Российская школа накопила в ушедшем веке огромный педагогический опыт. С Антоном Семеновичем Макаренко, Василием Александровичем Сухомлинским связаны целые эпохи, в конце века появилась целая плеяда учителей-новаторов, выступивших с идеей сотрудничества учителя и ученика. Что же происходит сейчас, развивается ли педагогическая наука или, наоборот, глохнет? «Учительская газета» начинает инвентаризацию великих педагогических имен России XX-XXI веков. Первое слово – главному специалисту по советской педагогике Михаилу БОГУСЛАВСКОМУ, члену-корреспонденту РАО, председателю Научного совета по истории образования педагогической науки РАО. Двадцать лет развития российского образования на постсоветском пространстве значительный срок, чтобы подвести итоги и задуматься о будущем. Символично, что эти два десятилетия красиво оформлены двумя законами «Об образовании». Первый был принят в 1992 году. Этой осенью должны принять новый закон.
По роду своей профессиональной деятельности постоянно и тщательно анализируя процессы, происходящие в российском образовании, особенно остро чувствую, как из него уходит педагогика, а остается одно образование в своем предельно простом и беспощадном виде. Вот все до боли знакомые явления, которые составляют современный образовательный ландшафт.
ЕГЭ, который призван создать объективно равные условия для поступления в вузы, с неизбежностью падающего ножа гильотины отсекает миллион нюансов, из которых, собственно, и состоит педагогика. Раньше выпускные экзамены в школах превращались в настоящее педагогическое действо, где учитывалось множество деталей. И не очень способному, но трудолюбивому ученику чуть завышали балл, чтобы поддержать его усилия. А иной записной отличник, понадеявшийся на свои способности, получал жесткую четверку или тройку, на всю жизнь запоминая этот урок.
Директор школы был учителем учителей, а не только менеджером с разной степенью успешности. А мерилом перспектив его профессиональной деятельности был не паспортный возраст, а особая гуманная и творческая атмосфера в школьном коллективе, продуктивная социально-педагогическая деятельность, ну и, конечно, собственно учебные достижения. Сейчас же, оголтело выпихивая на пенсию заслуженных, но, увы, немолоденьких директоров, на их место ставят верноподданных и бездушных 35-летних «железных кнопок», готовых беспрекословно выполнять любые чиновничьи директивы. Причем назначение этих выдвиженцев для педагогических коллективов всегда проходит неожиданно, быстро и жестко, напоминая по стремительности и беспощадности происходящего своего рода рейдерский захват.
В отечественном педагогическом пространстве всегда существовали школы большие и маленькие, причем считалось, что небольшие школы лучше, поскольку в них есть возможность достучаться до каждого ребенка. Теперь в образовательном пространстве ведущей – на всех уровнях от университетов до дошкольных образовательных учреж-
дений – является тенденция к объединению всех и вся. Тенденция абсолютно механическая и режущая всех по живому. Ее структурно-организационные, экономические и управленческие, да и образовательные факторы понятны, но опять-таки в них нет ничего педагогического – так, одна «движуха» да грошовая экономия.
Теперь немного о новом законопроекте «Об образовании в РФ», который осенью примут и утвердят в качестве закона. Остались последние шероховатости: жадный Минфин хочет отобрать все социально-бытовые льготы у сельских учителей, а доблестное Министерство образования и науки их отбивает.
Но дело, конечно, не в этом. Характеризуя новый закон, в качестве его наиболее сильных сторон называют гарантию заработной платы учителей по отношению к средней по промышленности, легитимизацию новой структуры системы образования, в частности выделение дошкольного образования в самостоятельную ступень. Подчеркивают, что в нем получат законодательное оформление новая структура высшего образования и другие уже сложившиеся в российском образовании процессы и явления. Все это так, и по данным, опять же чисто образовательным, соображениям новый закон полезен и необходим.
Но в отличие от прежнего Закона «Об образовании» в нем есть существенная педагогическая проблема. Закон 1992 года был весь устремлен в будущее, он звал вперед, стимулировал к развитию, распахивал пространства. Он был вдохновляюще гуманистичен и демократичен. В этом, конечно, была и его существенная слабость, которой не замедлили воспользоваться «человеки в мундирах».
А новый закон никого не вдохновляет и никуда не ведет. Он совершенно в социально-философском залоге бесцелен и поэтому в ценностном плане бессмыслен. По нему образовательная Россия сможет жить и работать. А вот полюбить его не получится.
