search
main
0

Ноу-хау для победы

Ученица 11‑го класса Зинаида Г. стала победительницей сразу двух престижных конкурсов: знаменитой «Большой перемены» и конкурса ученических проектов экономических стартапов. Как же быстро они вырастают! И какими умницами!

Зина была энерджайзером с 5‑го класса. Во всех классных делах и школьных проектах она всегда принимала самое живое участие. Умница, красавица, отличница, да еще и прекрасная художница, девочка щедро одарена от природы, очень развита интеллектуально, у нее много внутренней энергии, она заводит ребят вокруг себя.

В прошлом году Зина была в Америке и училась сразу в двух школах: очно – в американской, а дистантно – у нас. В этом году, наоборот, учится здесь и дистанционно оканчивает 12‑й класс в США. Как видите, график напряженный.

Бизнес-тема Зину интересовала давно, она даже посещала специальную школу в рамках дополнительного образования здесь, в России. Америка, наверное, тоже повлияла, но больше – семья. Еще Зина интересуется искусством, много читает.

Когда у нас в 8‑9‑м классах образовалась группа углубленного изучения физики и математики, она была и там. Но нести такую нагрузку даже ей было непросто, хотя не могу сказать, что она гуманитарный ребенок. Вообще у нас подобрался разносторонний класс. Мы и мультфильмы снимали, и театром увлекались. Сейчас мы разобщены в связи с пандемией, но, когда я выкладываю Зинины достижения, ребята очень живо отзываются, поздравляют. Мы все радуемся за нее.

Следует ли считать Зинин успех результатом тщательно выстроенной индивидуальной траектории? Не думаю. Не бывает какого-то одного русла, ребенок набирает всего понемножку. Но умение работать в команде я мотивировала у них с 5‑го класса. 1 сентября для нас всегда начиналось с игровой сессии.

Даже новогодние огоньки проходили в форме небольших конкурсов или проектов: каждая команда представляла какую-нибудь страну, и надо было что-то испечь, нарядиться в национальные костюмы, спеть, сплясать, а потом группы перемешивались.

Конечно, большую роль в Зинином успехе играют ее собственный интерес и внутренний багаж. Однако целый год отсутствия чувствуется. Казалось бы, американское образование… но не столичное, не нью-йоркское, не вашингтонское. Школа школе рознь. Полшага назад от привычного уровня все-таки было сделано. Мама переживает, Зина переживает…

Американская школа дала хороший задел в английском языке, с математикой все в порядке, но другие предметы просели, и приходится наверстывать. Природа природой, но и школу не надо сбрасывать со счетов, мы вносим свою лепту в развитие детей, и немалую.

Все познается в сравнении. Ребята из лицея ВШЭ, из других спецшкол в старших классах нередко либо возвращаются к нам, в 1811‑ю, либо активно участвуют в наших проектах. Видимо, в других местах им недостает интеллектуального общения, привычного для нашей школы. Мы прививаем ребятам вкус к нему начиная с пятого класса, работая как индивидуально, так и в группе во время образовательных сессий.

Бывает, что одаренный ребенок отрывается от класса и мчится, как локомотив, вперед. У педагога в такой ситуации всегда есть искушение нагрузить ученика побольше и, якобы поощряя инициативу, заставить работать за всех.

Это приводит к противоположным результатам: ученик теряет контакт с ровесниками, у него пропадает мотивация, начинаются обоснованные претензии к школе, которая забирает время и силы, но не дает того, что нужно ему лично для самореализации.

К счастью, с Зиной такого не произошло. Во-первых, ей повезло с одноклассниками. Ребята подобрались просто уникальные и по уровню развития, и по организаторским способностям, по умению сплотиться для решения конкретных задач. Зина – звезда, но ее успех не единственный, наши ребята побеждают на олимпиадах, пишут книги, участвуют в самых разных делах. Во-вторых, у нас в классе очень сильна общая атмосфера поддержки, не соперничества, а сотрудничества.

И вот здесь, в создании такой атмосферы, кроется мое учительское ноу-хау.
Дети тонко чувствуют настроение взрослых. Все знают: если в начальной школе учитель, не дай бог, кого-то невзлюбил, дети тут же реагируют и, как цыплята за курицей, идут в том же направлении.

Исправить последствия такого влияния потом очень сложно. Но ведь феномен значимого взрослого можно использовать в положительном ключе! Например, нам с классом нравилось заниматься творчеством. Мы делали подарки своими руками по 9‑й класс включительно. Ко всем праздникам! И хотя для классного руководителя любая дополнительная работа – это отдельная головная боль, ребята чувствовали себя самыми крутыми.

«Мы молодцы, мы такое можем!» Я внушала им, что круто быть умным, успешным, но успех определяется не маркой телефона, а твоими умениями. Если ты из всех предметов знаешь один, зато на все сто, тебе есть чем гордиться.

Если учишься средненько, но здорово играешь, поешь, разбираешься в литературе или силен в спорте, ты молодец! Не бывает бесталанных детей. Но будничная атмосфера очень легко их приземляет, а учитель обычно еще и добавляет негатива: «Ты, может, и рисуешь неплохо, и читаешь много, но вот диктант не написал! У тебя тройки! И кто ты после этого?»

Я считаю очень важным, чтобы любой разговор с ребятами происходил с уважением: «У меня есть точка зрения, у тебя есть точка зрения, они обе имеют право на существование. Я тебя в любом случает выслушаю». Это расправляет крылья.

У многих народов в семьях принято хвалить детей. Не все педагоги разделяют такой подход. Некоторые уверены, что от похвалы ребенок успокаивается, складывает ручки и никуда не двигается. Но мой опыт убедительно доказывает, что, если детей хвалишь, они способны на большее.

Современным детям очень не хватает внимания. Если ты уделяешь им время, готов их слушать и ценишь общество ребят, отдача обязательно будет. В конце концов надо просто их любить. И тогда все получится и у детей, и у педагога.

Галина РОСТОШИНСКАЯ, учитель истории и обществознания, классный руководитель 11‑го класса школы №1811 «Восточное Измайлово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте