В Москве впервые состоялся общегородской фестиваль «Ночь музыки», созданный по инициативе и при поддержке Департамента культуры и приуроченный к празднованию Международного дня музыки. В фестивале приняли участие более 150 площадок – музыкальных школ, культурных центров, концертных залов. По мнению организаторов, «Ночь музыки» станет одним из ежегодных знаковых мероприятий Москвы.
Несмотря на название, фестиваль состоял из трех этапов – дня, вечера и собственно ночи. Днем в столичных музыкальных школах состоялись 82 концерта для детей и их родителей. Наиболее интересными и значительными были концерт стипендиатов фонда «Новые времена» (президент – Денис Мацуев) в музыкальной школе имени Мурадели, выступление юношеского ансамбля старинной музыки «Piccoli Band» в музыкальной школе имени Бетховена, студенческого хора колледжа имени Гнесиных под управлением Ю.Колесника, среди воспитанников которого актеры Седьмой студии Константина Серебренникова. В течение всего дня в Культурном центре «ЗИЛ» проходили тематические игры, мастер-классы и музыкальные мастерские.Музыкальные школы не закрыли свои двери и вечером – в 12-й ДМШ для тех, кто интересуется различными направлениями классической и джазовой музыки, выступали молодые профессионалы, прошли лекции, дискуссии, публичные интервью. В ДШИ имени М.А.Балакирева камерный оркестр «Гнесинские виртуозы» под руководством Михаила Хохлова исполнил произведения И.Баха, А.Вивальди, Й.Гайдна и А.Пьяццоллы, свое мастерство виртуозно продемонстрировали Сергей Хворостьянов (фагот), Валентин Кочетков (ксилофон, вибрафон), Сергей Мазур, Михаил Фейман. В ДМШ имени Л.В.Бетховена известный теоретик и практик аутентичного музицирования, руководитель музыкальной лаборатории театра «Школа драматического искусства» пианист Петр Айду исполнил произведения от ранней барочной итальянской музыки (Джованни Пикки, Клаудио Меруло и Микеланджело Росси) до поздней французской, завершающей клавесинную эру (Дюфли и Бальбатр). В ДМШ имени Н.А.Алексеева аспирантка Московской консерватории, профессиональная скрипачка Ляля Кандаурова прочла лекцию «Услышать классику», устроила обсуждение самой разной классической музыки – от головоломок полифонии до пыла романтиков, от чистой радости Моцарта до безумных экспериментов ХХ века, слушатели учились на слух отличать одни инструменты от других и узнали много нового о жизни композиторов. Московский камерный оркестр MusicaViva под руководством Александра Рудина исполнил сочинения В.Моцарта, И.Баха, П.Чайковского, А.Пьяцолла в детской школе искусств №11 в Ясеневе.На старте ночи на лучших площадках города начали свои выступления профессионалы мирового уровня. Второй за 17 лет сольный концерт в Москве дал пианист и композитор Антон Батагов, сыгравший свое сочинение «Избранные письма Сергея Рахманинова» в Камерном зале Московского международного Дома музыки. В Культурном центре «Москвич» выступал оркестр Игоря Бутмана, в Музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки состоялся музыкальный перфоманс-кинопоказ фильма Чарли Чаплина «Огни большого города» с живым музыкальным сопровождением Noir Quartet и солистов Eclectic Sound Project, с музыкальным проектом Arfasound в Культурном центре «ЗИЛ» выступили диджей Nicolas и арфистка Яна Хурумова, певцы и инструменталисты коллектива Questa Musica под руководством Филиппа Чижевского – на дизайн-заводе «Флакон». В Центре имени Мейерхольда показали спектакль «Сотворение мира» на оригинальную музыку Николая Хруста, в спектакле зрители стали непосредственными участниками и творцами действия, актеры – его операторами, а сюжет – рамкой для игры. Оригинальность спектакля заключалась в том, что зрители не сидели на своих местах, а постоянно передвигались за актерами и музыкантами, оригинальность музыки в том, что это звуки кондиционеров, вентиляции, подъемника и шагов. В кинотеатре «Художественный» давали киноверсию оперы «Кармен» в постановке, ставшей частью ежегодного фестиваля «Ханда-Опера в Сиднейской бухте». Действие оперы перенесено на плавучую платформу, в декорациях на краю гавани, на фоне одного из красивейших городов мира. Австралийская режиссер-постановщик Гейл Эдвардс превратила три увертюры к четырехтактной опере в танцевальные мини-драмы, где есть фламенко, современные танцы и сцены корриды. В кинотеатре «Факел» тоже решили показать киноверсию, но концерта «Три тенора» – уникальной программы, созданной в 1990 году, когда Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас вышли вместе на сцену. Идея объединить трех легенд оперной сцены, чтобы собрать 400 тыс. долларов на операцию Каррерасу, которому в 1987 году врачи поставили диагноз острая лейкемия, как говорят, принадлежала итальянскому импресарио Марио Дради. В Камерном зале Московской филармонии состоялся концерт, там исполняли музыку Бетховена, Шопена, Шумана, Брамса, Рахманинова. Оркестр «Русская филармония», недавно отметивший десятилетний юбилей, исполнял музыку Вивальди («Времена года», концерты для двух виолончелей с оркестром соль минор, для двух гобоев с оркестром ре минор, для фагота с оркестром ми бемоль мажор).Невозможно рассказать о событиях на всех 150 площадках, можно только сказать, что «Ночь музыки» привлекла внимание многих москвичей, которые в полной мере смогли прикоснуться к прекрасному. Организаторы уже подготовили предложения относительно того, чтобы этот фестиваль в следующем году стал всероссийским.
Комментарии