Запомним эту дату. 8 февраля “Норд-Ост” был возобновлен. Мюзикл, казалось бы, расстрелянный вместе со многими актерами и зрителями, победил смерть.
Спектакль был практически полностью уничтожен: материальный ущерб составил 23,3 миллиона рублей. На возрождение “Норд-Оста” было пожертвовано около 23 миллионов рублей, из которых только пятая часть – средства федерального и столичного бюджета. Остальные средства – негосударственных организаций и частных лиц. Зарплату сотрудникам мюзикла – 13,2 миллиона рублей – за время вынужденного трехмесячного простоя перечислило коллективу театра из государственного бюджета Министерство труда и социального развития РФ. Все, кто помог восстановить спектакль, перечислены на памятной доске, которую повесили в фойе. В самом театральном центре на Дубровке изменилось многое: теперь на входе всех зрителей проверяют через рамки безопасности, что исключает возможность пронести оружие, в фойе работают кинологи со служебными собаками, повсюду охранники.
На премьеру “Норд-Оста” пришли многие известные люди – Матвиенко, Долина, Фетисов, Чилингаров, а также непосредственные участники трагических событий – Иосиф Кобзон и доктор Рошаль. Из политиков первого ранга – Путина, Касьянова и Лужкова, которых создатели мюзикла поблагодарили на доске, был только мэр Москвы.
Зато то чудо, которое произошло, увидели те заложники, которые смогли найти в себе силы прийти на премьеру. Актеры, постановщики и продюсеры мюзикла совершили невозможное: вопреки собственной боли, страху и депрессии создали невероятно веселый, азартный и нежный спектакль о любви к своей Родине, на деле доказав приверженность духу каверинских “Двух капитанов”. На пресс-конференции перед началом мюзикла актер Андрей Богданов, исполняющий роль Сани Григорьева, сказал: “Во мне, как и во всех, наверное, сидит осадок произошедшего. О нем до сих пор напоминают какие-то мелкие детали. Например, дырка от пули в декорациях, которую невозможно убрать”. И все-таки они сыграли. И как! Они не превратили “Норд-Ост” в спекуляцию. Они пели и плясали на сцене так, как будто умирали или так же насмерть работали. Как будто дрались. И занимались любовью. И делали все это легко и боговдохновенно. На той грани отчаяния, на которой рождается все настоящее.
Это казалось тем более невероятным, что атмосфера в зале до начала спектакля была просто физически пропитана страхом, страданием и нечеловеческим напряжением. Эти чувства не могли приглушить ни абсолютно новые кресла, ни покрытия для пола и стен, ни декорации. Журналисты, сидевшие в зале, это подтвердят. Казалось, что это напряжение снять невозможно. Но актеры сделали все, чтобы зрители испытали совсем иные чувства. Почти детского восторга перед мастерством актеров и прилива гордости за свою страну, которую, оказывается, можно любить так, как создатели “Норд-Оста”, – без претензий и одной только горечи.
Случайностей такого масштаба не бывает. Теперь уже кажется, что террористы, пусть интуитивно, выбрали самый чистый и самый прекрасный спектакль, способный нас объединить. Чтобы изгадить, осквернить и растоптать алтари “неверных”. Если уж бить, то в сердце.
После спектакля многие говорили о том, что “Норд-Ост” стоит признать национальным достоянием и показать по всей стране. Зрители аплодировали всем причастным к “Норд-Осту” стоя. Не многие смогли крикнуть “браво”. Да и нужны ли слова? Нескончаемая овация в тишине звучит, как шум моря. Которое обширнее и глубже горя. “Это превосходство не слишком радостное, но уж если чувствовать сиротство, то лучше в тех местах, чей вид волнует, нежели язвит”.
Татьяна ЕФЛАЕВА
Комментарии