search
main
0

Номинация: “Организация внеклассной работы”

или Откровенные письма

Сценарий этой театрализованной музыкально-хореографической программы был задуман мною как художественный взгляд на глобальные проблемы современности: наркоманию, токсикоманию и СПИД. Во время работы над сценарием я познакомилась с результатами социологического исследования отдела психолого-педагогической реабилитации ГУОМ города Березники “Отношение к наркотикам”, проведенного в апреле 1998 года.

Данные исследования показывают, что в нашем городе наркотические средства употребляют 20% подростков. По опыту работы с подростками я знаю, что каждый из них ищет образец для подражания, своего героя. И, как правило, эти герои для молодежи – популярные артисты, музыканты. Поэтому примеры трагически оборвавшейся жизни кумиров молодежи К.Кобейна, Э.Пресли, mr Credo, Ф.Меркьюри дают почву для размышления. Я включила в сценарий и отрывок из Евангелия, и исповедь наркоманки. Ведь и то, и другое есть искреннее, обнажающее душу откровение. Уверена, что эти и другие письма, прочитанные со сцены, помогут кому-то открыть двери в мир чистого, по-настоящему счастливого мира.

В фойе дворца оформлена “галерея” портретов, фотографий и постеров выдающихся артистов и музыкантов, жизнь которых оборвалась из-за употребления наркотиков или от СПИДа. Над галереей висит общее название: “Все они умерли молодыми…”

На фотографиях: Рудольф Нуриев, Элвис Пресли, Владимир Высоцкий, Дж.Моррисон, Джимми Хендрикс, Сид Баррот, Курт Кобейн, Мерилин Монро, Игорь Сорин, Фредди Меркьюри. Эта “галерея” перемежается плакатами “Рок против СПИДа”, “Новое поколение против наркомании!!!” и т.д. В вестибюле и фойе звучат мелодии групп и исполнителей: “Квин”, “Пинк Флойд”, “Иванушки-интернешнл”, Линды, “Кредо”, “ДДТ”, “Кино”, Владимира Высоцкого, “Нирваны”. Эти музыкальные произведения передают дух эпохи наркомании, возрастающей опасности СПИДа… Зрители рассаживаются в зале. Музыка постепенно затихает, гаснет свет в зале. Слышен звук часов, отбивающих время, который переходит в стук человеческого сердца. Открывается занавес. Сцена “укутана” белыми, чистыми, полупрозрачными подборами. В правом углу – вокальный ансамбль с зажженными свечами.

ВЕДУЩАЯ: Наша программа – это размышление о бедах и трагедиях простых и знаменитых людей нашего века. Это попытка откровенного разговора с вами о том, что губит человека, небрежно относящегося к себе и близким. Это протест саморазрушению личности. Это наш взгляд на серьезные проблемы наркомании, токсикомании и СПИДа. Все принявшие участие в программе “Наваждение века” не равнодушны к судьбе поколения, которому жить в XXI веке.

Звучит “Аве Мария” на музыку Качини.Из зала появляется группа маленьких детей, они выбегают на подиум сцены, рассаживаются на его лесенках. Слушают “Аве Марию”, выполняя в такт мелодии движения руками, напоминающие игру с воздушными шарами. На последних тактах мелодии из-за кулис выходят взрослые танцоры с шарами в руках и раздают их детям. Дети по одному или по два человека исчезают в кулисах сцены. Вокальный ансамбль исполняет мелодию тише.

ВЕДУЩАЯ (находится в зале, около телевизора) (говорит на фоне “Аве Марии”): “Мы нередко с любопытством вглядываемся в окружающую нас жизнь. Но ведь и жизнь не отрывает от нас своего пристального взгляда, удивляясь тому, как порой небрежно мы относимся к самим себе… Человек рождается для счастья. И, кажется, нет места в душе его для злого духа и низменного порока”.

(Тем временем на сцене, в левому углу, появляется вторая ведущая – Девушка, в руках у нее письмо. Она читает его).

ДЕВУШКА (читает отрывок из Евангелия): “Слово стало человеком. Вначале было Слово. И Слово это было у Бога… Все, что существует, было сотворено через Него! В Нем заключена жизнь, и эта жизнь – свет для человечества. Свет этот светит во тьме и тьме его не поглотить”. На экране – отрывок из балета М.Бежара “Дом священника”. Тихо звучит мелодия группы “Квин”.

ДЕВУШКА (поднимая глаза и обращаясь к залу): Почему же сегодня все чаще меркнет истинный свет, дарованный каждому приходящему в Мир?

ВЕДУЩАЯ: Почему же именно сегодня, в конце XX столетия, многие люди говорят о деградации и опошлении чувств как о явлении, якобы присущем нашему веку? Почему наркомания, низкий уровень духовности вдруг стали знаком судьбы целого поколения?

