search
main
0

Ноу-хау по-фински. Эксперт – значит учитель

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), в Финляндии сегодня лучшее в мире среднее образование и самые образованные школьники. Об этом свидетельствуют результаты международного тестирования «Программа международной оценки учащихся», проводимого OECD раз в три года среди 15-летних школьников из разных стран мира по математике, естественным наукам и чтению. В 2000 и 2003 годах Финляндия заняла первое место из более чем сорока участвовавших стран. В 2006 году, когда в тестировании PISA впервые приняли участие 400000 учеников из 576 стран мира, финские старшеклассники снова заняли первые места по математике и естественным наукам и 2-е место по чтению.

По мнению главы международного отделения Университета Хельсинки Маркуса Лаитинена, секрет успеха финской образовательной системы в том, что она является именно системой. «Все аспекты инновационной цепочки в ней хорошо продуманы, спланированы и внедрены, а разные звенья легко совместимы друг с другом», – говорит Маркус Лаитинен. Образование – сфера прямой ответственности финского государства, Министерства образования и Национального совета по образованию, которые и осуществляют руководство всеми сферами образования в стране – начиная от дошкольного до разных моделей взрослого (в том числе послевузовского) образования. Все аспекты деятельности средних учебных заведений страны регулируются государственным «Актом об основном образовании» (1998 год).

Другим фактором успеха финской системы среднего образования принято считать ее доступность. В середине 1970-х годов в Финляндии произошел переход от селективной (сравнивающей детей друг с другом) к эгалитарной (равнодоступной) модели среднего образования, что явилось решающим шагом в процессе реформирования школьного образования. Это означает, что общее среднее образование в Финляндии равнодоступно и единообразно для всех учеников независимо от их национальности, происхождения, социального, культурного, интеллектуального уровня или физических способностей, принадлежности к разным языковым группам. Как следствие, по данным OECD, в Финляндии, в отличие от многих стран мира, в настоящее время различия между уровнем преподавания в разных школах одного региона, равно как и различия между школами из разных регионов страны, минимальны (менее 5 процентов) и даже не зависят от профиля школы.

Одним из важных факторов феноменального успеха финнов является и то, что труд школьного преподавателя (особенно классного руководителя) в Финляндии традиционно ценится и оплачивается значительно выше, чем во многих других странах. Учителей уважительно называют экспертами, а учительское ремесло считают почетной и крайне важной для общества профессией.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте