Испокон веков овладевшие большими знаниями собирали вокруг себя учеников. Новаторы и реформаторы передавали опыт, к ним прислушивались… и выбирали, следовать ли этим идеям или работать по старинке. Кладезь мудростей и просто интересных интеллектуальных находок неизменно пополнялся, и стало понятно, нужны специальные люди, способные сохранять уникальные разработки, изучать их и передавать дальше. Так, чтобы они способствовали развитию профессионального мастерства и отвечали потребностям общества. Сегодня методическая служба – это информатор. Она обучает новому. Специалисты, задействованные в ней, качественно перерабатывают и отбирают наиболее ценное и актуальное, необходимое для педагогического роста.
Жизнь меняется, должны ли измениться формы обмена профессиональным опытом? Безусловно. Но вряд ли стоит разрушать имеющееся. Внедрение новых технологий в отлаженную систему и использование свежих идей в действующей структуре зачастую дают лучшие результаты. У первого заместителя министра образования Московской области Владимира ЧАЙКОВСКОГО есть свои секреты органичного сочетания традиций в повышении учительской квалификации с диктуемыми временем инновациями.
– Владимир Георгиевич, каким образом в регионе обеспечивается непрерывность повышения квалификации?
– В Московской области методические службы есть в каждой школе. Затем они объединяются в муниципальные и региональные объединения. Очень важно, чтобы для помощи учителю существовал некий особый институт. Учителя, который делает что-то лучше, качественнее, интереснее, результативнее, у которого дети счастливы, получают знания и дружат со школой, должен увидеть кто-то третий, человек со стороны. Хорошо, когда методист школьного объединения. Иначе – городского или районного. Этот человек открывает звезду, вычленяет из потока его феерических идей тот элемент, который может быть востребован и другими. Поэтому цель методиста не только открыть талант, но и растиражировать уникальность педагогического ноу-хау.
Поэтому перед нашей областью встала задача укрепить методические службы. Специалисты теперь уже муниципальных учреждений реализуют образовательные программы в области повышения квалификации дошкольного и общего образования, устраивают целевые и краткосрочные курсы обучающего характера, стараются удовлетворить потребности специалистов в получении знаний о новейших достижениях педагогики, психологии и методики.
При бурных изменениях, которые происходят в системе образования, учитель не успевает услышать, осмыслить, понять происходящие новации. Мы установили для профессионального совершенствования мастерства и обогащения педагогического багажа время – 216 часов. Но даже неуклонно посещая нашу Педагогическую академию последипломного образования раз в пять лет, учитель все равно отставал бы от стремительных преобразований. И ученые нашей области для удобства и наибольшей эффективности разработали гибкую систему повышения квалификации. Педагог посещает академию три раза по 72 часа, или каждый год он получает столько занятий, сколько ему требуется, открывая для себя накопительный порядок получения знаний. Получив классический курс, он может остаться неудовлетворенным. И сказать, например: «Хочу освоить интерактивную доску». Педагогу даже ехать никуда не придется, ему помогут на месте разобраться, а затраченное на изучение время войдет в ту кредитно-накопительную копилку, которая и определяет те 216 часов повышения квалификации.
– Прогресс диктует свои законы: сейчас требуется неуклонное повышение квалификации педагогов в области IT-технологий.
– Само собой разумеется. Но при этом тот, кто обучает приемам информационных разработок, должен быть высококлассным специалистом в этой сфере. И владеть знаниями о любых новых веяниях в образовании. В современном мире так: если сегодня не узнал ничего нового, уже опоздал. Выстраивающаяся служба предполагает очень мобильную педагогическую составляющую, то есть эта служба может работать на заказ. Есть проблема – приглашаем преподавателя, работающего именно в этом направлении.
Сейчас в школы поставляют огромное количество оборудования: компьютеры, лингафонные кабинеты, интерактивные доски. Учитель, обремененный собственной нагрузкой, заниматься разработкой новых технологий не может. В таких ситуациях на помощь приходит межшкольная методическая служба. Благодаря ее существованию и работе регионального координационного центра появились условия для организации курсов разработчиков. Они показывают возможности продукта, обучают работе на нем.
На базе межшкольных методических центров есть курсы разного уровня. Нулевого, когда учителя осваивают проектную технологию, знакомясь с различными программами. Этот уровень хорош тем, что собирает преподавателей всех предметов воедино. Обмен опытом между ними очень важен.
Второй уровень – проектирование виртуальной образовательной среды. РКЦ учит работать в Skype, проводить игры, деловые совещания, дебаты, мессенжи, используя видеопорт. Дальше учителя могут использовать эти технологии на своих уроках. Что, кстати, они и делают, к превеликому собственному удовольствию и радости своих учеников. Мы видим на опыте Шатуры, как, обучившись в Институте открытого образования Московского государственного областного университета, где базируется региональный координационный центр ММЦ, педагоги проводят видеоконференции с Болгарией по русскому языку. Это не просто переписка, это увлекательнейшие диспуты! Я уже не говорю о том, что такое живое непосредственное общение крайне обогащает методику преподавания славистики и здесь, и там. Воскресенск устраивал дебаты между школами по проблеме толерантности. Пожалуйста, вот вам уроки истории. В этом городе через Skype проходят интегрированные уроки внутри школ: история и информатика, проводятся деловые игры в глобальной Сети. Одинцовский район размещает в интерактивной среде уроки по музыке. Таким образом, идея постоянного совершенствования IT-технологий и идея работы на учителя дает свои всходы.
Маршрут, по которому может идти учитель, следует тщательно прописывать. Ему не обязателен конкретный рецепт, для педагога важна идея, и нужно просто показать ему те пути, по которым можно пойти, чтобы ее реализовать. Но он сам решает, что именно необходимо для него и его школы.
Например, в Солнечногорске создается особый виртуальный центр подготовки по единому госэкзамену. Мы выбрали три школы, в классах которых работает лаборант. Он открывает видеопортал. Одновременно с ребятами и техниками работают психологи и учителя русского языка. Психолог рассказывает, как вести себя в интерактивном пространстве, а русист – как подготовиться к ЕГЭ. В классах могут сидеть не только ученики, но и их родители и учителя. Запускается тестовая база, и школьники, обучаясь, имеют возможность протестировать себя самостоятельно. Девчонки и мальчишки на таких занятиях не просто просматривают варианты, они преодолевают свой страх. Этот проект только стартовал, но он будет востребован и детьми, и учителями, и родителями. И чем он еще привлекателен: все программы в открытом доступе, что не удорожает проект, трафик интернета обеспечивает участие в нем любой из школ.
Сегодня мы хотим соединить все школы области в единый портал. Для самых разных нужд. Там можно будет создавать сайты любой иерархии: ученика, класса, учителя, школы. Там даже можно создавать учебники, не надо покупать оболочку.
Технологическая революция совершается на наших глазах – мы видим, как изменился окружающий мир, как меняется наша повседневная жизнь, и педагоги не должны держаться в стороне от этих процессов. Когда педагоги видят, что удается сделать их коллегам, их мировоззрение и отношение к работе полностью меняются. Они попадают в другой мир, где жизнь идет полным ходом, где рождаются новые идеи и создаются команды единомышленников, готовых их реализовать. И отстать от этого мчащегося навстречу совершенству локомотива уже никому не захочется.
Московская область
Комментарии