Дорогие друзья, я вместе с вами проделал длинный трехлетний путь, в течение которого в «УГ» публиковался мой шахматный курс первого года обучения.
Окончание. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №№4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39, 43, 48 за 2007 год; №№9, 13, 18, 22, 26, 31, 34, 40, 44 за 2008 год.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Так получилось, что публикация последнего урока курса совпала по времени с проведением первой в России конференции по шахматному образованию. Этот факт я одновременно рассматриваю и как эпилог, и как отправную точку, начало нового витка интереса общества к шахматному всеобучу.
Сразу скажу – Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России», проведенная в Томске, удалась! На нее съехались представители 23 регионов России, при этом большинство из них представили свои развернутые программы мер по возвращению шахматам их былой популярности.
Конференция стартовала 6 ноября. В связи с тем что накануне прошла церемония оглашения Послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию, в работе конференции не смогли принять участие многие знаковые фигуры. Но все они прислали приветствия, которые были зачитаны делегатам конференции.
В приветствии заместителя председателя Правительства РФ, президента Российской шахматной федерации Александра Жукова говорится: «Став заметной составляющей культурной жизни нашей страны, шахматы формируют элемент ее интеллектуального облика во всем мире. Замечательно, что Томск, являясь признанным центром образования и образовательных технологий, сегодня активно внедряет шахматный всеобуч, собирая специалистов, весь творческий потенциал страны, капитал российской шахматной школы».
А вот фрагмент приветствия министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко: «В настоящее время вопросы обеспечения преемственности в системе образования России лучших традиций отечественной шахматной школы и создания условий, необходимых для совершенствования дополнительного образования детей в области шахмат, являются важнейшими в деятельности органов исполнительной власти всех уровней и других заинтересованных структур. Уверен, что общие усилия государства, педагогов, родителей, ученых, общественных организаций будут способствовать развитию дополнительного образования детей в области шахмат…»
Развернутое приветствие прислал президент Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов. В последние годы он самое серьезное внимание уделяет продвижению шахмат в школу в общемировом масштабе, поэтому его радует каждая региональная инициатива.
Директор «Шахматной академии» Республики Калмыкия Вячеслав Намруев рассказал, что 13 лет назад был издан указ президента Калмыкии «О государственной поддержке развития шахматного движения». В начальных классах были введены уроки шахмат, созданы секции и кружки при учреждениях дополнительного образования.
Президент Федерации шахмат Югры, председатель Думы Ханты-Мансийска Василий Филипенко в своем докладе отметил, что руководство региона летом издало распоряжение «О плане мероприятий по содействию организации работы шахматных объединений в муниципальных образовательных учреждениях и учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2008-2010 годы». Особое значение в нем придают шахматному всеобучу: в 95 общеобразовательных школах введен урок шахмат для 10000 детей!
Заместитель директора Псковского областного центра детского и юношеского туризма и экскурсий Николай Агафонов рассказал о том, что управление образования области и областная Федерация шахмат разработали план мероприятий по введению шахматного всеобуча в этом учебном году в 100 базовых общеобразовательных школах области. В июле 2008 года вышло распоряжение администрации области «О развитии шахматного образования в системе образования Псковской области», в котором были определены приоритеты всеобуча на ближайшую перспективу:
1) введение во вторых классах общеобразовательных учреждений курса шахмат;
2) организация дополнительного образования детей в области шахмат;
3) развитие сети объединений обучающихся по шахматному образованию в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Для 100 базовых школ области были закуплены федеральные учебно-методические комплекты «Шахматы – школе».
Был составлен социологический портрет педагога шахматного всеобуча:
1) образование: высшее – 88,6%, среднее специальное -11,4%;
2) преподаваемые предметы: начальные классы – 44%, математика, физика – 14%, физическая культура – 10%, ОБЖ – 9%, информатика – 3% и т. д.;
3) стаж: 1-10 лет – 6%, 10-25 лет – 60%, более 25 лет – 34%;
4) гендерный состав: женщины – 41,8%, мужчины – 58,2%;
5) знание шахмат: начинающие – 20%, умеющие играть – 62%, имеющие разряд по шахматам – 18%.
Выступление заведующего кафедрой педагогики и организации шахматной работы Российского государственного социального университета (РГСУ) Александра Костьева касалось подготовки шахматных специалистов в РГСУ и общих проблем всеобуча. Только что в структуре РГСУ создан Международный центр шахматного образования, а в феврале будущего года в университете пройдет международная конференция «Шахматы в системе образования в России и мире». Александр Костьев подчеркнул, что УМК «Шахматы – школе» в настоящий момент – единственный, имеющий гриф Минобразования РФ.
«Мы приехали поучиться!» – так начал свой доклад заместитель министра по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области Андрей Салов. Если в спортивном отношении этот регион находится в числе лидеров (летом там создана «Уральская шахматная академия»), то шахматный всеобуч пока в стадии разработки.
Теперь перехожу к докладам организаторов конференции. Базисный доклад сделал начальник Департамента общего образования Томской области Леонид Глок. Он рассказал, что для переподготовки педагогов в мае 2007 года были проведены курсы повышения квалификации по тематике «Шахматы – школе», на которых обучились 42 учителя. Основной состав слушателей – учителя начальных классов и учителя-предметники. Большая часть слушателей либо совсем не умели играть, либо немного были знакомы с правилами игры. Затем были проведены окружные семинары для более чем 200 учителей. На них были разобраны первые девять уроков курса «Шахматы – школе». В Томске прошло 11 семинаров по шахматам, в которых были задействованы 500 учителей. В этом учебном году уроки шахмат в школах посещают уже 11137 ребят.
Методист Татьяна Партыс привела результаты анкетирования учителей, которым был задан вопрос: помогает ли урок шахмат в освоении общей программы, развитии логики, мышления, других предметов? Из 364 учителей 356 ответили «да».
Директор автономной некоммерческой организации «Томская шахматная академия» Борис Шайдуллин отметил, что без поддержки регионального руководства самые благие намерения общественных организаций обречены.
Начальник Департамента общего образования администрации Томска Ольга Васильева отметила, что на первых порах у педагогов начальных классов, привлеченных для преподавания шахмат, наблюдался психологический барьер. Но его сняли курсы повышения квалификации.
7 ноября заработали две секции. В секции №2 гостей ознакомили с опытом системы дополнительного образования, а секция №1 заседала в гимназии №29 (директор Светлана Шаболина). В гимназии делегатам конференции сначала была показана шахматная инсценировка, а затем – фрагмент открытого урока во втором классе и мастер-класс в третьем классе. Здесь опять-таки делегаты разделились: одни пошли оценить мастер-класс, проведенный Евгением Кимом, а другие делегаты посетили урок, который провела учитель начальных классов Людмила Истомина.
Именно этот урок стал главным событием конференции, так как наглядно показал, что учитель начальных классов может и должен проводить шахматные занятия. И как это нужно делать по УМК «Шахматы – школе». Это была феерия! Урок начинается, дети знакомятся с шахматными фигурами и расставляют начальное положение. Затем ученики складывают из букв «Н», «О», «С», «Л» название шахматной фигуры, решают задания из учебника «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Учитель дает ученикам карточки: белые слоны должны счастливо избежать мин и добраться до ракеты. Все ребята быстро и четко находят оптимальный маршрут. Затем еще несколько задач, среди которых отмечу следующую: может ли слон из угла доски за один ход попасть в центр? Справились все ученики!
Людмила Истомина провела урок великолепно, на одном дыхании. И тут я попросил разрешить мне позаниматься с учениками еще пять минут. Я прекрасно понимал, что рискую. А вдруг ребята растеряются и не смогут ответить на мои каверзные вопросы? Но по тому, как уверенно ребята владели материалом, я знал, что все будет хорошо. И провел с детьми веселую пятиминутку, загадал им загадки, которые читатели «УГ» уже знают (по №22, 2008 г., статья «Планета Наоборот»). Юные шахматисты молодцы – все решили! Победа!
Подытоживая работу конференции, ее делегаты приняли обращение, в котором первым пунктом стал следующий: «В Правительство РФ: 1. Выступить с законодательной инициативой о введении шахматных уроков в Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования нового поколения». С полным текстом обращения можно ознакомиться на сайте шахматного всеобуча http://chess555.narod.ru.
А лично для меня шоком стал тот факт, что в последний час работы конференции мне был преподнесен подарок – золотые часы, на которых выгравировано «От губернатора В.Кресса» (как знак моей плодотворной работы по продвижению шахматного всеобуча в школы Томской области).
В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев писал: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности… Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом». Лично мне кажется, что каждая строчка в этом абзаце – о шахматах как учебном предмете.
Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО
Комментарии