search
main
0

Нормативное финансирование. Методические рекомендации

Только после выделения (одной цифрой) бюджета происходит формирование сметы расходов образовательного учреждения. При этом руководитель сам определяет направления использования полученных ресурсов и формирует смету по статьям бюджетной классификации в соответствии с поставленными целями и задачами данного образовательного учреждения. Смета утверждается и исполняется в порядке, регламентируемом законодательством.

Продолжение. Начало в № 39Более подробная информация, содержащая необходимые формулы и таблицы, в формате PDF: Скачать/Просмотреть. (Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Такой механизм, с одной стороны, позволяет формировать бюджет на подушевой нормативной основе, с другой, расширяет права руководителя образовательного учреждения, соответствует нормам Бюджетного кодекса, а также не входит в противоречие с принципами казначейского исполнения бюджета.

При таком порядке достигается наиболее эффективное использование бюджетных средств. Руководители и муниципального уровня, и уровня образовательного учреждения сами производят реструктуризацию в рамках выделенных им финансовых средств, так как «сэкономленные средства» остаются в их распоряжении и идут на нужды образования, а не изымаются в бюджет.

Кроме того, соблюдается принцип равенства доступа и прозрачности, так как и при формировании бюджета, и при выделении финансовых ресурсов используются величина подушевого норматива и число учащихся. Никакие сетевые показатели в расчете не присутствуют (например, число классов-комплектов или число ставок), что позволяет сокращать эти параметры, которые перестают быть «фондообразующими».

Предлагаемый формализованный подход к определению объемов бюджета (сметы) школы дает возможность применить ту же методику и при определении объемов бюджета для межбюджетных перечислений при реализации норм, вводимых новым законодательством, за счет образовательных субвенций. Такой подход к определению бюджета «снизу вверх», от потребности учащихся, особенностей их программ обучения, в отличие от традиционного подхода «сверху вниз», только от финансовых возможностей бюджета, позволяет защитить интересы образовательных учреждений, объективно находящихся в менее выгодных условиях (меньшая наполняемость, большое число детей с отклонениями, требующих дополнительных финансовых ресурсов). Это реальный способ ввести в практику работы финансовых региональных органов, осуществляющих расчеты межбюджетных перечислений, более детальный учет существующей потребности различных категорий учащихся.

Осуществляя на региональном уровне формализованный расчет норматива бюджетной обеспеченности и доведя финансовые ресурсы до муниципалитетов, областная администрация имеет реальный механизм стимулирования муниципалитетов по законодательному закреплению уже на муниципальном уровне порядка финансирования ОУ на нормативной основе.

Расчет показателей подушевого бюджетного финансирования, способ и порядок этого расчета являются необходимым, но не достаточным условием реализации подушевого принципа в образовании.

Введение во многих регионах казначейства как регионального, так и особенно федерального, болезненно сказывается на возможности реализации автономии образовательных учреждений. Требования единого расчетного счета, а также ужесточенный детальный контроль за использованием бюджетных средств, по мнению многих, является существенным препятствием на пути роста эффективности, прозрачности и управляемости ОУ.

В то же время по существующему законодательству органы федерального казначейства осуществляют лишь кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на основе заключенных соглашений о кассовом обслуживании исполнения бюджета с органом исполнительной власти субъекта РФ либо органом местного самоуправления. Поэтому формально органы казначейства не могут определять бюджетную политику, проводимую регионом, а лишь обслуживают бюджетные счета в рамках, определенных соглашением с администрацией (см. Приложение 4 в следующих номерах).

Применение формализованной процедуры определения бюджетов образовательных учреждений на нормативной основе является первым шагом к согласованности интересов отрасли, финансовых департаментов и органов казначейства.

В целом предлагаемая методика, являясь одним из этапов реализации плана по переходу на подушевое бюджетное финансирование, учитывает как установки проекта, так и изменение законодательной базы федерального, регионального и муниципального уровней.

3. Методические рекомендации

по расчету нормативов подушевого

финансирования в общем образовании

Расчет показателей подушевого бюджетного финансирования (Методика) является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования. Применение этой методики дает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по образовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств образовательные учреждения ставятся в равные условия, их финансовое благополучие зависит прежде всего от числа обучающихся. В Методике осуществляется расчет нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования – подушевого норматива в образовании.

