное освоение учениками содержания биологии в формах учебной, исследовательской и проектной деятельности и в результате обеспечивает единство их знаний и умений в области биологии, а также в тех смежных областях, где реализуются факультативные образовательные модули. Курс опирается на новое (по сравнению с традиционным) содержание: знакомые учителям и ученикам прошлых поколений биологические объекты предстают перед учителем и учеником, осваивающими «Новую биологию», иначе – под другими углами зрения. В преподавании используются методы, развивающие исследовательскую деятельность учеников, конструирование, моделирование процессов и систем, поэтому освоение курса является не очень простым делом для учителя, привыкшего работать традиционно, в рамках иллюстративно-объяснительного метода.Наиболее трудным делом является организация учебного моделирования. Ведь это не использование готовых моделей, а фиксация результатов поиска учениками способов решения проблемы, например проблемы дыхания или проблемы строения границы живого существа, которая одновременно должна пропускать через себя нужные вещества и защищать от внешней среды. Так что сначала нужно организовать постановку учениками проблемы, а затем – самостоятельный поиск ее решения, где роль учителя совсем иная, чем в традиционном преподавании. Не наводить детей на требуемую мысль, а помогать увидеть ограничения других мыслительных ходов – вот главный способ работы учителя в этом курсе.В курсе «Новая биология» для 6-9-х классов предмет рассмотрения меняется несколько раз: на протяжении первого, вводного, модуля это переход от натуральной данности живых существ (предмет рассмотрения – любые наблюдаемые изменения живых существ) к связи структур и функций организма. Первоначально объектом рассмотрения является человек и другие животные. В модуле 2 структурная схема и схема связи функций организма конкретизируются на материале разнообразных животных и растений, начиная с одноклеточных. Затем предметом анализа становятся многоклеточные живые существа: животные и растения. В модуле 3 ученики переходят от рассмотрения процессов стабильного функционирования живых систем к рассмотрению процессов размножения и развития как человека, так и других животных, а также растений. В модуле 4 изучаются процессы управления, регуляции в живом организме и функциональная динамика организма. Главным объектом исследования является человек. В модуле 5 ученики изучают процессы микро- и макроэволюции, а также взаимодействие живых систем разного уровня, их связи во времени и пространстве (экология). Как происходит продвижение в предмете? В большинстве случаев не через рассказ учителя о новом материале, а через постановку детьми вопросов и поиск на них ответов. Это циклические процессы, включающие несколько последовательных этапов:1. Обнаружение, в том числе и самими учениками, их исходных представлений о предмете. Фиксация этих представлений в письменной форме. 2. Постановка учебной задачи через обнаружение несоответствий, противоречий в этих представлениях (или противоречия между имеющимися представлениями и некоторыми фактами, показанными учителем). Запрос на недостающий способ действия (понятие). Мы работаем по программе «Новая биология» уже несколько лет и имеем возможность наблюдать первые результаты перехода всех классов на новую программу (в 6-м классе). Переход к углубленному изучению биологии у нас в гимназии начинается с 8-го класса, и для учеников профильных классов в 9-м классе мы просто дополняем, расширяем содержание курса «Новая биология».В 2014 году ученик 9-го биолого-химического класса Никита Гончаров стал победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В следующем, 2015 году призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады стали ученик 9-го биологического класса Герман Дя и ученица 11-го биологического класса Наталья Кострица. В 2016 году победителями заключительного этапа стали не только ученик 9-го биологического класса Андрей Калиниченко, но и ученик 11-го математического класса Сергей Бусыгин, включенный в состав сборной России на международную олимпиаду и впоследствии ставший единственным из российской сборной обладателем золотой медали в Ханое (Вьетнам). Были в этом году и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады, девятиклассники Антон Агапов, Данила Поливин, Ирина Ярутич.Выпускники биологических классов становятся студентами биологического факультета и факультета фундаментальной медицины МГУ, Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, Московского 2-го медицинского института им. Н.И.Пирогова, Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И.Евдокимова и многих других престижных вузов страны. Пожалуй, лучшую похвалу нашей программе мы услышали в прошлом году от ученицы 7-го класса, посещавшей лекции на биофаке МГУ: «Лектор задает нам вопросы, и другие не могут на них ответить, а я могу».Татьяна ВИНОГРАДОВА, учитель биологии гимназии №1567, кандидат биологических наук,Вера ЗАЙЦЕВА, заведующая кафедрой естественных наук гимназии №1567,Денис МИНКИН, учитель биологии гимназии №1567
Комментарии