На Большой Покровской, пешеходной улице Нижнего Новгорода, музыка звучит в любое время, не смолкая даже зимой в 20-тиградусные морозы, а что уж говорить про теплый сезон: кроме своих доморощенных музыкантов – как профессионалов, так и любителей – бывают и заезжие гастролеры. Этим летом ярким событием стало появление индейцев: несколько последних июльских дней внимание прохожих приковывает фольклорный ансамбль индейцев из Эквадора. Их этнические композиции, среди которых зажигательные танцы и вокальная лирика, а также духовная музыка, располагающая к медитации и раздумьям о вечности, прямо таки околдовали нижегородскую публику.
Парни действительно играют волшебно, собирая большие толпы зрителей. Слушая их музыку, мыслями и ощущениями переносишься куда-то очень далеко – в какое-то идеальное время и пространство, испытывая подлинное блаженство. Очень красиво вкрапляются голоса природы: крики птиц и шум деревьев. Причем птиц индейцы потрясающе имитируют собственным вокалом, а не только инструментально. Сразу чувствуется профессионализм исполнения: отшлифованная ансамблевость, богатство красок, разнообразие репертуара, приличная техническая оснащенность (звукоусилители и качественные фонограммы), ну и конечно, диковинные костюмы индейцев не дают никому равнодушно пройти мимо. Подкупает и их ненавязчивая манера общения с публикой (особенно в сравнении с поведением многих наших уличных музыкантов-попрошаек). Кроме обычного раскрытого чемоданчика для пожертвований, индейцы предлагают СD и сувениры ручной работы: вязаные сумочки и браслеты из цветных шерстяных ниток, ловцы снов – индейские амулеты в виде кольца с паутиной, где согласно поверью должны запутываться плохие сны и дурные мысли.
В числе многих нижегородцев и гостей нашего города я влюбилась в их музыку, и меня распирало любопытство узнать о них побольше: кто они, чем занимаются дома, и что же заставило этих музыкантов, преодолев колоссальное расстояние, прилететь в Центральную Россию, чтобы здесь играть на улицах. Их ассистентка и по совместительству продавец сувениров, миловидная молоденькая девушка Маргарита, поведала мне, что они говорят на индейском языке кечуа и по-испански, ничем другим кроме музыки они не занимаются. Так как между Эквадором и Россией безвизовый режим, вот и приехали сюда. Она познакомилась с ними в Москве в гостинице, где сама работала, по их просьбе помогала им с покупкой аппаратуры, да так и влилась в коллектив. Успешно сдав сессию в университете, где изучает программирование и компьютерный дизайн, Рита решила не бросать своих подопечных на произвол судьбы и отправилась с ними в гастрольное турне по России.
Неужели приезжие издалека музыканты могут всерьез рассчитывать на уличные заработки в России, ведь, например, только билет из Эквадора в Россию стоит порядка 2000 долларов? Плюс проживание и питание – у нас это тоже не дешево. Сколько же надо зарабатывать ежедневно каждому участнику коллектива, чтобы хотя бы покрыть все дорожные расходы? Нет, скорее всего, это страсть к приключениям и свободе: именно она заставляет людей становится бродячими артистами, а вовсе не погоня за длинным рублем.
С 12 по 14 июля в городе проходил Фестиваль уличных театров, в связи с этим на Покровке был полный аншлаг. Но выступить индейцам не удалось – их согнали с места ради одной из промо-акции. Они погрузили свои вещи на тележки и пошли искать другое место, благо Большая Покровская достаточно длинная. Однако иногда – особенно по выходным дням – уличным артистам здесь становится тесновато, и местами звуки разноплановой музыки сливаются в какофонию, уже совсем не радуя, а только раздражая слух. Так было и в минувшее воскресенье. Были здесь и танцевальные студии, и песни под баян, и джазовый дуэт контрабаса и гитары, и многодетная мама с кучей ребятишек, распевающие бардовские песни, и задушевное соло саксофона, и милый дуэт кларнета с гитарой. Но, к моему разочарованию, в этот день индейцы не выступали. Зато вскоре мне выпал не просто счастливый, а уникальный билет: я еще раз послушала живую музыку в их исполнении – и не только на улице, но и у себя дома.
Увидев их снова на Покровке, я уже не колебалась и решительно подошла с просьбой взять интервью. Все, что я хотела им сказать – выразить свой восторг и задать интересующее вопросы – я заранее с помощью Google-переводчика написала на испанском на листах бумаги. Хенри – руководитель группы – доброжелательно согласился ответить.
Выяснилось, что их группа под названием Sumac существует уже 9 лет. Сами музыканты родом из эквадорского города Отавало. Музыке они научились в семье, где из поколения в поколение передается фольклор. Впрочем, брат Хенри получает профессиональное музыкальное образование в университете Чили.
– Все мы знаем нотную грамоту, но играем только по слуху и импровизируем, – признались эквадорцы. – Дома, на Эквадоре, мы обычно только репетируем и изготавливаем сувениры. Так было всегда: мы едем туда, где нет такой музыки, где наша музыка интересна. А на Эквадоре она привычна, поэтому не так востребована. Выступаем мы по всему миру: Чили, Аргентина, Бразилия, Индия, Россия, Монголия. Раньше, когда не нужно было визы, ездили по всей Европе. Наши композиции вдохновлены традиционными ритмами наших прекрасных деревень, нашими женщинами и жизнью наших предков.
Что касается тура по России, то им музыканты оказались очень довольны и собираются приехать еще в следующем году.
В этот вечер, в знак благодарности, я провела для ребят экскурсию по нижегородскому кремлю, во время которой они очаровали меня еще больше: с каким восхищением они любовались волжскими просторами, с какой любознательностью расспрашивали об истории России. Так что я не удержалась и, вдобавок, пригласила в гости – на традиционный русский обед: борщ и гречневую кашу. Инкам борщ так пришелся по вкусу, что попросили добавку. А вот от кваса отказались, узнав, что этот напиток слабоалкогольный. Алкоголя они не приемлют, даже столь минимального градуса. И вообще не курят. Вот бы нашей бы молодежи поучиться!
После сытного обеда гости сразу же достали инструменты: всевозможных калибров дудки из бамбука, а я – 2 гитары и домру. Оказалось, парни владеют не только духовыми, но и струнными (всего насчитали 28 различных музыкальных инструментов). И пошло веселье с песнями и плясками. Я заметила еще такую особенность: во время игры они очень часто меняют инструменты. Рита рассказывает, что музицируют они, не переставая, где бы ни были: и дома, и в машине постоянно звучит их музыка. Видимо, уже немного пресыщенная ею, она предложила спеть что-нибудь русское. И мы с ней запели «Ой, полным полна коробушка», а гости не растерялись, тут же подхватив мелодию на своих духовых. Никогда не забыть мне этой встречи: так много жизнерадостности и красоты в этих людях!..
20 июля индейцы дают последний концерт в Нижнем Новгороде, несмотря на все уговоры фанатов остаться еще, они решили ехать: больше недели в одном городе – и так долго, не хотят приесться. Тем более, что все ребята женаты и скучают по детям, к которым не терпится вернуться.
Следующим городом в их турне должна стать Казань. Надеюсь, их ждет успех. А он зависит не только от таланта артистов и их исполнительского мастерства, но и от многих внешних обстоятельств. Например, насколько успешно городские власти могут регулировать выступления уличных артистов: чтобы всем хватало места под солнцем. В первую очередь, конечно, надо поддерживать исполнителей высокого уровня, старательно выметая всякого рода музыкальную низкопробщину, коей, к сожалению, на наших улицах пока гораздо больше, чем настоящего искусства. Но бюрократические процедуры никоим образом не должны придушить эту замечательную традицию.
А еще я очень надеюсь, что индейцы к нам приедут снова!..
Фото автора
Комментарии