Патрульно-постовая служба – важнейший элемент охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах городов и дорогах страны. Сегодня участие в этой тяжелой ежедневной мужской работе принимают сотрудники милиции и военнослужащие Внутренних войск МВД России. Об одном из нововведений, призванном облегчить и осовременить труд стражей правопорядка, рассказывают постоянные авторы «Военного образования».
Наше знакомство с первым в России патрулем милиции на… скутерах произошло осенним вечером на одной из столичных улиц. В сумраке мимо нас практически бесшумно (звук моторов утонул в гуле расположенной неподалеку оживленной магистрали) пролетели из одного переулка в другой две тени. Мы едва успели разглядеть надписи «Милиция. Проспект Вернадского». Оказалось, вот уже несколько месяцев в столице России службу по охране общественного порядка на патрульных маршрутах несет уникальное подразделение, оснащенное современными мини-мотороллерами – скутерами.
Автор этой идеи – начальник столичного отдела внутренних дел «Проспект Вернадского» полковник милиции Владимир Петров. Именно с его легкой руки при поддержке вышестоящего начальства и префектуры административного округа в отделе появились первые скутера.
– Вначале пришлось тщательно продумать алгоритм патрулирования. Сам начинал службу с патрульно-постовой, знаю многие нюансы, – рассказал Владимир Семенович. – Сейчас у нас несколько экипажей, которые несут службу по две ночи подряд, естественно, с дневным отдыхом. Вместе с патрулями из числа военнослужащих Внутренних войск это достаточно внушительная сила. Скутера – довольно удачное решение. Сотрудник милиции, находясь на посту, меньше устает физически. Уже не задремлешь. Все-таки за рулем! Кроме того, у сотрудника повышается интерес к работе. Как-никак своя техника в руках! Мотопатрулю категорически запрещено выезжать на проезжую часть. При скорости десять километров в час милиционеры двигаются только по тротуарам, во дворах жилых массивов. Все экипажи оснащены современными средствами связи и специальными средствами. Каждые сутки патрулям назначается несколько новый маршрут.
В районе патрулирования нет особо оживленных мест, скоплений большого количества людей – вокзалов и рынков, только спальные районы. Поэтому в свете террористических угроз ко всем «неместным» – самое пристальное внимание.
Результаты нововведения не заставили себя долго ждать. Уже в первые дни после его внедрения в практику появились первые задержанные патрульными на скутерах – нарушители общественного порядка, в районе значительно сократилось количество ночных звонков на общеизвестный милицейский номер «02» с вызовами типа – «шум во дворе» или «драка», резко уменьшилось также число вечерних и ночных нападений грабителей, отнимающих у своих жертв мобильные телефоны.
Все это убедительно подтверждает правильность алгоритма действий, выбранного силами охраны правопорядка. Его смысл в том, что нужно работать на опережение, устранять возможности вершить злые дела, предупреждать преступления, а не ждать, когда постфактум придется расследовать их. Современные миниатюрные средства передвижения как раз и служат этой цели. Они позволяют милицейским патрулям держать под тщательным постоянным контролем темные углы, те места, куда не попасть их собратьям – патрульным на автомобилях, куда порой трудно проскочить и на «полноразмерном» мотоцикле. А ведь именно в таких темных углах чаще всего собираются группы хулиганов, подстерегают своих жертв грабители. Патрули на скутерах лишают их шансов творить свои криминальные делишки и решительно пресекают любые попытки нарушить покой граждан.
Дмитрий ОТДЕЛЬНОВ, Вячеслав ВОЛГИН
Комментарии