ДЕВУШКА: “В вышине небесной много звезд

горит.

Но одна всех ярче радостно блестит.

Та звезда Младенца и царя царей.

В ясли он положен Матерью своей”.

На сцене появляются исполнительницы младшего хореографического ансамбля “Антре”, играя воздушными шарами. Они исполняют хореографическую композицию “Разноцветное детство” на муз. В.Козлова. После танцевальной композиции на экране появляется фрагмент фильма “На игле”. Музыкальный фон – произведение группы “Пинк Флойд”.

ВЕДУЩАЯ: Наш век не назовешь веком веры, но нельзя назвать его и веком безверия. Скорее это век ложной веры, которая нужна некоторым людям, чтобы восполнить ею отсутствие искренних убеждений. В одном анкетировании молодежи был задан вопрос: “Что больше всего вас беспокоит в поведении современников?”.

ДЕВУШКА: Большинство из них назвали такие пороки, как пьянство, равнодушие, нежелание думать, наркоманию.

ВЕДУЩАЯ: Согласитесь, что ваши сверстники мыслят довольно трезво, самокритично.

После окончания кинофрагмента сцену заполняют танцоры старшего ансамбля спортивного бального танца “Адель”, одна из них подходит к микрофону, аплодирует, подняв руки над головой, говорит:

“Аплодисменты! На сцену – время!

А в зале уже негде сесть.

Родная, это не оваций трели.

Это рвутся сердца в его честь!”

Звучит рок-н-ролл Пресли. Танцоры исполняют “Рок-н-ролл” на музыку Элвиса Пресли. В финале танцевальной композиции танцоры застывают каждый в своей характерной позе. Слышен громкий звук последнего аккорда гитары. Тихо звучит мелодия блюза Элвиса Пресли, юноши и девушки в это время танцуют.

ВЕДУЩАЯ: Одним августовским вечером в возрасте 42 лет неожиданно умер непревзойденный кумир молодежи Элвис Пресли. Будучи несказанно богат, он хотел за свои миллионы купить себе друзей, по-царски одаривая их. Он пытался деньгами возместить отсутствие дружбы, семейной жизни, любви… Любви, о которой он столько пел. (Музыкальный фон усиливается на несколько секунд). Но он растратил ее в поцелуях поклонниц, принес в жертву бизнесу. Богатство не дало ему счастья. Мания преследования, наркотики… Элвис неудержимо деградировал и как личность, и как артист. Не случайно его последний альбом, за неделю до смерти Пресли попавший в “парад боевиков”, пророчески назывался “Путь вниз”.

Путь вниз ожидает любого, кто решил выбрать “спутником” своей жизни наркотик. Наркоман полностью теряет волю. Становится рабом своего порока, а точнее “хозяина” – наркотика.

На сцену выходит Девушка.

ДЕВУШКА: “Наши души

не в силах сидеть на диете.

Мы кормим их до тошноты

И верим, что в каждом живом

человеке

Наберем на глоток доброты”.

На сцене появляется танцевальная пара ансамбля спортивного бального танца “Адель” Ксения Зуева и Роман Антонов. Они исполняют танцевальную композицию на мелодию из репертуара Мадонны “Рапсодия любви”. Гаснет свет. Танцоры покидают сцену, из правого дальнего угла сцены появляется Девушка с письмом. Подходит к левому микрофону, читает письмо. Звучит фонограмма юношеского голоса. Музыкальный фон – мелодия группы “Пинк Флойд”.

Фонограмма.

“Мне утро там, где ты уже не

спишь,

Ласкаешь небо маленькой

рукой,

Смеются статуи в плену

угрюмых ниш,

И кричишь сама себе:

“Постой!”

Сцену пересекает пара влюбленных. В руках у них шары, навстречу им – маленькие дети. Влюбленные дарят детям шарики, машут рукой, глядя вслед веселым малышам. Исчезают в кулисах.

“Прости меня, я видел все,

что есть.

Там пьяный лед и грязные

мосты.

За шаг вперед – бессмысленная

месть,

И пьяный треп за щедрость

темноты”.

Девушка прижимает письмо к груди, отходит спиной к порталу. На сцене появляются представители “тусовки”: наркоманы, проститутки, алкоголики и тому подобные “образы”. Звучит мелодия Фредди Меркьюри.

ВЕДУЩАЯ (на фоне музыки и начинающейся танцевальной композиции): По опросу 1998 года 50% 13-14-летних подростков нашего города пробовали наркотики и токсичные препараты. Из них 50% – юноши и 80% – девушки. Ученицы хореографического ансамбля “Антре” исполнят хореографическую композицию “Пираты ХХ века” на музыку Фредди Меркьюри. После исполнения композиции выключают свет. Фрагмент видеофильма “Брат”.

ВЕДУЩАЯ: Выписка из истории болезни 15-летнего наркомана: “Налицо все признаки депрессии. Головная боль, угрюмость, дрожь в конечностях, характерные для алкоголизма. Мучительное психофизическое состояние: озноб и чувство жара. Непереносимые боли в мышцах и суставах, судорожные припадки и психозы”. Это всего лишь словесное перечисление симптомов. Они неспособны передать и сотой доли мучений наркоманов. За последние полгода выявлено, что каждый четвертый подросток из Березников живет в наркотическом окружении. Но почему, если ты рожден для счастья и “истинный свет светит каждому приходящему в мир”, вместо воды “святого источника” предпочитаешь глотать гремучие смеси из “отчуждения”, “тоски” и “абсурда”?

В это время на авансцене появляется вокальный ансамбль музыкально-хоровой студии. Исполняют “Молитву” из репертуара детской духовной музыки (“В царстве вечной доброты”). После исполнения “Молитвы” два участника вокального ансамбля читают стих.

ПЕРВЫЙ ВОКАЛИСТ:

Был у Христа-младенца сад

И много роз взрастил он в нем.

Он трижды в день их поливал,

Чтоб сплесть венок себе потом.

ВТОРОЙ ВОКАЛИСТ:

Когда же розы расцвели,

Детей еврейских созвал он,

Они сорвали по цветку,

И сад был весь опустошен.

ПЕРВЫЙ ВОКАЛИСТ:

“Как ты сплетешь себе венок,

В твоем саду нет больше роз?!”

“Вы позабыли, что шипы

Остались мне”, – сказал

Христос.

ВТОРОЙ ВОКАЛИСТ:

И из шипов они сплели

Венок колючий для Него.

И капли крови вместо роз

Чело украсили его.

Во время чтения последнего четверостишия на сцене появляется маленькая девочка в тунике с распущенными волосами и букетом роз; она раздает их участницам вокального ансамбля. Они исполняют вокальную композицию из репертуара американской детской духовной музыки “Иисус – имя всех выше”. По окончании композиции они поднимают розы над головой, расходятся в разные кулисы, перед исчезновением в кулисах бросают цветы на сцену.

ВЕДУЩАЯ: Говорят, Бог спасает невинных. И каждый из нас свободен выбирать добро или зло. Жизнь – это надежда. (Видеофрагмент из балета М.Бежара “Дом священника”). Каждый из нас надеется на лучшее. Но на что же надеется тот, кто совершает огромный грех приобщения к губительному зелью? Ведь Христос пожертвовал Своей жизнью ради нас. Он исцелил разбитые сердца. Он остался совершенным и невинным, переполненным настоящим сочувствием к нам.

ДЕВУШКА: Еще в скорлупе мы

висим на хвощах,

Мы – ранняя проба природы.

У нас еще кровь не красна и в

хрящах

Шумят силурийские воды.

Еще мы в пещере костра не

зажгли

И мамонтов не рисовали.

Ни белого неба, ни черной

земли

Богами еще не назвали.

А мы уже в горле у мира стоим

И бомбою мстим водородной

Еще не рожденным потомкам

своим

За собственный грех

первородный.

На сцену выходят ученицы хореографического ансамбля “Антре”. Хореографическая композиция на музыку Дж.Хорнера (“Гибель “Титаника”) “В чужих озерах сна”. К финальному моменту композиции исполнительницы собирают с пола розы, заканчивают танец, держа в руках цветы. Видеофрагмент фильма “Укол наркотика”, фонограмма музыки группы “Пинк Флойд”.

ДЕВУШКА: Привет! Мне надоело всю жизнь притворяться, что солнце будет светить всегда, что моя улыбка не погаснет. Я вам врала. Мне не хватает смелости заявить прямо, что я – наркоманка. Каждая доза может стать смертельной для меня. Мое желание: никогда не забывайте “Нирвану” и Курта Кобейна. Пока в ваших сердцах есть огонь, помните Курта, он создал нашу Империю. Единственное, что я еще не в силах делать, это докричаться до ваших душ: наркотик не решает проблем! Вы убиваете себя и своих близких. Если вы чувствуете, что радость жизни пропала, напишите мне. Я сделаю все, чтобы помочь сохранить ваши жизни. Самой мне терять нечего. Я люблю вас. Марина.

ВЕДУЩАЯ: Наиболее частые причины смерти наркоманов: передозировка наркотиков; общая дистрофия; острая сердечно-сосудистая недостаточность; драки и криминальные разборки; самоубийства. Наиболее популярные наркотики среди подростков нашего города – анаша, “травка”, стимуляторы, растительные опиаты. Большинство считают безопасным курение марихуаны.

Наше время скорбит в

телефонах доверия,

Любит в отделах знакомств.

Если что, подсчитает

бухгалтерия

И лишит нас последних удобств.

ДЕВУШКА: Мы читаем романы

и торчим на куплетах,

Театры дороже кино.

(В кольце появляется воздушная гимнастка в образе никотина).

И если солнца не видно,

Огонь сигареты – наше светило.

Исполняется хореографическая композиция “Бросай курить” на музыку группы “Отпетые мошенники”, средний ансамбль спортивного танца “Адель”.

ВЕДУЩАЯ: Рок-звезда Джанис Джоплин, погибшая от передозировки героина, по-прежнему считается лучшей исполнительницей белого блюза. Ее пластинки переиздаются миллионными тиражами. Спустя четверть века после ее смерти Джоплин, затаив дыхание, слушают новые поколения поклонников ее искусства. Как и два Джимми – Моррисон и Хендрикс, она исполнила гимн саморазрушения. Как и они, Джанис ушла в вечность молодой. А ведь родились они, как и все мы, для счастья.

ДЕВУШКА: Ты помнишь, мы

крылья приделали сами

И нужно ведь было понять

что-то нам.

Давай хоть с оборванными

парусами

Спокойно осмотримся

по сторонам.

Видеофрагмент из фильма “Дом священника”.

ВЕДУЩАЯ: Настораживает тот факт, что в настоящее время главной причиной заражения ВИЧ-инфекцией в России стало внутривенное введение наркотиков. С 1988 по 1997 год в Пермской области зарегистрировано 30 случаев ВИЧ-инфекции. В 1997 году в нашей области через шприц с наркотиком заразились СПИДом 28 человек. Исход заражения вирусом СПИДа всегда смертелен.

ДЕВУШКА:

Вглядись в знакомые лица,

детали

И вспомни вот эту

бессмысленность глаз.

Ведь это они, пока мы крепко

спали,

Без всякой причины украли все

лучшее в нас.

На сцене появляются исполнительницы хореографической композиции “Метаморфозы”.

ВЕДУЩАЯ: Один наркоман за год может заразить 120 человек. А за 2 года опасность заражения СПИДом увеличивается до 22.000 человек. Хореографическая композиция на музыкальную импровизацию Ванессы Мэй “Метаморфозы” в исполнении хореографического ансамбля “Антре”. После композиции на сцене появляется вокальное трио “Наташа”. Они исполняют вокальную композицию К.Кельми “Замыкая круг”, спускаясь в зрительный зал.

ДЕВУШКА (после исполнения песни):

В этом письме всего несколько

строк.

На листе бумаги нарисован

крест, омытый слезами.

Я – церковь без крестов, стекаю

вечно в землю,

Богам ушедшим внемлю да

пению ветров.

Я – память без добра,

Я – знанье без стремлений.

Остывшая звезда пропавших

поколений.

ВЕДУЩАЯ: Под таким посланием могли подписаться многие наши кумиры, безвременно покинувшие нас.

Хореографическая композиция “Наваждение” в исполнении ансамбля спортивного бального танца “Адель” на музыку из репертуара группы “Моновар”.

ВЕДУЩАЯ (после композиции): “Остывшей” звездой своего поколения остался для нас и веселый парень mr Credo. Сегодня вы поете его песни. И танцуете. А он уже никогда не споет, потому что вместо “триумфальной арки” любви и успеха он выбрал наркотик.

ДЕВУШКА:

Вечер такой же, как все вечера,

Почему и чего мы должны еще

ждать?

Мы будем делать все, что мы

захотим.

А сейчас, сейчас мы хотим

танцевать!

Хореографическая композиция “Воздушный шар” на музыку из репертуара mr Credo. После композиции видеофрагмент из фильма-балета “Дом священника”.

ВЕДУЩАЯ: Солист группы “Куин” Фредди Меркьюри и солист балета Мориса Бежара Хорхе Донн скончались в одном возрасте от СПИДа. Вдохновленный их творчеством, потрясенный гибелью двух молодых талантов, Бежар поставил балет “Дом священника”. Он сказал: “Это балет не о СПИДе. Это балет о людях, умерших молодыми”. Он поместил между пьесами “Куин” несколько пьес Моцарта, так как уверен, что там, куда мы все однажды уйдем, время от времени Фредди и Моцарт садятся вместе за рояль и помогают нам сегодня, сейчас помнить о них, сострадать им и не поддаваться жестоким и губительным наваждениям века.

Финальная композиция на муз. Ф.Меркьюри “Шоу продолжается”. В ней принимают участие все участники программы. На последнем куплете участницы вокальных ансамблей со свечами идут в зал и раздают зрителям фотографии Ф.Меркьюри. Уходя из зала, зрители слышат продолжающуюся мелодию Фредди “Шоу продолжается”, звучащую в фойе и вестибюле дворца.

Наталья ЖОВНЕРЧАК, методист-режиссер Дворца творчества юных

Березники,

Пермская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте