Соседа-девятиклассника, заявившегося на вручение аттестата не в строгом костюме, как было велено, а в джинсах и темной футболке, завуч не пустила в актовый зал – мол, не так одет. Документ отдала в коридоре. Он страшно обиделся и… выкрасил в знак протеста свои белокурые волосы в оранжевый цвет. А как еще мальчишка может доказать взрослым, что они глубоко не правы? Ведь ни в коем случае нельзя из-за внешнего вида унижать человека, пусть даже этот человек еще слишком юн.
Конечно, он тоже не совсем прав – на праздник в джинсах не приходят, но, по-моему, это был его метод «проверки на вшивость» администрации школы, которую та не прошла. Более того, на днях он мне «пожалился», что в его школе вообще решили ввести обязательное ношение школьной формы, причем такой, от которой, по его словам, волосы дыбом встают. Особенно (опять же по его мнению) пострадают девочки. Сама я пока ни его, ни его одноклассниц в новой форме не видела. И, судя по всему, до первого сентября не увижу, ибо для моего строптивого соседа надеть новую форму равнозначно высочайшему подвигу. Хорошо, говорит, что хоть учиться недолго осталось, два года помучаюсь – и все.
Правда, это ему и его друзьям, судя по всему, конкретно не повезло. Рядом с нашим домом расположена школа-лицей с музыкальным уклоном, там форму носят уже второй год и ничуть не жалуются, напротив, даже гордятся ею – уж больно она хороша. И лицеисты в знак протеста свои волосы в апельсиновый цвет не красят.
Кстати, вы не замечали: несмотря на то, что школьная форма давно уже перестала быть обязательным атрибутом российского ученика, споры о том, нужна она или нет, в последнее время приобретают все более острый характер? Недавно Министерство образования и науки РФ провело по этому вопросу соответствующее исследование, и результаты анализа показали, что, согласно информации, полученной из 55 субъектов Российской Федерации, большинство как взрослых, так и детей полагают, что школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплинирует, устраняет социальное неравенство, дает возможность осознать себя принадлежащим к единому коллективу. Однако за введение школьной формы от количества каждого участвующего в анкетировании высказался 91 процент учителей и только 38 процентов учащихся.
Впрочем, единомыслия нет даже среди учителей, несмотря на все социологические опросы. Среди руководителей, например, московских учебных заведений есть как противники, так и сторонники введения в школах формы. Вот, например, мнение завуча школы № 437 Валентина Рытикова:
– Мы решили ввести свою форму на общешкольной конференции прежде всего потому, что это дисциплинирует ребят, да и родителям – серьезная экономия, ибо стоит форма довольно дешево. Ученикам был предложен этакий деловой, строгий стиль: пиджак, жилет, юбка, брюки (причем брючки могут по желанию носить и девочки), ребята одобрили форму, и я еще ни от одного из них не слышал недовольства по этому поводу.
Ему вторит и другой завуч, из школы № 1130, Тамара Острик:
– Наши дети должны, как мне кажется, приучаться к классическому стилю, посему им и была предложена соответствующая униформа. И хотя она достаточно стандартна, мы постарались учесть индивидуальные особенности ребят, главным образом девочек. Для каждой из них пиджак и юбочка были предложены такие, какие более идут ее фигуре и стилю… И поэтому особых капризов среди наших школьников не было. Каждый выбирал то, что ему пришлось по душе. И все же это были не просто платья и пиджаки, когда каждый одевается кто во что горазд, это была единая форма. Мы полагаем, что дети должны помнить: они находятся не на дискотеке, а в школе. Они пришли учиться. Они пришли работать.
Но если вы полагаете, что так думают все педагоги, то вы жестоко ошибаетесь. По мнению директора московской школы № 671 Натальи Ветошкиной, детям необходимо давать свободу выбора и самовыражения. Тем более с учениками всегда при желании можно договориться о том, чтобы они приходили в школу одетыми аккуратно и без вычурности.
– Не стоит навязывать детям какие-то свои стандарты, – согласна с этим постулатом и директор школы № 759 Светлана Васькина. – Тем более что, как ни крути, хорошая форма стоит дорого и большинству из наших родителей она просто не по карману. А заставить детей, в особенности подростков, нацепить на себя какую-нибудь дрянь только оттого, что она дешевая, и нам, учителям, видите ли, хочется, чтобы наши ученики выглядели как солдатики на плацу, по-моему, просто нереально. Словом, мы решили договориться с детьми, чтобы они приходили в школу одетыми аккуратно и более-менее строго. И ребята пошли нам навстречу. Может, оттого, что мы не устраивали особых скандалов по этому поводу? Мы поняли их, они – нас. Хотя контингент у нас в основном довольно сложный, и, как говорится, все бывает. Но на то мы и педагоги, чтобы учить детей в том числе и тому, как правильно вести себя, не распускаться, не раскрашиваться татуировками, не цеплять пирсинги в нос.
Есть и такие школы, где сомнения по поводу школьной формы обуревают учителей, а дети как раз выступают «за», полагая, что это весьма престижно – ходить в форме, глядя на которую любой скажет – вон идет ученик такой-то школы. Но многие педагоги как раз убеждены, что в этом-то и таится серьезная опасность. Ибо различные по качеству модели формы только усилят и без того существующую довольно напряженную социальную дифференциацию между учениками элитных и общеобразовательных школ.
А в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла стандартная школьная форма, по мнению некоторых специалистов, будет только мешать учебному процессу. К тому же у них и так существует специальная одежда для многих предметов, например: лепки, живописи, резьбы по дереву, чеканки, бальных и спортивных танцев, других подобных занятий.
Наконец, для малообеспеченных семей приобретение школьной формы может стать довольно серьезной проблемой. И даже в том случае, когда форму закупает сама школа (а в некоторых регионах страны именно так и происходит), деньги, выделяемые на ее покупку, куда, казалось бы, рациональнее направить на обеспечение детей учебной литературой и иными пособиями, которые им более необходимы.
Но, представьте, с этим оказались совершенно не согласны многие родители, причем как раз из той категории, что еле концы с концами сводят.
– Когда я пришла на первое собрание в школу, – делилась со мной молодая мама Ирина Чернышева, чья дочка в этом году идет в первый класс, – я сразу поинтересовалась, есть ли в школе форма. Мне это действительно важно, причем по многим причинам. Во-первых, об этом мечтает мой ребенок. Во-вторых, приобретать форму куда выгоднее с экономической точки зрения, чем всякий раз мучиться, бегая по магазинам с высунутым языком в поисках нового платья или костюма для своего неугомонного ребенка. Кстати, когда в школе узнали, что я в одиночку воспитываю дочь, администрация школы мне предложила приобрести форму с огромной скидкой, так что мне вообще все это встало буквально в копейку. У нас, как выяснилось, в школе вообще такой подход к детям из малообеспеченных семей – если родители почему-либо не могут позволить себе купить введенную в школе красивую и модную форму за полную цену, школа придет на помощь. Ведь, как мне объяснили, форма – это инициатива самого учебного учреждения, не Минобразования РФ – оно-то как раз дало школам, как говорится, полный карт-бланш, так почему, спрашивается, в этом случае должны страдать родители? Ну и в-третьих, когда каждая школа имеет свою форму, так сказать, свой отличительный элемент – по-моему, это здорово. Во всяком случае – оригинально.
И, наконец, одно замечание, что называется, от себя. Разве плохо то, что дети, приходя в класс, сразу с порога понимают: они пришли учиться, а не демонстрировать перед одноклассниками «крутой прикид», точно на подиуме? Однако, с другой стороны, предложенная ученикам униформа должна быть стильной и красивой, не раздражать детей, чтобы у школяров не было причин стонать, что, мол, стандартный костюм или платье убивают их индивидуальность, превращая в однояйцевых близнецов из единого инкубатора. Хотя… Если человек личность, то уничтожить его индивидуальность просто-напросто невозможно.
Комментарии