search
main
0

Номинация “деноминация”

Каждый педагог знает себе цену. Истинную ли, надуманную или завышенную, как прибавочная стоимость, или же, наоборот, заниженную, словно на распродаже в магазинах “Секонд хэнд”, – во многом от понятия, которое психологи называют “уровнем притязания”, стремлением к самореализации, желанием и умением ставить цели, реальные или призрачные. Осознание же того, нахожусь ли я на своем месте, гармонично вписываюсь в школьную среду или меня несправедливо притесняют, не дают раскрыться таланту, является следствием воздействия на нас окружения, в котором мы постоянно находимся. Практически невозможно избежать колебания уровня притязаний, если тебя то ругают долгое время (что чаще), то хвалят без меры (редко, но с упоением).
Любой конкурс, будь то “Учитель года”, “Сто друзей” или “Мисс Россия”, призван выявить самых-самых по заслугам и достоинствам. В любом конкурсе принимают участие те, кто имеет достаточно высокий уровень притязаний. Это понятно, ведь если человек не уверен в себе, не стремится к высоким целям и не старается доказать (себе или другим), что он способен на большее, здесь ему все чуждо и неинтересно. К чему рваться? Работай себе не спеша, делай свое дело качественно и скромно, безо всяких там амбиций и горделивых стремлений. И вовсе не значит, что выигравший на конкурсе – действительно самый лучший из всех. Нет, он просто лучший из участвующих. Вернее, пожелавших участвовать.
Эта простая истина очень важна для самих конкурсантов. Потому что, если рядом с тобой заведомо слабый противник, просто неэтично гордиться своей победой над ним. И уж тем более уверовать в свою исключительность по отношению ко всем остальным, по тем или иным причинам отказавшимся принять участие в соревновании. С другой стороны, очень часто даже заслуженная победа приводит к резкому повышению самомнения учителя (особенно когда это всячески стимулируется окружением), у него возникает иллюзия, будто он и впрямь “суперпедагог”. Но, как правило, все конкурсы рано или поздно заканчиваются. И на пути к финалу учителя имеют прекрасную возможность избавиться от комплекса сверхполноценности, когда вдруг выясняют, что есть кто-то более умелый, сноровистый, обаятельный и достойный стать победителем.
Правда, нужно еще достойно воспринять все это. И не впадать в истерику после того, как тебя сначала подняли на слишком большую высоту, а затем уронили. Такова жизнь, таковы конкурсы. Поэтому не завидуйте победителям – может быть, они еще витают в облаках, не думая, каким будет возвращение на бренную землю.

Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте