Информация
Прошло заседание президиума недавно созданной Ассоциации популяризации и внедрения ПМО «Успех каждого». В нем приняли участие директор школы №36 имени Г.Р.Державина (Великий Новгород) Светлана Матвеева, директор школы №4 (Малоярославец, Калужская область) Татьяна Иванова, директор гимназии №12 города Липецка Ольга Уласевич, исполняющий обязанности директора Школы Иннополис (Республика Татарстан) Сергей Ежов, директор авторской академической школы №186 (Нижний Новгород) Михаил Буров. На заседании президиума был избран президент ассоциации. Им стала Ольга Уласевич.
Элемент не самоцель
Андрей СЕЛИВАНОВ, директор гимназии «Гармония», Великий Новгород
Мы воспринимаем персонализированную модель образования (ПМО) как новую форму организации образовательного процесса и обновления содержания образования. И считаем, что это не противоречит традиционным подходам, однако способствует обновлению содержания с точки зрения применения базовых теоретических знаний в условиях современного мира, чтобы дети могли сказать, как полученные знания они будут использовать в жизни. Все это прописано во ФГОС, а мы должны работать в политике государства.
В самом начале было несколько трудностей. Кстати, саму платформу мы рассматриваем всего лишь как элемент ПМО, но не как ее краеугольный камень, потому что модель вполне можно реализовать и без платформы, как это и происходило раньше. Мы изучали, как можно изменить планирование, уйти от поурочного к модульному. Разнообразие заданий позволяет каждому ребенку выбрать тот уровень материала, на который он может замахнуться. Он сам производит отбор материала, чтобы перейти на новый уровень.
И тут очень важна мотивация – что мы должны такого сказать ребенку, чтобы он сам заинтересовался в собственном личном развитии. Вот это было трудно. И для этого нам надо было самим измениться. Для этого мы в течение полутора месяцев проводили учительские тренинги, чтобы понять, как жить дальше.
Как мы работали до внедрения платформы? На самом деле нормально работали. Ведь если даже взять обычный учебник, вспомните, в нем в конце каждого параграфа есть задания разного уровня сложности. Первый – уровень «вызубри и повтори», последний – сто процентов творческий. И это есть не только у гуманитариев, вспомните задачки со звездочками у математиков.
Но это все учителя определяли за учеников. А надо сделать так, чтобы у каждого ученика появилось стремление выстраивать индивидуальную траекторию обучения и самому подбирать под нее содержание. В принципе это абсолютно достижимо и в обычных условиях, даже без Интернета, но именно на СберКлассе делать это максимально удобно.
Самый сложный момент – система оценивания, если честно, до сих пор мы его до конца не отработали. Трудно, например, поставить пятерку просто за пересказ текста в одном случае, а в другом – за выполнение сложного творческого задания, на которое ребенок потратил много сил и времени. Пока мы тут не договорились между собой. Пятерка пятерке рознь.
Хочу сказать, что все это никак не отменяет классно-урочной системы как таковой. Конечно, часть материала теперь дети изучают в классе, часть – дома, самостоятельно. Но урок есть урок, и там идет работа либо индивидуальная, либо в парах, либо в группах, либо в режиме лекции и семинара. Напомню, что упомянутым ФГОС предписано большую часть урока в старших классах уделять самостоятельной работе, и мы это выполняем, то есть платформа помогает эту идею реализовать.
Досье «УГ»
Ольга Николаевна Уласевич – кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, внесена в энциклопедию «Лучшие люди России» в числе учителей, «заслуги которых оказывают наиболее положительное влияние на развитие учебных заведений российского общества». Награждена медалью «За службу образованию» за успехи и достижения в деле образования подрастающего поколения, почетными знаками, грамотами и дипломами. Под ее руководством гимназия №12 стала абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2018.
Цитата номера
«Персонализация образования – важнейшее условие воспитания и социализации детей. В условиях цифровой среды и дистанта необходимо стремиться к созданию ситуации развивающего сетевого цифрового образования, к пересмотру прежнего понимания стандарта и нормирования. Высокая динамика изменений глобальной цифровизации заставляет по-новому взглянуть на саму систему регулирования, на те смыслы, которые нуждаются в регулировании, а также на технологии, которые позволят сделать систему регулирования для развития системы образования, а не для соответствия каким-то формальным требованиям».
Юрий ЗИНЧЕНКО, президент РАО
Меняемся вместе
Руслан ДУЖЕНКОВ, директор политехнического лицея №182, Казань, Республика Татарстан
Школа у нас новая, и персонал я подбирал изначально с прицелом именно на работу с ПМО, поэтому одним из условий было желание меняться и воспринимать все новое, передовое. Причем я сам развивался вместе со всеми. Да, были возрастные учителя, которые тяжело входили в процесс, но и они тоже приняли идеологию ПМО, использовали ее у себя на уроках.
На самом деле серьезные изменения коснулись в основном менталитета учителей. Людям надо было не просто понять, но и принять новые подходы. А это возможно только на практике. Оказалось, что ничего революционного, такого, что требует полного переустройства существующих подходов, тут нет, более того, некоторые признались: они и раньше использовали элементы персонализированного обучения у себя, просто называли это иначе. Хотя все согласились: было бы очень здорово, если бы уже в педвузе им давали представление о ПМО и учили работать в новых условиях, чтобы люди использовали новые подходы в системе.
Ни от одного УМК мы при этом не отказались, просто каждый учитель получил возможность по необходимости делать собственные модули и выкладывать их на платформу. Хотя того набора модулей, которые уже есть там, большинству вполне хватает, главное – научиться грамотно использовать весь этот потенциал. Разные УМК предполагают разные модули, и это опять же помогает выбирать, что кому надо. Единственное, потребовалось немного переставить уроки и перекроить расписание, потому что ПМО у нас применяется не во всех классах, а только в 5-8‑х. Но это частности.
Создавать свои модули или нет – дело каждого, хотя мое мнение таково: если вы хотите предоставить каждому ученику то, что поможет ему развить интерес к вашему предмету, а не будете подгонять детей под то, что у вас есть, тогда необходимо меняться самому и менять контент в зависимости от новых условий. Многие учителя сегодня говорят, что они готовы меняться, однако почему-то постоянно ожидают, когда им кто-то сверху скажет, когда начинать и что менять. А нам надо добиться того, чтобы каждый педагог максимально оперативно реагировал на любую ситуацию в школе и классе и делал то, что нужно для общего блага. Любопытно, но благодаря платформе у меня в лицее внезапно активизировались те учителя, от которых я меньше всего этого ожидал. Вдруг выяснилось, что им это очень интересно, более того, они впоследствии стали и других обучать новым подходам. На самом деле самая большая сложность, как ни странно, связана с формулировкой проблемного вопроса, а чисто технически изобразить это с помощью цифровых инструментов не составляет особого труда.
Хочу также добавить, что на уроке платформа используется не более 15 минут, остальное время дети работают с книгами и иными источниками информации, общаются между собой и с педагогом, выполняют индивидуальные и коллективные задания. Так что ни о каком переводе всех в «цифру» и о замене живого учителя искусственным интеллектом и речи быть не может!
В рамках реализации ПМО мы привлекаем не только детей, но и родителей для разработки дизайна образовательных модулей. К тому же сильные дети активно помогают педагогу, объясняя материал своим более слабым одноклассникам.
Трудности начального этапа
Елена ЗУБЧЕНКО, директор Ноосферной школы, Боровск, Калужская область
Когда мы только вступали в проект, для нас самой главной сложностью было, безусловно, техническое оснащение. Наша школа расположена не в самом городе, а за его пределами, поэтому скорость Интернета оставляла желать лучшего, да и техническая поддержка осуществлялась с большим трудом. К тому же пришлось заново строить локальную сеть, чтобы обеспечить качественный сигнал во всех кабинетах (не ниже 128 Мб/сек). Все это потребовало дополнительных капиталовложений, и спасибо муниципальным властям и региональному министерству, которые пошли навстречу и выделили необходимые средства. Немало помог и фонд «Вклад в будущее», поставив комплекты оборудования – ноутбуки, проекторы, экраны и т. д. Теперь у нас в школе зона устойчивого wi-fi.
Тут, правда, есть одно «но». На самом деле реализовать персонализированную модель образования можно и с плохим Интернетом, и даже вовсе без него. Но мы-то с вами живем в XXI веке и должны предоставить детям возможность обучаться в комфортных условиях и с максимальной эффективностью, поэтому, собственно, и появилась платформа «СберКласс», а для ее работы нужно вложиться в инфраструктуру. Что же касается идеологии проекта, то тут незыблемыми остаются желание самих педагогов работать по-новому, знание принципов ПМО и стремление обеспечить всем детям возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Что, повторяю, можно делать как с Интернетом, так и без него, но с ним все же гораздо удобнее.
Среди прочих, менее существенных, проблем могу назвать нехватку кадров, в начале проекта у нас не было системного администратора, не хватало штатных единиц. Но и тут местный отдел образования пошел нам навстречу и позволил расширить штат, присвоив соответствующий коэффициент. Возможно, это не столько благодаря платформе, сколько тому, что мы работаем в режиме школы полного дня.
Со стороны родительского сообщества особых проблем не было. Наши родители к включению в проект отнеслись достаточно лояльно. Мы в каждом классе провели отдельные родительские собрания, показали, что представляет собой платформа, как с ней работать, как обращаться с новым оборудованием, в чем преимущества ПМО перед традиционными подходами и т. д. И в результате практически все поняли и приняли переход на новые рельсы. Теперь у нас в проекте четыре класса, в методологии ПМО там преподается от 5 до 7 предметов, в том числе с использованием платформы. Никакого отторжения нет ни у детей, ни у их родителей.
Не скрою, весной, после перевода всех на дистанционное обучение, иногда возникали стандартные вопросы: не будет ли такого, что теперь всех станут обучать только через Интернет и платформа заменит живого педагога? Но мы еще раз собрали всех и показали, как ребенок на платформе выбирает себе задания, как проходит взаимодействие его с педагогом и одноклассниками, как оценивается его работа. С другой стороны, СберКласс предоставляет родителям широчайшие возможности увидеть успехи своего ребенка, понять, что его больше интересует, в чем он успешен и над чем следует поработать.
Хочу особо подчеркнуть, что команда поддержки со стороны фонда «Вклад в будущее» и АНО «Платформа новой школы» на протяжении всего этого периода очень оперативно реагировали на любые наши запросы и максимально быстро устраняли все выявленные недостатки. Платформа постоянно совершенствуется, пополняется новыми сервисами и материалами, теперь она доступна не только с компьютера и планшета, но даже со смартфона.
Комментарии