В этом плане показательна картинка принятия нового закона на заседании правительства в июле 2012 года. Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев пытался вдохновить членов кабинета словами о том, какой важный и судьбоносный закон они рассматривают, что он имеет отношение ко всем гражданам России. Предложил организовать обсуждение. Какое там – пустые глаза и откровенная скука. В итоге все обсуждение уложилось в три минуты…
Мне, конечно, захотят открыть глаза, поведают, что, мол, закон -документ нормативный, юридический, строгий, там не место для любви и лирики, это дело других документов. Согласен, тогда назовите эти документы, вдохновляющие и стимулирующие к творческой педагогической деятельности, определяющие для педагогической, а не только образовательной России, пленительные перспективы ее развития. Документы, где человеческим языком изложены цели и задачи воспитания и обучения. Вы скажете, что это все есть в новых ФГОС – тогда Бог вам судья.
Итак, увы, но педагогика в современной российской действительности потерпела полное поражение и по всем фронтам заменена образованием. Разумеется, это, к счастью, касается только макрообразовательных процессов. В конкретном образовательном учреждении – верю и знаю -тщанием педагогических подвижников живут и педагогика, и воспитание, трудно, но живут.
Но этого мало, ведь педагогическое пространство и атмосфера гуманного воспитания – это тот живительный воздух, благодаря которому рождаются, существуют и действуют великие отечественные педагоги.
Сейчас, пройдя в 90-е годы через, к сожалению, неизбежный искус сокрушительной критики советской школы и педагогики, мы, в очередной раз прозрев, начинаем осознавать ее великие достижения и бесценные открытия, имеющие, безусловно, всемирное значение.
Как профессиональный историк педагогики, могу со всей ответственностью засвидетельствовать, что таких, прежде всего социально-педагогических, да и интеллектуально-образовательных, заслуг, которые были достигнуты советской педагогикой и системой образования, не знала вся мировая история.
Да, к сожалению, советская система образования, особенно школьная ее ступень, была невариативна (что, кстати, объяснялось стремлением избежать социальной дифференциации детей) и ритуально идеологична. Вот, собственно, и все обвинения, которые разумные люди, кроме вечно истероидно кликушествующих одиноких мамаш, если зачем-то захотят, смогут предъявить советской школе и педагогике.
Но нам сейчас главное не это. Необходимо осознать, что весь насыщенный высокими социальными целями воздух советской педагогики окрылял и вдохновлял педагогов на творческие прорывы.
Дух захватывает от простого перечисления имен великих отечественных педагогов XX века. Даже если ограничиться сакраментальной десяткой, то это такие педагогические титаны, как П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, С.Т.Шацкий, К.Н.Вент-цель, М.М.Рубинштейн, П.П.Блонс-кий, А.С.Макаренко, С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, В.А.Сухомлинс-кий. Здесь поименованы только те педагоги, чей жизненный путь прервался до начала 70-х годов. Какая другая национальная педагогика, кроме нашей, отечественной, способна за XX столетие выставить такую когорту имен великих педагогов – никто и близко не стоит.
А ведь здесь названы только имена первого порядка. И если заглянуть в условный следующий эшелон, во вторую десятку, то здесь мы встретим не менее славные имена: М.И.Демков, Н.К.Крупская, М.Н.Скаткин, А.М.Данилов, Ф.Ф.Королев, Л.В.Занков, И.Я.Лер-нер, И.П.Иванов, Л.И.Новикова, В.В.Краевский.
Их педагогическая деятельность осуществлялась на прочном фундаменте трудов великих советских психологов: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элько-нин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, А.В.Брушлинский.
Но это только педагоги и психологи, а ведь в отечественном образовательном пространстве XX века творила плеяда великих философов и педагогических мыслителей: отец И.Крондштадтский, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.В.Розанов, П.А. Сорокин, П.А.Флоренский, Г.Г.Шпет, Н.К.Рерих, Г.В.Флоровский, Д.Л.Андреев, отец A. Мень.
Присовокупим к этому славному списку имена тех философов, психологов и педагогов, чья творческая деятельность пришлась на 60-80-е годы XX века: Э.В.Ильенков, В.С.Библер, Г.П.Щедровицкий, B. Ф.Матвеев, С.Л.Соловейчик, М.К.Мамардашвили, В.В.Давыдов, Ф.Т.Михайлов, И.С.Кон.
В этом своеобразном мартирологе названы славные имена только тех философов, психологов, педагогов и педагогических мыслителей, которых нет больше с нами.
Как известно, текущий 2012 год в России указом Президента РФ был объявлен Годом российской истории. Это было сделано «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе».
Мы располагаем накопленным на протяжении XX века, имеющим всемирное и непреходящее значение великим наследием, вобравшим в себя концептуально осмысленный бесценный опыт обучения, воспитания и социализации подрастающих поколений.
Творческое обращение к его живительному и вдохновляющему потенциалу способно очеловечить современное российское образование, обратить его от организационно-управленческих и финансово-экономических тенет к вдохновляющим психолого-педагогическим целям и задачам.
Комментарии