В Москве в третий раз прошел конкурс «Первые шаги» среди детсадов, в которых работают группы для самых маленьких – от 6 месяцев до 3 лет. Из 1398 таких учреждений решили помериться силами почти 200, «поиграв мускулами» в номинациях: «Группа для самых маленьких», «Лучший воспитатель», «Заботливая няня». В первой номинации победителем признан детский сад №47 Центрального округа, где все группы – одна другой краше. Лучший воспитатель обнаружен в детсаду №1018 Северного округа. Это Елена Клинкова. Самая заботливая няня Зоя Казацкая работает в детском саду №1125 Восточного округа.
Во время награждения на сцене зала Департамента образования зам. начальника Управления дошкольного воспитания Мария Цапенко, вручая главный приз Елене Клинковой, сказала: «Такие хрупкие и изящные женщины в день поднимают свыше тонны веса: каждого малыша приходится брать на руки не один десяток раз, вот мы и посчитали…»
Когда я приехала в сад, то сразу же спросила Елену Анатольевну: «После такой работы дома-то вы, наверное, отлеживатесь?» – «Что вы! Там вторая смена начинается. У меня младшей дочери четыре годика. Она такая непоседа – ни минуты покоя. Я ведь, собственно говоря, из-за нее и пришла сюда работать. Было это два года назад. Только Настя из моей самой младшей группы уже выросла и сейчас в другой, а я так и осталась с малышами».
Более подробную историю приобретения детсадом лучшего воспитателя мне рассказывает заведующая Ирина Годовикова: «Елена Анатольевна пришла записывать к нам дочку, мы с ней побеседовали и поняли, что она «стоящий и очень опытный кадр» – в дошкольном образовании 15 лет. А ее заинтересовал эксперимент, в режиме которого мы работаем с 1999 года, – по программе развития детей, созданной учебным центром им. Венгера. Суть ее в преемственности дошкольного образования и начальной школы, а акцент – в индивидуальной работе с ребенком, развивающей мышление, способности и познавательную деятельность. Нам же сразу понравилось предложение, выдвинутое Клинковой, – ясельную группу сделать стационарной, мы уговорили Елену Анатольевну его реализовать. Если раньше у нас воспитатель брал группу двухлетних детишек и вел их вплоть до подготовительной, то теперь ежегодно у самых маленьких одни и те же воспитатели. Для детей это благо, потому что с ними работают профессионалы, знающие специфику этого возраста, психологию и особенности воспитания. Они помогают ребенку пережить очень трудный в жизни момент – вынужденный разрыв с мамой, сделать его наименее болезненным».
С приходом Клинковой открылась в саду «мамина школа», которую она и ведет. Мамы, а нередко и папы, приходят в сад с детишками, находятся вместе с ними на прогулке, общаются с психологом и воспитателем, знакомятся с распорядком дня, получают рекомендации, как подготовить ребенка к садику. А тут масса, кстати, нюансов, к примеру, отучить ребенка от памперсов и пустышек родителям, увы, даже и по окончании «маминой школы» не всегда удается, а воспитатели, несмотря на то что в группе 17 детей, справляются. Сейчас все дети просятся в туалет (заметьте, не на горшок), сами одеваются и раздеваются. Между прочим, даже колготки натягивают без посторонней помощи (когда воспитатель их правильно расправит). А это уж, поверьте, «высший пилотаж». И едят совершенно самостоятельно, мамы только диву даются.
Старший воспитатель Елена Шаброва говорит: «Для Елены Анатольевны и ее напарницы Любови Викторовны Сорокиной первые два месяца – сентябрь и октябрь – чрезвычайно трудные. Практически каждый ребенок расстается с мамой со слезами, каждого нужно успокоить, отвлечь. Пойдемте в группу, я вам покажу, что она придумала. Правда, детки сейчас спят, так что тихонечко».
Спальня у ребятишек – загляденье. В принципе все в ней предельно просто, но подобрано с отменным вкусом (от постельного белья – до штор). В уютных кроватках тихонько посапывают розовощекие крохи, а их портреты смотрят на меня со стены. На ней – воздушные шарики, и в каждом – компьютерная фотография ребенка, на которой он запечатлен в прекрасном настроении. Придя в группу даже со слезами на глазах, малыш тут же отвлекается, обнаружив себя веселым и сияющим. Несмотря на то что шторы сейчас опущены, со стены светит веселое ласковое «солнышко» с симпатичной мордашкой и ручками – игрушка, придуманная Еленой Анатольевной. Каждое утро дети к ней подходят: к солнышку можно прижаться, поздороваться с ним за руку, пошептать ему что-то на ушко, и грусть-тоска по маме отступает.
Правда, не у всех. Старший воспитатель мне рассказывает о маленькой Даше, которая труднее всех привыкала к садику: «Мама утром ее передавала из рук в руки Елене Анатольевне, иначе девочка тут же заходилось в крике. Поначалу она вообще от воспитательницы ни на шаг, цеплялась за шею, обнимала и начинала плакать, если к Елене Анатольевне подходил другой ребенок. Стоило ей куда-то выйти, сразу же выясняла: «Ты куда? Я не лягу спать. Я буду ждать, пока ты вернешься». А теперь Даша каждое утро приходит с удовольствием, и увести ее из сада – проблема».
Я обращаю внимание и на другие игрушки, прикрепленные к стене, – слоника и бычка с закрытыми глазами. Оказывается, «глазки на липучках» – это тоже ноу-хау Елены Анатольевны. Когда дети ложатся спать, то сначала закрывают глазки бычок и слоник, а потом уже дети.
Предметная среда в группе у малышей поражает своим разнообразием и функциональностью: есть домашний уголок, полностью «упакованный» бытовой техникой (игрушечной, конечно), кухня с плитой, электрический чайник, пылесос и даже встроенная «стиральная машина». Для желающих можно организовать «парикмахерскую»: стрижку вам вряд ли сделают, а уложить волосы феном – пожалуйста. Игрушек много, но еще большая часть, оказывается, сейчас убрана. Их специально не все сразу выставляют, чтобы не надоедали.
Елена Шаброва показывает мне развивающий уголок для занятий, где дети осваивают цвета и оттенки, различные формы. Есть «живой уголок» – там один аквариум, но зато понаблюдать за рыбками всегда можно. А еще в группе стоит красочный сундук – «уголок ряжения», в котором лежат «сценические» костюмы. Малыши очень любят на себя все примерять, заодно учатся одеваться.
А какая замечательная корпусная мебель у малышей! Ее можно быстро расставить в нужном порядке, а еще и вовсе убрать в спальню, если необходимо освободить простор для игры. Из этого помещения – вход в туалетную комнату, в которой тоже все продумано до мелочей. Удобные умывальники, над ними, как и положено, зеркала. Я, правда, в них вижу только свои ноги. Все правильно, не для меня вешали. За ширмой – крошечные, но настоящие унитазы. Интерес вызвала душевая кабина. Она обычная, вот только рядом с ней кувшин и тазики. А у душевого шланга – предостерегающая надпись: «Не пользоваться!». Оказывается, малышей из душа во избежание ожогов и переохлаждения поливать нельзя: вдруг что с водой?
Пока группа спит, беседую с Еленой Клинковой. Она рассказывает, что специальность воспитателя – ее осознанный выбор: «Я всегда любила детей. Может быть, потому что в семье была единственным ребенком и мечтала иметь младшую сестренку или братика. Когда приезжала отдыхать на дачу, то всегда вокруг меня крутились малыши. Я с ними общалась, придумывала разные игры. У меня в детстве было еще одно увлечение – рисование и, кстати, неплохо получалось. В какой-то момент я заколебалась, заняться ли изобразительным искусством или идти в педагогику, но любовь к детям перетянула. После школы поступила в педагогическое училище им. Крупской и по окончании пришла работать в детский сад. Я думаю, ничего интересней быть не может. С маленькими хоть и физически труднее, чем с детьми постарше, но зато это самый благодарный труд. Каждый день для них – открытие. А как они искренне любят! Мне одна мама говорит: «Елена Анатольевна, я вас ревную к своей дочке. Полинка только о вас дома и говорит. И вообще заявила, что вас любит больше, чем меня». А когда папа Саши Забелина спросил, кто из девочек в группе самая красивая, мальчик тут же ответил: «Елена Анатольевна». Но в принципе родители, конечно, не в обиде, зная, что ребенку здесь хорошо. «У меня замечательные детишки. Проснутся, познакомьтесь с ними». Клинкова рассказывает мне о каждом из своих «колобков» (так зовут ее группу). Вот, например, Лиза. Она поразила конкурсное жюри дважды. Сначала тем, что, когда они вошли в группу, двухлетняя кроха, подойдя к стене с фотографиями, сказала: «Это мы». И только после этого, указав на верхний снимок, добавила: «А это я там улыбаюсь». Когда жюри во время обеда наблюдало, как малышня научилась самостоятельно справляться с этим процессом, Лиза попросила воспитателя: «Ну хоть компот им дайте. У нас же гости!»
«Трудовые будни» у «колобков» весьма насыщенны. Начинается день с утренней зарядки, потом – завтрак. И занятия, занятия, занятия: музыкальные, художественная литература, фольклор, рисование, лепка, знакомство с окружающим миром, развитие моторики. Тут и пальчиковые игры (типа «сорока-белобока»), и пальчиковая гимнастика с помощью специального массажного прибора, и, конечно, прогулки, игры на свежем воздухе. В общем, весь день при деле.
Наш разговор прервали бодрые звуки музыки, готовящие «колобков» к подъему. Встали в хорошем настроении и сразу же проявили ко мне большой интерес. Первая отреагировала Лиза: «Моя мама – Лариса Анатольевна. Она сейчас на работке». Я даже не успела ей задать ни одного вопроса, как услышала о вредных привычках дедушки: «Курит и кашляет. Нельзя курить! – сказала назидательно девочка и без всякого перехода предложила: – Тебе письмо написать?» Я протянула ей блокнот, и Лиза с сосредоточенным видом исчертила его каракулями. «Ты, наверное, о маме мне письмо написала?» – спросила я девочку. «Да. Ты к нам завтра в гости придешь? Я тебе еще напишу».
Беседу с Лизой я записала на диктофон и дала прослушать. Далее от желающих «записаться» не было отбоя. Особенно настаивал Саша Лагутин. Он, правда, пока еще почти не говорит. Но очень старался. А Лиза, представляя мне очередного «интервьюера», знакомила: «Федя, он мой брат. Даша – моя сестра». На самом-то деле родственников у Лизы здесь нет, а в том, что малыши так воспринимают друг друга, – заслуга воспитателей. Елена Анатольевна говорит: «Видите, какие у нас добрые, замечательные дети. Жаль, что не успеешь оглянуться, наступают трудные минуты расставания – малыши переходят в другую группу». Но жизнь в периоде «колобков» сохраняют альбомы, которые начала вести Клинкова. В них вклеены и свадебные фотографии мам и пап, и снимки наших героев с момента рождения. Между прочим, под каждым фото – шутливые стихотворные строки, написанные воспитателями. Вот, к примеру, одна из надписей под снимком танцующей девчушки: «Пойду плясать, головой качну, карими глазами завлекать начну». Но это только начало летописи детсадовской жизни, потом ее продолжают в других группах, а на «выпускном» каждому воспитаннику торжественно вручат «дембельский» альбом.
Неудивительно, что садик пользуется большой популярностью у родителей. Вырастив здесь одного ребенка, решаются заводить второго и даже третьего. Одна мама так и сказала Елене Клинковой: «Даже не знаю, как расстанемся с вашим садом, хоть четвертого рожай». В общем-то, при таком уходе и воспитании можно и решиться.
«Я пришла в прекрасный творческий коллектив, гармонично сочетающий научную и практическую работу, – сказала мне на прощание Елена Анатольевна. – Говорю об этом без ложной скромности: наш сад стал лауреатом конкурса «Детсад 2005 года» и получил недавно статус Центра развития ребенка. Да и моя победа в конкурсе «Первые шаги» – это тоже заслуга всего коллектива, стремящегося стать лидером в дошкольном образовании.
Комментарии