Добиваюсь, чтобы каждый ученик сохранял собственную индивидуальность. Преподавание неэффективно, если оставаться на традиционных позициях субъект-объектных отношений. Восприятие позиции ученика способствует переоценке ценностей всего учебно-воспитательного процесса. Активная позиция обучающихся ломает рамки традиционной организации урока. Она должна найти свое воплощение в индивидуальной, парной, групповой работе, тогда урок становится прообразом реального общения людей.
Для реализации активной позиции учеников на уроке необходимы не только особые социальные формы их взаимодействия, но и иной взгляд на обучение различным видам речевой деятельности. То, что ранее порицалось, теперь поощряется как неотъемлемый компонент познания. Лишь строя предположения, выдвигая гипотезы, опровергая в процессе исследования, ученик приобретает навыки взаимодействия со сложным, непонятным, но постепенно раскрывающим ему свои тайны миром. Я пытаюсь создать в классе такие условия, при которых ребята могли бы использовать собственный социальный опыт, реализовать свои способности. Для нас важно не понимание учеником прочитанного, а то, что его заинтересовало в тексте. Поэтому основной вопрос “Was habt ihr verstanden?” ( Что вы поняли из текста?), а не “Was habt ihr nicht verstanden?” (Что вы не поняли в тексте?). В этом вопросе учителя отражается его методологическая концепция.
Игорь Смирнов,
учитель немецкого языка средней школы N 9 г. Гатчины Ленинградской области, учитель года России-2002
Комментарии