Методика содержит:

– модель расчета показателей подушевого бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений в разрезе ступеней образования – (i)начальная, (ii) основная, (iii) старшая школа с учетом различий в стоимости образовательной услуги по ступеням обучения, по видам образовательных программ, по типам и видам образовательных учреждений осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов). Перечень и значения поправочных коэффициентов, дающих возможность формализовать факторы, которые для данной территории (образовательного учреждения) являются существенными и объективно влияют на стоимость обучения. Применение коэффициентов позволит не допустить снижения финансирования при переходе на нормативы при формировании бюджетов разных уровней.

3.1. Нормативно-правовая база

методических рекомендаций

Разработка методических рекомендаций осуществлялась в соответствии с нормами федерального законодательства, а также с учетом норм регионального законодательства, касающегося расчета показателей нормативного бюджетного финансирования:

– Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 8.08.2004г. № 122 -ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»);

– Бюджетным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.12.2003. № 186-ФЗ);

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 04. 07. 2003г. № 95);

– Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003г. №131);

– Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (от 19.03.2001г. №196);

– Положениями Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ (от 09.02.1998 № 322);

– Постановлением губернатора Самарской области «О системе финансирования образовательных учреждений области» (от 11.12.1997г. № 367);

– Правилами нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений в Чувашской Республике в 2004 г., правилами применения поправочных коэффициентов к нормативу бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений в 2004 г., утвержденных постановлением Кабинета министров Чувашской Республики (от 25.12.2003 №337);

– «Методическими рекомендациями по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования», подготовленными Министерством образования и Министерством финансов (от 18.09.03. № 20-51-2839/20-01).

3.2. Порядок расчета

норматива расходов

образования (основных образовательных программ)

1. В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования в соответствии с законодательством включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов вообще) муниципальных общеобразовательных учреждений.

2. Норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного учащегося определяется на основе:

– стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;

– нормативного соотношения педагогических ставок и ставок административно-управленческого и вспомогательного персонала;

– нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;

– расходов на обеспечение учебного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);

– коэффициентов удорожания педагогической услуги;

– норм регионального законодательства (дополнительно к федеральным нормам).

3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на учащегося, обучающегося по обычным программам, по ступеням обучения – начальная, средняя или старшая школа (в связи с различным числом часов в Базисном учебном плане), – а также различных коэффициентов удорожания в связи с законодательно установленными нормами.

4. Стандартная (базовая) стоимость педагогической услуги в школе рассчитывается на учащегося по ступеням, исходя из следующих показателей:

– количество детей в классе – 25 человек;

– число часов по обязательной программе при 6-дневной рабочей неделе (рассчитывается для каждой ступени);

– уровень ставки по ЕТС в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципалитету (с учетом повышения ставок оплаты труда в сельской местности). С введением отраслевых систем оплаты труда при расчете учитываются ставки по среднему разряду, установленные региональным законодательством.

5. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала устанавливается законодательными актами регионального уровня от общего ФОТ учреждения. Здесь учтено 25% от ФОТ.

6. Надтарифный фонд заработной платы (фонд надбавок и доплат) составляет 25% фонда оплаты труда по каждому образовательному учреждению.

7. Нормативы расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого городского и районного муниципального образования исчисляются по формуле:

где:

– расходы по заработной плате в i-том муниципальном образовании на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по ступеням обучения (n).

– расходы на обеспечение учебного процесса в расчете на одного обучающегося.

определяется по формуле:

а – число часов по базисному учебному плану (БУП);

18,7час – средневзвешенное число часов на ставку;

b – ставка зарплаты, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС по i-тому муниципалитету;

1,262 – коэффициент отчислений по единому социальному налогу;

1,02 – коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа, квалификационной категории и т.п.;

1,33 – коэффициент, фонд оплаты труда на величину доплат и надбавок;

12 – количество месяцев в году;

m – численность «условных учащихся» (пояснение далее) в классе по i-тому муниципалитету;

1,33 – коэффициент увеличения фонда оплаты труда на административно-управленческий аппарат;

w – коэффициенты удорожания по ступеням обучения, представленные в таблице №1 (Прил. 1 в следующих номерах);

c – коэффициенты удорожания по видам классов (программ), представленные в таблице №3 (Прил. 1);

R – региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионами дополнительные ставки и региональные надбавки/ доплаты.

8. Расходы на обеспечение учебного процесса определяются на каждого учащегося по всем ступеням и видам общеобразовательных учреждений, исходя из экономических нормативов, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли учебных расходов.

Методические рекомендации подготовлены авторским коллективом под руководством Натальи Типенко в составе: Галины Башкиной, Татьяны Бочкаревой, Галины Лапушинской, Владимира Лившица, Елены Никитиной, Ольги Федосеевой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте