search
main
0

Номинация: “Маленькие находки”

Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно. Самое существенное для человека, закончившего школу и не специализирующегося в истории, – знание основных дат, событий, имен исторических личностей, понятия, которые он изучает на уроках. Чтобы добиться их усвоения, можно использовать следующий методический прием: регулярно выполняемое школьниками домашнее задание – обработка материала учебника, в ходе которой составляется и пополняется банк исторических фактов.

Система работы с банком исторических фактов привлекает ребят, склонных и к репродуктивной деятельности, и к творческой. Школьники мыслят понятиями, пользуются различными мыслительными операциями, рассуждают логически, запоминают. Все это дает работа с банком исторических фактов. Кроме того, решается еще одна задача – формируется техника самообразования, отрабатываются рациональные приемы работы с учебным материалом.

Банк исторических фактов, который называют БАНК ДАННЫХ (или сокращенно БД), дети начинают составлять с 5-го класса. Вначале эта работа проводится под руководством учителя, а к концу 5-го класса уже самостоятельно. Оформление выглядит так:

Когда начинается новая тема, заполнение разделов начинается с новых строк, факты одной темы располагаются друг против друга. Это обязательное условие для продуктивной работы. Чтобы стимулировать детей, на уроках выборочно проверяется, как они справляются с домашним заданием. И за это ставится оценка. Если дети с чем-то не справляются, учитель им помогает. Каждую четверть необходимо выставлять оценку за ведение БД в журнал.

Работа с банком исторических фактов и познавательные процессы

Особую роль работа с БД играет в развитии таких познавательных процессов, как восприятие и воображение, так как главное в работе с БД – СЛОВО. В развитии же произвольного восприятия огромную роль играет именно слово.

Процесс обучения предъявляет определенные требования и к воображению ребенка. Школьник на уроках истории должен не только запомнить то, что рассказывает учитель, но и представить себе картины прошлого, пейзажи, людей, которых он никогда не видел. И если у младшего школьника воображение опирается на конкретные предметы, то постепенно на первое место начинает выступать опора на слово, которое дает возможность мысленно создать новый образ. И вот здесь-то очень помогает работа с БД.

Работа с БД задействует такой важный познавательный процесс, как внимание. Если ученик внимательно выполняет как интересное, так и неинтересное задание, у него тренируется воля и формируются настойчивость, целеустремленность.

Учителю важно уметь поддерживать и развивать внимание учеников на уроке. Особенно внимательными школьники бывают в процессе творческой деятельности, при выполнении заданий типа “отгадай ребус, загадку, реши кроссворд”, составленных на основе БД, так как здесь сливаются воедино мышление, чувство и воля.

В учебных программах большое внимание уделяется формированию у школьников научных понятий. При работе с БД это особенно учитывается. Задействованы также такие процессы мышления, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

При работе над понятиями используется понятийно-образное, научное обобщение. Обобщение протекает в тесном единстве с конкретизацией. Усвоение понятий происходит на основе рассмотрения отдельных фактов и работы с ними. Усвоенные понятия применяются к решению частных конкретных заданий, которые составляются на основе фактов, записанных в БД,

БД – большое подспорье для развития такого познавательного процесса, как память. Постоянная работа на различных этапах урока с фактами, записанными в БД, выполнение разнообразных заданий, проведение учебных игр облегчают запоминание и последующее воспроизведение материала. С возрастом дети воспроизводят учебный материал более свободно и связно.

Работа с БД на уроке и в системе занятий

Постоянная работа с БД позволяет организовать повторение (текущее, итоговое, тематическое) и проверку знаний, в ходе которых используются разнообразные игровые приемы. Делается это на всех типах уроков.

Например, изучение нового материала. В начале урока учитель записывает на доске все те новые понятия, имена, даты, географические названия, которые встретятся в его рассказе. Задание детям: в ходе рассказа учителя записать все это в БД и расшифровать. В данной работе особенно развивается такой познавательный процесс, как внимание. В конце урока учитель выборочно проверяет БД и за проделанную работу ставит оценку.

Комбинированный урок. Этап – проверка домашнего задания. Учитель проводит словарную работу, используя ребусы, загадки, криптограммы. Либо одновременно проводит беседу по изученному материалу, а некоторым ребятам раздает карточки с головоломками, другими заданиями. Все это можно организовать и при тематическом повторении, а также на этапе закрепления изученного материала.

При тематическом и текущем повторении можно проводить словарную работу, когда просто зачитываются объяснения какого-либо понятия или дается характеристика личности. Ученики в этом случае записывают только само слово. Это занимает мало времени, но эффективность от работы большая. Перед учителем сразу вырисовывается картина – как ребята усвоили ту или иную тему, а сами ученики еще раз повторяют пройденный материал. На повторительно-обобщающих уроках задания, составленные на основе БД, не только проверяют знания учащихся, но и развивают их любознательность, формируют устойчивые познавательные интересы. При проверке пройденного материала можно проводить тестирование, викторины типа “Кто это?”, организовывать ролевые игры. Сами ученики, опираясь на БД, с удовольствием составляют кроссворды, ребусы.

Несколько лет работы по данной системе показывают, что она эффективна в том случае, когда проводится регулярно, из урока в урок.

Например, 6-й класс, история древнего мира. Учебник “История древнего мира” А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой.

Тема “Древний Египет”. 9 часов.

1-й урок. Вводный. “Древний Восток”. Предварительно детям дано задание повторить все понятия из БД по теме “Жизнь первобытных людей”.

На этом уроке проводится тестирование.

2-й урок. Тема “Государство на берегах Нила”. В начале урока в течение 5 минут проводится словарная разминка, когда учитель называет любое понятие, а ученикам необходимо объяснить его.

3-й урок. “Как жили земледельцы и ремесленники в Египте”. При повторении домашнего задания учитель раздает каждому карточки с кроссвордами по теме “Жизнь первобытных людей”.

4-й урок. “Жизнь египетского вельможи”. При повторении пройденного учитель предлагает решить задание “Историческая арифметика” и объяснить полученные понятия.

Затем можно провести словарную работу, когда детям предлагаются загадки по теме “Жизнь первобытных людей” и другие.

5-й урок. “Военные походы фараонов. Во время проверки домашнего задания проводится игра “Перестрелка”, ученики спрашивают друг друга, что означает то или иное понятие или имя из БД. Один ученик ответил и показал на другого – “выстрелил” в того, кто должен отвечать.

6-й урок. “Религия древних египтян”. Во время закрепления материала ученикам предлагается сыграть в игру “Американцы и русские”. В гости к русским школьникам приехали американские. Необходимо им объяснить новые слова.

7-й урок. “Искусство Древнего Египта”. В ходе повторения домашнего задания ученикам предлагается игра “Поле чудес” по образцу телевизионной.

8-й урок. “В древнеегипетской школе”. В ходе закрепления пройденного с частью учеников проводится беседа, а другая часть решает кроссворды, используя БД. Учитель предлагает составить кроссворды самим ученикам, используя БД, что они с удовольствием делают в качестве домашнего задания.

9-й урок. “Древний Египет”. Повторительно-обобщающий. Проводятся самые разнообразные игры: “Назови и объясни понятие на букву “р”, игра “Перестрелка”, игра “Аукцион”, когда чем больше ученик объяснит слов, тем выше получит оценку.

Ученики решают кроссворды, отгадывают ребусы, загадки, выполняют задания типа “Чем связаны данные понятия – камень, вода, кожаный мешок, орошение” (Шадуф). Или из названных имен, понятий, географических названий выберите те, что относятся к жизни первобытных людей, и те, что относятся к Древнему Египту: Нил, мотыга, скребок, Мемфис, Тутмос, плуг, раб и др. Или викторина “Кто это?”, когда называются имена, а ученики должны их объяснить. Все эти учебные игры проводятся с учетом того, что дети записали в БД и учат ежедневно.

Банк исторических фактов учителя

Учитель может составлять свой БД, в который включаются и сведения, отсутствующие в записях школьников: новые версии событий и гипотезы, крылатые слова, характеристика исторических деятелей, отрывки из научных работ и художественных произведений, таблицы, схемы и т.п. Можно записывать загадки, викторины, тесты, учебные игры. БД учителя – своеобразная рабочая тетрадь преподавателя.

Наталья КРЮЧКИНА, учитель истории

п. Базанча,

Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте