На сегодняшний день износ вузовского лабораторного оборудования составляет в среднем 70 процентов. Для поддержания его хотя бы на том же уровне необходимо 200 миллионов рублей ежегодно.
Потребность бюджета Минобразования на 2002 год по статье “Приобретение оборудования” оценивалась в 4,2 миллиарда рублей, однако после согласования с Минфином от них осталось лишь 30 процентов, то есть 1,3 миллиарда.
Это прогноз, хотя и весьма близкий. Обратимся теперь к недалекой истории. В этом году Российскому общественному совету развития образования удалось лоббировать в Госдуме вопрос о выделении дополнительных средств на модернизацию учебного оборудования и капитальный ремонт зданий. Всего было выделено около трех миллиардов рублей. Министерство образования распорядилось ими следующим образом: 820 миллионов – на приобретение оборудования, остальное – на капитальный ремонт. Явное предпочтение, как нетрудно заметить, отдали состоянию учебных зданий, а не их, так сказать, “начинке”. Должен заметить, что и в следующем году подобное соотношение расходов Минобразования сохранится. После согласования с Минфином бюджетная статья “Капитальный ремонт” составила 3,1 миллиарда рублей. Надо сказать, это единственная несеквестрованная статья расходов. Наоборот, на нее решили потратить даже больше, чем было запланировано, на целых 900 миллионов.
Разумеется, ремонт учебных зданий – это задача задач. Однако не следует решать ее за счет других. Непонятна в связи с этим и позиция правительства, которое фактически лишило вузы экономической самостоятельности, переведя их на казначейское исполнение бюджета.
– Это нонсенс второго порядка, – считает ректор МЭСИ Владимир Тихомиров. – Не может быть свободы зарабатывания без свободы расходов. Возьмем опыт развитых стран, где отрасль образования – зарабатывающая. Причем она ориентирована на экспорт. Что происходит сегодня в России? Нас загоняют в казначейства – это антистимул для предпринимательства.
При явно недостаточном бюджетном финансировании у отечественных вузов есть по крайней мере два источника для поддержания материальной базы. Первый – средства образовательных программ, в том числе инновационных. Второй – контрактные работы с фирмами. Второй вернее. Однако, согласитесь, заниматься коммерцией без определенной выгоды – это действительно нонсенс.
Дмитрий МАКСИМОВ
Комментарии