search
main
0

Низкая тревожность и позитивный образ будущего: что нужно для психологической безопасности образовательной среды

Что такое психологическая безопасность образовательной среды? Насколько она важна, как ее создать и измерить – об этом рассказали в Российской академии образования.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Любому человеку важно ощущать себя в безопасности. Только в таких условиях он может эффективно трудиться, обучаться и жить в гармонии с миром. О концепции психологической безопасности в образовании, созданной в начале 2000-х годов, рассказала ее автор – доктор психологических наук, профессор, академик РАО Ирина Баева в новом выпуске ЛекторРАО. Речь шла о сути и значимости концепции, технологии создания психологической безопасности в образовательной среде, ее развитии и результатах внедрения концепции в практику.

Значимость концепции психологической безопасности в образовании

Ирина Александровна отметила, что разные области знания считают безопасность предметом своего исследования, это межпредметное понятие. Такая категория стремительно ворвалась в научную жизнь в конце 20 века, что было связано с чередой трагических событий – взрывами домов, захватом заложников, трагедией в школе Беслана. Сегодня напряженная геополитическая обстановка вновь свидетельствует об острой актуальности потребности в безопасности, о необходимости чувствовать себя защищенным, справляться со страхом потерь и неудач.

Современный ребенок принципиально другой – самые разные названия применяют для обозначения нового поколения. В настоящее время начинаются различные популяционные исследования. В частности, большой проект реализует РАО – «Растем с Россией». Он направлен на сбор данных о возрастных особенностях современных детей. На лицо – резкая дифференциация характеристик отдельных групп детей, ее еще предстоит осмыслить.

Фото: кадр из видеолекции – РАО/ ВК

Значительное число исследований аспектов безопасности проведено в рамках психологии образования. Создано направление исследования «Психологическая безопасность в образовании». Постепенно от проблем экстренной психологической помощи детям и подросткам в кризисной ситуации был осуществлен переход к исследованию психологической безопасности образовательной среды, которую можно рассматривать как условие, способствующее позитивному психическому развитию ее субъектов.

Еще одно направление исследований – это психологическая безопасность личности как психическое состояние учащихся, их родителей и педагогов. Все эти направления работают на обеспечение психологического благополучия и здоровья обучающихся, родителей и учителей.

Эксперт напомнила, что в национальных целях развития России до 2030 года есть задача создания комфортной и безопасной для жизни среды. Исследования по проблемам психологической безопасности образовательной среды и ее субъектов является одним из путей достижения поставленной цели.

Современные учащиеся взаимодействуют со множеством социальных сред: семья, друзья, СМИ, интернет, школа, кружки и секции. Из них только образовательная среда может иметь полный социальный контроль со стороны общества. Она создается профессионалами, работающими в педагогической системе.

Термины концепции 

Ирина Баева задается вопросом: что такое психологическая безопасность образовательной среды и психологическая безопасность ее участников?

Психологическая безопасность образовательной среды – это ее состояние, свободное от психологического насилия, удовлетворяющее потребность в личном доверительном общении, возрастном и профессиональном развитии, создающее референтность лиц среды – желание в ней находиться  и транслировать ценности этой среды в собственную жизнь. Для измерения уровня психологической безопасности создана специальная методика. Она опубликована в работах спикера и используется во многих исследованиях.

Исходя из определения очевидно, что основными угрозами нарушения психологической безопасности в образовательной среде выступают наличие психологического насилия, неудовлетворенность в личностно-доверительном общении и возрастном развитии, отсутствие референтности.

Фото: пресс-служба Министерства просвещения

Ирина Баева предложила также второе определение – «психологическая безопасность личности». Это психическое состояние, которое позволяет сохранить устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе с психотравмирующими воздействиями, обеспечивающее сопротивляемость внешним и внутренним воздействиям. Данное состояние отражается в конкретной жизненной ситуации.

Эти две категории взаимозависимы и взаимосвязаны. Концептуальное положение по созданию психологической безопасности образовательной среды и ее участников, критерии и принципы ее моделирования дают основания для создания структурной модели образовательной среды школы в ее психологическом аспекте.

Две переменные выбраны в качестве основных. Первая – это личностная эмоциональная защищенность, представлена на вертикальной оси, ее динамика идет от полной защищенности до ее отсутствия. Вторая переменная находится на горизонтальной оси – психологическая умелость/неумелость.

Горизонтальное направление может быть соотнесено с формированием личности. А вертикальное – это помощь в развитии личности через создание безопасных условий. Насыщение того и другого направления ресурсами (психологическими, педагогическими, социально-психологическими) позволяет создать психологическую безопасность образовательной среды и поддержать состояние психологической безопасности ее участников.

Условия для создания психологической безопасности в образовании

В настоящее время в обществе стоит задача разработки современных технологий. Они позволят создать высококачественные продукты. В предлагаемом подходе таким продуктом является психологически здоровая личность. Условиями для нее является психологическая безопасность.

Ирина Александровна предлагает технологическую модель психологической безопасности образовательной среды и ее участников. Психологически безопасная образовательная среда создается через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказе от психологического насилия. Результатом является психологически здоровая личность.

Для психологической безопасности необходимыми являются жизнестойкость, устойчивый положительный эмоциональный фон, удовлетворенность жизнью. Это стержневые личностные ресурсы. Ресурсами, поддерживающими состояние психологической безопасности педагога, являются индекс хорошего самочувствия, ценности, психологическое благополучие, стратегии психологической готовности к инновациям.

Личностными ресурсами подростков выступают высокий уровень ценностей и традиций, низкий уровень тревожности, позитивный образ будущего, высокий уровень самооценки, низкий уровень одиночества, враждебности и гнева, высокий уровень обработки социальной информации, включенность личности в деятельность и события своей жизни.

Эти позиции в структуре личностного статуса человека можно и нужно формировать. Тогда человек сможет находиться в состоянии психологической безопасности даже в напряженной образовательной и социальной среде.

Полностью ознакомиться с лекцией Ирины Баевой можно на странице РАО в социальной сети. Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о профилактике негативных отношений педагога и ученика. С лекцией на эту тему выступала член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Татьяна Тихомирова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте