search
main
0

Нормы есть, главное – им следовать

​На базе гимназии №1531 состоялась встреча начальника Северо-Восточного окружного управления образования Андрея Грабовского с директорами образовательных учреждений, педагогами, председателями и членами управляющих советов на тему «Перспективы развития образовательных учреждений округа в рамках нового Закона «Об образовании в РФ». Во встрече приняли участие министр образования Москвы Исаак Калина, заместитель префекта СВАО Валентина Заботина, депутаты Московской городской Думы Татьяна Портнова и Валерий Шапошников, председатель окружного Совета родительской общественности Ирина Васина, депутаты муниципальных собраний,представители управ СВАО, члены территориального совета Общероссийского профсоюза образования. Встреча получилась очень интересной и живой, родители – члены управляющих советов задали очень много вопросов и получили исчерпывающие ответы. Депутаты обратили внимание участников встречи на то, что будущий московский закон «Об образовании» нужно будет создавать вместе педагогическому и родительскому сообществу с участием всех заинтересованных представителей столичного сообщества. Директора школ внесли немало конструктивных предложений для включения в будущий закон, оценив все статьи уже принятого Федерального закона «Об образовании в РФ» как основы для развития столичной системы образования.

У образовательной организации возможностей будет больше, чем у учрежденияАлександр ГЛОЗМАН, директор Центра образования №293, учитель года России-1997:- Закон «Об образовании в РФ» определяет правовые, организационные, экономические основы образования, закрепляя принцип единства образовательного пространства на территории РФ. Гарантией единства образовательного пространства и качества образования выступают федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования к условиям их реализации и результатам освоения. ФГОС утверждают для каждого уровня образования. Таким образом, закон закрепляет норму о равных условиях и требованиях для всех образовательных организаций. Чрезвычайно важно, что в законе закреплен ключевой принцип государственной политики в области образования – право свободного выбора каждым формы получения образования, направленности образовательных программ согласно склонностям и потребностям человека. Любая образовательная организация вправе реализовывать программы различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Именно в этих двух ключевых принципах заложен потенциал развития образовательного пространства округа, муниципального образования и каждой образовательной организации, в него входящей. Закон, соблюдая принцип вариативности получения образования, дает возможность каждой организации для реализации образовательных программ разного уровня, направленности содержания в форме очного, очно-заочного, семейного, дистантного, сетевого образования, самообразования, для использования различных образовательных технологий (модульных, дистанционных, электронного обучения), разработки образовательной программы школы, учебного плана, индивидуальных образовательных программ, локальных актов, учитывающих специфику и особенности образовательного учреждения. Наименование организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования). В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенность образовательной деятельности, уровень и направленности программ, особые условия. Организация вправе самостоятельно выстраивать свою структуру для достижения уставных целей и задач, она вправе устанавливать за счет средств от приносящей доход деятельности различные виды материальной поддержки обучающихся. Таким образом, теперь законодательно закреплено право и обязанность образовательной организации по созданию условий для самореализации и развития каждого обучающегося.Одна из ключевых норм закона – создание конкурентной образовательной среды. На образовательном поле наряду с государственными образовательными организациями появятся и другие организации, ведущие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели (закон это предусматривает). Первый шаг на пути создания такой конкурентной образовательной среды – диагностика образовательной среды каждого кластера, муниципального образования и округа в целом, которая требует анализа состояния различных образовательных организаций и услуг, ими предоставляемых, с позиции качества, направленности содержания и форм получения образования. Цель такого анализа – выявление конкурентного преимущества каждой образовательной организации по сравнению с другими, анализ сильных и слабых сторон организации, анализ и выбор альтернатив развития, разработка программы развития, определяющей ближайшие и долгосрочные перспективы образовательной организации и управления развитием.Закон «Об образовании в РФ» – закон о равенстве возможностей и многообразии путей развития образовательной организации. Очень важно, чтобы конкурентная соревновательность не превратилась в конкурентную борьбу. Открытым остается вопрос степени координации деятельности образовательных организаций со стороны учредителя, органов муниципального управления.Тут важно только понять, какова степень участия в этом процессе органов государственно-общественного управления. В Законе «Об образовании в РФ» появилось понятие «отношения в сфере образования», цель которых создание условий для реализации прав граждан на образование. Опыт подсказывает, что наибольший эффект достигается на основе разумного сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.Закон «Об образовании в РФ» – это закон об ответственности участников образовательных отношений за качество результатов деятельности образовательных организаций. Выработка и выбор стратегии развития образовательной организации – это прерогатива коллегиальных органов управления. Закон предусматривает для общеобразовательных организаций формирование коллегиальных органов управления образовательной организацией: общее собрание (конференция) работников, педагогически совет, а также могут формироваться и другие коллегиальные органы управления – попечительский, управляющий, наблюдательный советы, советы родителей и учащихся. Реализация текущей образовательной программы – вопрос руководителя учреждения, как записано в законе, «единоличного исполнительного органа». Достаточно остро, на мой взгляд, стоит вопрос об интеграции родителей в образовательный процесс. Использование потенциала родителей, их уникального жизненного и профессионального опыта – ключевой ресурс развития образовательной организации. Выстраивание отношений между всеми участниками образовательного процесса – одна из ключевых задач реализации Закона «Об образовании в РФ».Прав и гарантий станет большеАндрей ГРАБОВСКИЙ, начальник Северо-Восточного окружного управления образования: – Новый Закон «Об образовании в РФ» нам уже хорошо знаком, ведь многие из нас были активными участниками обсуждения его проекта, а многие уже основательно его проработали. Теперь нам нужно понять, каким образом эффективно применять положения этого закона в нашей работе. Центральным элементом законопроекта стал человек, создание условий для его развития, профессионального роста в любом возрасте.Отрадно, что закон существенно расширяет гарантии бесплатности образования, фиксирует меры социальной поддержки: право учащихся на бесплатные учебники, питание, новые отношения к учащимся с ОВЗ. Новый закон нацелен на то, чтобы человек, получивший образование, был востребован, конкурентоспособен, уверен в своем успешном будущем, в своем трудоустройстве. Образование «ради корочки» теперь не имеет никакого смысла. Закон рассматривает учителя не только как профессионала, но и как человека, играющего ключевую роль в нашем обществе, поэтому предусматривает обязанность государства обеспечить ему достойную зарплату и социальную поддержку. Родители теперь имеют право выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательными организациями, учебному процессу гарантируются открытость и прозрачность. Закон также учитывает интересы работодателей в новом выстраивании структуры подготовки кадров, вводит процедуру независимой оценки качества образования, впервые закрепляет нормы инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования, регулирует апробацию использования новых образовательных технологий, новых педагогических методик и образовательных моделей.Бороться друг с другом мы не будемИван ВИШНИВЕЦКИЙ, директор школы №255: – Все образовательные учреждения, конечно, на самом деле разные. Что касается борьбы, то, я думаю, борьбы среди наших образовательных организаций в округе не будет, поскольку у нас одинаковое правовое поле, поскольку у нас есть один учредитель, который выстраивает нашу политику в области образования. Естественно, что образовательная политика каждой образовательной организации различна, но все-таки у нас есть общий вектор. Конкурентоспособность, естественно, должна быть, образовательные организации должны конкурировать, так как последние два года показали: родители выбирают и голосуют ногами.Это сложное слово «конкуренция»Александр АНТИПОВ, директор гимназии №1573, председатель Совета директоров СВАО: – Как директор, десять лет проработавший в общеобразовательной школе, а последние пять лет в гимназии, неоднократно вместе со своими коллегами при обсуждении законопроекта задавал вопрос о том, что будет со школами с углубленным изучением предметов, лицеями, гимназиями. Сегодня, вникая в содержание уже принятого закона, мы находим ответ на этот вопрос. Закон уже принят, мы начинаем по нему работать, приводить в соответствие с ним ту действительность, те результаты, которые уже наработаны нами на протяжении последних двадцати лет, когда страна вступила в рыночные отношения, в различные преобразования в обществе, и мы все из обычных средних общеобразовательных школ с типовыми штатными расписаниями перешли в разные статусы по типам, видам. Такой опыт по дифференциации был в Москве, где возникли лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы полного дня, школы здоровья.Теперь в новом законе красной нитью проходит понятие «конкуренция». Раньше в Законе «Об образовании» не было такого понятия, как «конкурентность», но мы знаем, что на самом деле конкуренция уже была. Вспомним хотя бы один пример: это проблема зачисления в первый класс в востребованные школы или очереди в детские сады. Теперь статья 3 пункт 11 главы 1 говорит о недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования, причем этот пункт призывает органы государственной исполнительной власти, как федеральные, так и на местах, поддерживать конкуренцию.В новом законе уменьшено количество типов образовательных организаций, а их разделение исчезло совсем. Первый вопрос директоров лицеев и гимназий: что будет с ними, продолжат ли работу эти учебные заведения? Они продолжат свою работу, в законе оговорено, что образовательная организация в рамках одного типа получит возможность использовать свое наименование как специальное название в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности. Что мы видим? С одной стороны, видовое разнообразие уже не зафиксировано в законе – мы все становимся образовательными организациями. В принципе действительность такова, что мы уже все стали одинаковыми организациями, как только перешли на нормативно-подушевое финансирование, поскольку всех финансируют сейчас одинаково (и гимназии, и лицеи, и школы). Следовательно, по закону в конкуренции выигрывает тот, кто более доступен в предоставлении качественного образования для всех категорий обучающихся. Например, наша молодая гимназия, где было всего 350 учащихся, поняла, что в новых условиях у нее нет возможности развиваться дальше. Что мы предприняли? Мы сразу открыли в нашем здании дошкольное отделение, а затем начальную школу, в результате тем самым улучшили финансовую ситуацию и выросли по количеству детей в два раза. Да, нам пришлось два раза менять лицензию, устав, так как мы дополняли их различными видами деятельности, которые не были прописаны в Законе «Об образовании» в статусе гимназии. Но, думаю, как раз плюс нового Закона «Об образовании в РФ» в том, что, если сейчас многие из нас создают образовательные комплексы, где будут пересекаться различные виды и типы, профили и программы, многие административные барьеры будут устранены. С другой стороны, мы должны понимать, что для заказчика, то есть для наших родителей, расширяется выбор образовательных организаций. Об этом очень много говорится в новом законе. Например, теперь заказчик может получать образование на платной основе не только в бюджетной или казенной образовательной организации, то есть бюджетное финансирование получают граждане, обучающиеся и в негосударственных образовательных организациях. Это значит, что конкуренция усиливается. Кроме того, право обучать будет и у научных организаций, организаций для детей-сирот, индивидуальных предпринимателей. Таким образом, конкуренция в сфере образования становится двигателем повышения качества образовательных услуг. Поэтому от того, как быстро мы своим сообществом руководителей ОУ, директоров сможем уйти от старых стереотипов и перестроиться в рамках нового закона, конечно, зависит наша успешность как профессионалов и нашего педагогического сообщества в том числе.Мы получили образовательную конституцию страныАлексей КОРНИЛОВ, учитель русского языка и литературы, председатель профсоюзного комитета школы №968:ак бы пресса и общество ни оценивали Закон «Об образовании в РФ», нельзя не согласиться с тем, что его принятие назрело давно. Позволю ввести сегодня такой термин: законов много, все законы важны, но я предлагаю называть этот закон образовательной конституцией страны, так как этот документ затрагивает интересы многомиллионной армии учителей, родителей и, конечно же, основных участников образовательного процесса – школьников, воспитанников и студентов. Я проанализировал основные статьи этого закона и пришел к очень интересному выводу: фактически закон оформляет современные тенденции, которые уже состоялись в системе московского образования. Статья 15 – сетевая форма реализации образовательных программ.Можно сказать, что сегодня в СВАО и в Москве уже идет работа по реализации положений этой статьи: создание образовательных комплексов (иными словами, сетевых учебных заведений), проекта «Москва – международная школа качества» (фактически сетевой образовательной структуры, предоставляющей для наших детей доступ к качественным международным программам из разных образовательных отраслей).Статья 26 «Управление образовательной организацией» – создание попечительских советов, управляющих советов, наблюдательных советов и других коллегиальных органов управления.Анализируя сайты образовательных учреждений СВАО, можно сделать вывод, что в каждом учреждении как минимум уже есть нормативно-правовая база для создания коллегиальных органов управления (на сайтах выложены соответствующие локальные акты, списки членов управляющего совета, на многих сайтах можно увидеть протоколы заседаний советов). Закон «Об образовании в РФ» особое внимание уделяет государственно-общественному управлению образовательными учреждениями. Это значит, что родители должны принимать активное участие в управлении школами, это предусматривает 89-я статья Закона «Об образовании в РФ». Но готовы ли они к этому, хотят ли этого? Тут явно есть проблема – правовой нигилизм родителей, и нам нужно понять, почему родители сознательно не хотят принимать участие в жизни образовательного учреждения. Департамент образования на своем сайте провел опрос на тему «Что для вас самое важное в школе?». Результаты опроса чрезвычайно интересны, есть десять вариантов ответа. На первом месте у 54,43 процента опрошенных самое главное – профессионализм педагогического коллектива, на втором – для 9,81 процента – наличие коллектива учащихся, в котором ребенку будет интересно и комфортно. Но на последнем месте, как ни странно, такой ответ (только для 0,73 процента опрошенных): самое важное – возможность участия родителей в управлении жизнью школы. Ситуация складывается интересная – локальный акт существует, в уставе школы все записано, все готовы привести родителей на пищеблоки, на уроки, а всего 0,73 процента говорят, что готовы принимать участие в жизни школы. Честно говоря, я задумался над тем, что делать, и нашел ответ в том же самом Законе «Об образовании в РФ».Статья 26 – создание советов обучающихся как коллегиальных органов.Это очень важная статья, если вести обсуждение под углом московского закона, который нам еще предстоит создать, думаю, что положения этой статьи закона нужно обязательно отразить в столичном законе об образовании. Я очень надеюсь, что московский закон, точно так же, как и федеральный, будет направлен на то, чтобы в московских школах был государственно-общественный характер управления, потому что, согласитесь, без этого школа жить не сможет.Очень трудно перестроить психологию и определенный правовой нигилизм тех, кому уже за 50-60 лет. Если мы сейчас в процесс обсуждения нормативно-правовых актов, того же самого нового закона будем включать детей путем создания тех же молодежных парламентов, не через год, не через два, а возможно, через пять-шесть-семь лет мы получим другой результат при ответе на вопрос, важно ли для людей что-то в образовании, хотят ли они принять участие в жизни школы. Очень важно через детей как будущих родителей, через детей как сегодняшних учащихся достучаться до родителей. Мы знаем, что в московских учреждениях уже созданы и успешно действуют такие институты самоуправления, как совет старшеклассников, молодежный парламент. Например, в нашей школе №969 четвертый год действует молодежный парламент, позволяющий каждому ученику проявить свое творчество и организаторские способности. На том же самом сайте Департамента образования, на сайте Министерства образования и науки РФ висят проекты приказов, например, приказа о порядке привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности. Если мы сейчас в детское общественное самоуправление вынесем на обсуждение этот документ, думаю, они выдадут нам очень интересный результат – мысли, предположения, которые мы сможем каким-то образом учесть пусть не в федеральном, но точно в московском законе об образовании. Вовлечение детей в общественное самоуправление или соуправление очень важно. Я хочу, чтобы, разрабатывая московский закон, мы не отходили от такого важного понятия, как воспитание. Кто-то мне возразит: мы воспитываем детей на собственном примере, воспитываем каждый день на уроках, поступками, внешним видом. Но все равно воспитание – это нечто большее, нежели перечисленное. Московский закон должен систематизировать и конкретизировать это понятие. Статья 29 – информационная открытость образовательной организации.Школы СВАО довольно успешно работают в этом направлении. При создании школьных сайтов мы отошли от чисто фактической информации. Во всех школах Москвы созданы сайты образовательных учреждений, на которых выложена информация не только об истории создания школы, но и результаты проверок, внешней оценки качества образования, финансовые отчеты, зарплата педагогического коллектива, публичные доклады руководителей, локальные акты.Статья 28 пункт 11 – индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и/или электронных носителях.Приказом №613 Департамента образования во всех школах введен электронный журнал, благодаря которому каждый учащийся и родитель имеют возможность проследить траекторию движения школьника, оперативно связаться с учителем, классным руководителем. Московский институт открытого образования, окружная методическая служба СВАО готовят к работе в образовательных учреждениях тьюторов, задача которых – педагогическое и методическое сопровождение участников образовательного процесса для достижения определенных результатов. Это один из основных принципов индивидуализации обучения.Статья 28 пункт 3 – образовательная организация представляет учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.Эта работа уже идет в Москве через публичные отчеты руководителей на сайтах и интернет-ресурсах.Может быть, определенная предусмотрительность руководства Департамента образования, окружного управления образования сыграла свою роль. Получается так: какую статью, какой пункт Закона «Об образовании в РФ» ни возьми, в той или иной степени, где-то на уровне нормативно-правовой базы, где-то уже на уровне реализации, статьи образовательной конституции выполняются. Думаю, всему педагогическому сообществу нужно будет включиться в обсуждение нормативно-правовых актов, разработанных для реализации Федерального закона «Об образовании в РФ», а затем принять участие в разработке и обсуждении московского закона об образовании.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте