НОУ еще предстоит избавиться от комплекса незаконнорожденности
Негосударственные школы, гимназии и лицеи в лучшем случае финансируются из госбюджета исключительно по 9-й статье “Расходы на питание школьников”, хотя де-юре государство берет на себя оплату расходов на образование в рамках государственного стандарта. Вопреки всем трудностям число НОУ не уменьшается: к началу 1995-1996 учебного года в Самарской области их зарегистрировано 20 (дошкольных и школьных) и 13 вузов. Спектр названий – от православных и женских гимназий до Международной академии бизнеса и банковского дела. Это значит, что рынок образовательных услуг можно признать состоявшимся.
По мнению начальника Главного управления образования администрации Самарской области Е.Когана, негосударственная система образования пока еще не нашла своей ниши. Появившись в качестве “глотка свежего воздуха”, на какое-то время НОУ взяли на себя роль теста на выживаемость бурно расцветших инновационных образовательных технологий. Время слепого упоения инновациями проходит, сменяясь пониманием того, что технологии не цель, а средство решения определенной образовательной идеи, заложенной в учебное заведение. Сегодня почти каждая школа или детский сад находятся в деятельном поиске своего лица: государство отказалось от централизованного контроля и унификации в сфере образования.
Государственная и негосударственная системы образования во всем мире существуют параллельно. Последняя вряд ли сможет конкурировать с первой количественно (для сравнения: учащихся НОУ в области насчитывается всего 1278 человек). А поскольку “негосударственность” неотьемлемо связана с платой за обучение, перед НОУ уже сегодняшний день остро поставил вопрос о стратегии развития самой системы негосударственного образования. Что принципиально должно отличать эту систему от государственной? Качество предоставляемых услуг? Непременно более высокий уровень образования? Мобильность? Наполняемость классов и ковры в кабинетах? Обсуждением всех этих вопросов занимались руководители негосударственных образовательных учреждений и представители органов управления образованием на совещании “Проблемы и перспективы развития системы негосударственного образования Самарской области”. В течение двух дней оно проходило в Тольятти на базе гимназии Ладабанка Международной академии бизнеса и банковского дела.
Судя по основному докладу о стратегии развития системы негосударственного образования области, сделанному Е.Коганом, предлагается сделать ставку именно на фундаментальное образование, позволяющее получившему его легко перестраиваться в зависимости от коньюнктуры рынка. Взять на себя адресную “поштучную” подготовку таких специалистов-универсалов государственной системе вряд ли когда-либо будет по силам. У негосударственных же есть все преимущества. Среди прочих ниш в структуре образования для частников: система среднего профессионального образования, вузы, дающие инженерно-техническое образование, система подготовки управленческих кадров.
Формирование запросов общества на платные образовательные услуги закономерно связано с платежеспособностью различных социальных групп, чего, естественно, не могут не учитывать НОУ. Ежемесячная плата в частных учебных заведениях области на 1.12.95 г. составляла от 60.000 рублей (в начальной школе) до 1.000.000 рублей в старших классах. Источники финансирования НОУ сегодня таковы: плата учащихся за обучение в рамках государственного стандарта, плата за дополнительные образовательные услуги, спонсорские средства. Кроме того, тольяттинские частные школы получают дотации из городского бюджета.
Многие вопросы, связанные с негосударственной системой образования, до сих пор носят дискуссионный характер. Нельзя назвать в полной мере защищенным и потребителя платных образовательных услуг. Тому ли учат в частной школе, хорошо ли учат, сможет ли ребенок безболезненно продолжить свое образование в государственной системе – должно ли все это быть головной болью родителей, выбравших для своего чада ту или иную форму получения образования? Осуществлять образовательный процесс без лицензии не может ни одно учреждение – лицензирование обязаны пройти все. Чтобы получить лицензию, в Центр лицензирования необходимо представить заявление, копию устава, свидетельство о регистрации, данные о кадрах, материально-технической базе, обеспеченности литературой, заключение СЭС и пр. Таким образом, инспектируются только условия ведения образовательного процесса, но не содержание образования и методики. Только государственная аккредитация может подтвердить (или не подтвердить) государственное качество образования, получаемого в частной школе или вузе, соответствие его государственному стандарту. Но по нынешнему законодательству эта процедура может быть проигнорирована негосударственным образовательным учреждением. Благо в системе образования не так много авантюристов. В большинстве своем НОУ открывают энтузиасты – одержимые гуманными идеями люди. Это вселяет надежду на то, что негосударственная система, несмотря на приставку “не”, займет достойное место в российской системе образования.
Юлия ДЕНИСОВА
По ступенькам – к “Гармонии мира”
По ступенькам – к “Гармонии мира”
Итак, по порядку…
– Я сломала ногу и получила время, чтобы тщательно обдумать все идеи – свои и единомышленников, которые родились и прорабатывались давно, – рассказывает директор лицея Анастасия Михайловна Плахотя. – Все мысли соединились в концепцию, которая на городском конкурсе инновационных образовательных программ привлекла внимание академика Масона, под руководством которого в Прибрежном работала научная экспедиция. В поселке уже создан филиал лицея – на его базе можно проводить обучение различным народным ремеслам, а также учебные занятия с детьми из Прибрежного и близлежащих поселков.
Полиэтнический гуманитарный лицей “Гармония мира” – негосударственное образовательное учреждение, соучредителями которого выступили предприятия, вузы, а также государственные структуры – самарские областная и городская администрации. Центральная философская идея, положенная в основу деятельности лицея, лаконично отражена в его названии – это принцип естественной целостности, единства и гармонии мира. Не случайно появилось в названии и определение “полиэтнический” – лицей предполагает открытие различных национальных факультетов. Фактически полиэтнический лицей – это несколько национальных школ под одной крышей, обьединенных общей воспитательной системой и блоком основных предметов, обязательных для всех лицеистов. Воспитание национального самосознания, обучение традиционной культуре будут проходить не только на теоретическом уровне. Народные ремесла, уклад жизни, духовные традиции предполагается изучать на базе центра народных ремесел – это структурное подразделение лицея, а во время летней практики – в уже упомянутом Городе мастеров. Хочешь побыть русским крестьянином XVIII века – пожалуйста, облачайся вот в этот костюм, бери вот эти орудия труда, а теперь попробуй помолотить, вот так. Можно отправиться в путешествие до нашей эры и отлить себе на память брошь, монету, медальон. В структуре лицея существует и музей традиционной культуры народов Поволжья, начало которому уже положено, и с его, правда, пока небогатой экспозицией можно познакомиться в филиале лицея в Прибрежном.
Говорить о нормальном учебном процессе в “Гармонии мира” еще рано. Создана законодательная база, его учебные программы и планы, есть желающие учиться здесь. Но в отведенном для лицея здании детского сада в Самаре идет ремонт. Филиал лицея в Прибрежном шесть раз в неделю посещают двенадцать десятиклассников – это первый набор.
Как он проходил? Статистика показывает, что негосударственные образовательные учреждения в основном открываются в крупных городах, где уже сформировалась потребность в такого рода образовательных услугах и есть родители, готовые платить за образование детей. В Прибрежном – 14 тысяч жителей, народ в большинстве своем молодой, промышляет изготовлением автомобильных деталей. В поселке три школы (одна из них вечерняя).
– Мы не ставили целью выбрать какой-то социальный слой, а просто старались привлечь детей, которые стремятся к знаниям, – рассказывает директор филиала лицея Галина Петровна Смородина. – Ходили по школам. Сначала все относились настороженно, но все-таки укомплектовали полностью один класс, а теперь молва разошлась по поселку, и в следующем учебном году мы, по всей видимости, будем зачислять в лицей по конкурсу.
Да, нынешний десятый класс можно назвать пробным: в первые недели занятий обнаружился далеко не лицейский уровень знаний зачисленных. Конечно, отставание удалось быстро ликвидировать (на 12 учеников здесь 15 преподавателей, в том числе и из самарских вузов), у ребят сформировался устойчивый интерес к учебе. И вряд ли к этому подстегивали лишь отданные родителями за обучение 250 тысяч рублей в месяц.
Нелегко строить прогнозы – тем более относительно судьбы негосударственного образовательного учреждения. Но сама идея обьединить в будущем детей различных национальностей под одной крышей выглядит привлекательной, особенно для Самарского региона, всегда отличавшегося национальной и религиозной терпимостью. Может быть, спустя годы, когда пусть небольшой процент населения области будут составлять выпускники “Гармонии мира”, уменьшится количество восклицаний типа “чужеродцы, прочь с нашей земли!”
Юлия ДЕНИСОВА
Самарское представительство ИОО развертывает программу грантовой поддержки проектов, направленных на обновление среднего образования в Самарском регионе
Данной программой предусматривается поддержка проектов, реально способствующих обновлению и развитию среднего образования. Предоставляемые проекты должны быть направлены на развитие и поддержание демократических тенденций в образовательной сфере и способствовать формированию открытого общества в России. Проектная деятельность может осуществляться, например, по следующим направлениям: альтернативное содержание образования (учебные курсы, методическое обоснование); альтернативные модели переподготовки учителей; модели демократизации школы; детские инициативы во внешкольной деятельности, детские организации; граждановедение и права человека (проекты для средней школы, включая начальную) и т.д.
Проект должен быть:
ясно и кратко изложен;
содержать конкретные цели и задачи;
основываться на существующей потребности.
Механизм проекта должен:
реально обеспечивать его реализацию;
быть реалистичным по масштабам и размерам;
разумным по бюджету, который подробно расписан. Результатом проекта должна стать самостоятельно функционирующая система (модель), необходимость которой серьезно обоснована.
Не поддерживаются проекты, направленные на развитие всякого рода политической и коммерческой деятельности.
Заявка на грантовую поддержку может носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
Заявка на получение гранта составляется по определенной форме, которую можно получить в Самарском представительстве Института “Открытое Общество”.
Заявка на получение гранта рассматривается независимым Экспертным советом программы в течение месяца со дня ее поступления.
К заявке желательны рекомендательные письма.
Решение о выделении гранта вступает в силу после положительных решений Экспертного совета в Самаре, расширенного Экспертного совета и Правления Института “Открытое Общество” в Москве.
Для получения дополнительной информации обращайтесь в Самарское представительство Института “Открытое Общество” по адресу г.Самара, ул.Молодогвардейская, 151, к.224.
Контактные телефоны:
32-27-85, 42-15-15,
Ефимов Вячеслав
(с 12.00-18.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья)
Над выпуском работали:
Людмила ЕПИХИНА (ответственная за выпуск), Юлия ДЕНИСОВА,
Марина ПАВЛОВА,
Константин Грессель (верстка).
Наш адрес:
443111, СИПКРО, Самара, Московское шоссе,
125а, комната 327.
Телефон (8462)42-65-15
Комментарии