search
main
0

Нос не вешай и не задирай. Взаимодействие учеников инклюзивного класса на уроках физкультуры

Цель: содействовать активизации творческой деятельности педагогов в работе с детьми с ОВЗ на уроках физической культуры в условиях инклюзивного образования.

Задачи: – постановка проблемы взаимодействия учеников без ограничений по здоровью и детей с ОВЗ в процессе игр и соревнований; – знакомство с авторскими способами адаптации известных игр под интересы и возможности каждого ученика; – участие в практической части мастер-класса.Актуальность: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования; по данным Всемирной организации здравоохранения, количество таких детей ежегодно увеличивается. Социальная значимость: инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, в том числе и с особыми образовательными потребностями, что обеспечивает реализацию их конституционных прав и свобод. Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, для развития взаимодействия, направленного на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении, на улучшение психофизического и эмоционального состояния учащихся, на создание оптимальных условий для достижения каждым ребенком ситуации успеха, на реализацию потенциала каждого ребенка.Метапредметные связи: во время игры ребята встречают различные понятия (цвет, размер, форма, вкус, продукты, фрукты, овощи, профессии, вежливые слова, единицы времени и так далее); расширяются кругозор, словарный запас, активируется познавательная активность, возрастает интерес к выполнению поставленных задач. Оборудование: разноцветные кубики, обручи, «снежки», карточки с видами спорта. Ход мастер-классаI. ВступлениеВ условиях инклюзивного образования, когда на уроке физкультуры одновременно занимаются ребята с разными возможностями, особенно ответственно надо подходить к выбору игр. Ведь неправильно подобранная игра может и навредить, задеть детскую психику! Дети, особенно с ограниченными возможностями здоровья, сконцентрировавшись на своих проблемах, стесняются, боятся проявить себя, подвести товарищей, опасаются осуждения. В этом случае могут помочь игры. В программе предмета «Физическая культура» есть целый раздел «Подвижные игры». На уроках физической культуры я активно использую хорошо известные игры, в которые можно играть всем вместе. Они не только помогают ребятам осваивать учебный материал, учиться взаимодействовать с одноклассниками, но и являются эффективным методом воспитательного и психотерапевтического воздействия. Игры я адаптирую под особенности нозологической группы детей данного класса. То есть если в классе есть дети с ДЦП – снижается двигательная функция игры, если эмоциональные проблемы – соревновательная. Специально созданная ситуация успешности помогает ребятам почувствовать себя увереннее, снижает тревожность. Пока ребенок адаптируется, привыкает, я использую игры с неярко выраженным соревновательным эффектом. II. Практическая частьЖелающим предлагается встать в круг и поучаствовать в играх. Проводится 3-4 игры. Игра «Салат» (развитие внимания, быстроты, ловкости) Дети стоят в кругу. Перед каждым лежит кубик. Кубики разноцветные. Перед игрой мы договариваемся, из чего будем делать салат (овощи, фрукты) и какой ингредиент каждый цвет кубика означает. Водящий стоит в центре круга и говорит, из чего он сегодня будет делать салат. Те дети, у кого есть эти ингредиенты, должны поменяться местами. А водящий стремится занять место одного из игроков. Тот, кто не успел, становится водящим. Ребенку, который не очень быстро выполнил действие, неудача не доставляет дискомфорта, так как водить (то есть быть поваром) в этой игре всем детям нравится. В процессе игры можно провести беседу об овощах или фруктах, их цвете, размере, форме, вкусе (метапредметные связи). «Вежливая игра» (развитие внимания) Водящий называет и показывает движение, которое надо выполнить. Движение выполняем только после слова «пожалуйста». Если такого слова нет, движение не делаем. В первом классе длительное время играем без выбывания игроков. Даже тот, кто допустил ошибку, остается и продолжает играть вместе со всеми. Ребята поддерживают и подбадривают друг друга. Есть еще один важный момент в детских играх. Придя в первый класс, некоторые ребята позволяют себе смеяться над ошибками других, что совершенно недопустимо в любом детском коллективе, а особенно в классе, где есть дети с ОВЗ. Поэтому первым делом мы запоминаем такое правило: «Смеяться можно над хорошей шуткой, а ошибки надо исправлять!» Игра «Снежки»  Ее учебная задача – совершенствование техники метания малого мяча в горизонтальную цель. Ученики делятся на 2-3 команды, получают по 2 «снежка» (бумажный шарик). По сигналу учителя дети метают снежки в обруч, лежащий перед командой. Побеждает команда, в чьем обруче снежков окажется больше. Это настоящее соревнование! А ребенок, особенно с ограниченными возможностями, получает уверенность в себе, ведь все знают, что каждый старается, чтобы получилось лучше. Закреплению успеха способствует игра «Пантомима».На карточке изображен спортсмен. Водящему нужно показать одноклассникам такие движения, чтобы дети угадали, каким видом спорта этот спортсмен занимается. Игра проводится обычно в заключительной части урока. Снятию напряжения, раскрепощению также способствуют игры «Что изменилось?» (дети дают коллективный ответ), «Минутка» (называется только победитель), «Кто главный?» (независимо от результата водящий назначает следующего главного и играет вместе со всеми); выполнение заданий в парах, тройках. «Что изменилось?»Класс выстраивается в две шеренги лицом друг к другу. Одна команда изображает какие-либо двигательные действия, другая (водящие) запоминает, кто что показывает. Через минуту водящие закрывают глаза, а в это время 1-3 ученика меняют свое действие. По сигналу водящие должны открыть глаза и сказать, что изменилось. «Минутка»До начала игры проводится беседа о значении времени в спорте и физической культуре. Учащимся предлагается проверить себя на точность временных ощущений. Дети идут по кругу и просчитывают про себя до 60 (то есть 1 минуту). При этом водящий показывает движения, которые нужно выполнять. Тот, кто считает, что минута прошла, выходит в центр зала и продолжает выполнять движения на месте. Когда все ученики остановятся, учитель (который засекал время) называет победителя. «Кто главный?» (можно проводить на разминке) Ученики стоят в кругу. Выбирается водящий. Он отходит в сторону и отворачивается. В кругу назначается «главный» – он показывает ребятам движения, которые все за ним выполняют. Водящий должен определить, кто же «главный». Это не так-то просто, потому что «главный» должен незаметно сменить движение, пока водящий на него не смотрит. Следующего «главного» назначает бывший водящий. III. Заключение. Рефлексия Еще одно правило спортивного поведения, с которым я знакомлю детей на уроках, звучит так: «Если выиграл в соревнованиях – обязательно радуйся, но нос не задирай! А если проиграл, нос не вешай, а проанализируй ошибки, и успех обязательно придет!» Со временем, проверив себя в различных ситуациях, почувствовав поддержку товарищей, ребята приобретают уверенность в собственных силах, напряжение и тревожность уходят. Школьники начинают играть, активно соревнуясь с одноклассниками. Взаимоотношения в классе крепнут, дети учатся быть чуткими друг к другу, помогать сверстникам. Конечно, все это благотворно влияет на овладение учебным материалом, увеличивает диапазон доступных детям двигательных действий, укрепляет здоровье. А красивое слово «толерантность» становится близким и понятным, помогает делать наш мир чище и лучше для всех. Высказывания участников мастер-класса. Обсуждение увиденного. Список литературы1. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: ТВТ Дивизион, 2005. – 280 с., ил. 2. Практические и методические основы кинезотерапии: учебное пособие / Рима М.Д., Расулов М.М., Кулькова И.В. – М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 336 с.3. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 185 с.4. http://center1.testov.net/children Городской портал профессиональной ориентации учащихся города Москвы.5. http://www.openclass.ru/node/498075 Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе.​Ирина ХАБОНИНА, учитель физической культуры гимназии №1538 Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте