Нижегородский государственный педагогический университет располагается в самом центре старинного и красивого города. В НГПУ чтят традиции, сохраняя их в сердце, используя как ключ к нелегким проблемам современности. Девяносто пять лет истории, отраженные в экспонатах Музея славы, – летосчисление не по годам, а по людям, стоявшим у штурвала вуза, за кафедрами, в лабораториях и мастерских, позволяет создавать живую преемственность, сохранять память и воспитывать гордость.
Досье «УГ»Подготовка будущих педагогов осуществляется в НГПУ на 9 факультетах по 30 специальностям, 5 направлениям подготовки бакалавров и магистров. Университет ведет подготовку по очной, заочной формам обучения. По ряду профессиональных образовательных программ лицам, имеющим среднее профессиональное образование по родственной специальности, предоставляется возможность обучения в сокращенные сроки.Для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе сформирован современный учебно-производственный комплекс, включающий 3 спортивных и 2 тренажерных зала, манеж, 3 музея, актовый зал, агробиостанцию, спортивно-оздоровительный лагерь «Веселый берег», 10 компьютерных классов, выход в интернет, свой сайт, библиотеку, 4 читальных зала.В условиях модернизации педагогического образования главное место уделяется повышению качества подготовки будущих учителей. Качество подготовки обеспечивается высокопрофессиональным профессорско-преподавательским составом. В вузе работают 56 докторов наук, профессоров, 247 кандидатов наук.
СтатфактНГПУ на 75% обеспечивает Нижегородскую область и город Нижний Новгород учителями. Традиционно с Министерством образования и науки, Департаментом образования и социально-правовой защиты населения администрации Нижнего Новгорода заключаются договоры на подготовку будущих педагогов на основе целевого набора. Ежегодно в вуз поступают около 300 студентов-целевиков. С этими студентами идет целенаправленная работа по адаптации их к городскому социуму. Как правило, почти все студенты-целевики после окончания вуза отправляются работать в школы города и области.
Все на сцену!
Незаметно, безболезненно, но очень последовательно здесь произошло обновление всех курсов, учебного материала, обучающих технологий. Недавно принята программа модернизации педагогического образования в НГПУ, проецирующая на конкретную педагогическую систему основные положения программы модернизации российского образования.
Еще одно принципиальное «открытие» последнего десятилетия: учитель – это не только профессиональная подготовка, но и определенное культурно-антропологическое состояние личности. Ведь не может человек с низкой эмоциональной культурой, с нулевыми эстетическими представлениями идти к детям (хотя, конечно, идет и дегуманизирует собой школьную жизнь, но речь – о норме, об идеале)! Чтобы решить эту проблему хотя бы отчасти, в НГПУ создали систему абонементно-практических внеаудиторных занятий со студентами.
Девятый год ежемесячно студенты и преподаватели заполняют тысячу мест в Нижегородском академическом театре оперы и балета. Уже появились свои меломаны, способные разобраться в репертуаре, в голосах, в качестве постановки. Сегодня в борьбу за внимание подготовленного и отзывчивого зрителя-учителя вступили другие городские театры.
Театральный абонемент дал еще несколько «ветвей» – музейный, архитектурный, музыкальный, Центра современного искусства, кино- и выставочный абонементы. В фойе старинного здания главного корпуса (бывшей Нижегородской гимназии) была оборудована театральная гостиная, и в гости к студентам стали охотно приходить с концертными программами артисты нижегородских театров. Здесь же получил «прописку» Нижегородский государственный оркестр народных инструментов под управлением профессора Виктора Кузнецова.
И вот уже собственные креативные результаты: несколько вокальных студенческих групп неоднократно признаны лауреатами престижных международных конкурсов, посланцы педуниверситета занимают почетные места на Всероссийской олимпиаде по культурологии, других подобных форумах. А изюминкой внутривузовской жизни стали традиционные концерты, подготовленные женским составом преподавателей, студентов, сотрудников для мужчин педуниверситета к 23 февраля, а те, в свою очередь, готовят ответный концерт к 8 Марта. Послушать, как поет ректор или министр образования и науки Нижегородской области, как выступают сольно и в команде проректоры, посмотреть, как танцуют на сцене деканы, набивается полный актовый зал.
Важнейшие компоненты воспитания – преемственность, среда и творчество – легли в основу большой, тщательно продуманной и научно обоснованной концепции воспитательной работы в НГПУ, которую недавно обсудил и принял Ученый совет. Учить-ся воспитывать и воспитывать-ся самим – этот принцип многократно проверяется в цепочке «преподаватель-студент-учитель-ученик».
В НГПУ были созданы центры – контроля качества подготовки специалистов, социально-гуманитарного образования, эстетического воспитания, психолого-педагогический. Их роль в координации, стимулировании и осмыслении всей учебно-практической и научно-теоретической работы оказалась очень заметна: исчезло дублирование, но появилась интеграция, к интуитивно-опытному подходу добавился научно-методический.
От теории – к практике
Образовательный процесс подготовки бакалавров, магистров, специалистов организован и осуществляется на основе разработанных в университете основных образовательных программ, включающих учебные планы, рабочие учебные программы дисциплин, программы практик, программы и требования к промежуточному контролю успеваемости, программы итоговой аттестации, средства диагностики студентов. В последний год обновлены курсы по выбору по педагогическим и методическим дисциплинам, в соответствии с Концепцией модернизации образования в содержание курса «Педагогика» и «Теория и методика обучения» включены разделы «Профильное образование» по отдельным предметам в связи с подготовкой педагогов для профильной школы. Целенаправленно внедряются новые методы, формы и средства активизации образовательной деятельности студентов, современные формы обучения на основе информационных технологий.
В НГПУ складывается устойчивая система социального партнерства с учреждениями образования, на базе которых идет непрерывная педагогическая практика студента. Студент с первого курса связан со школами, учреждениями дополнительного образования, дошкольными учреждениями. Готовя студентов к педпрактике, в вузе уделяют большое внимание инновационным проблемам педагогики. Почти все результаты, полученные студентами в ходе практики, используются ими для написания выпускных квалификационных работ.
НГПУ – центр педобразования Нижегородчины
В 1994 году на базе НГПУ под эгидой Департамента образования и науки администрации Нижегородской области был создан учебно-научно-педагогический комплекс (УНПК), объединивший учреждения высшего, среднего профессионального педагогического образования Нижегородской области, областной лицей – центр довузовской подготовки и некоторые школы Нижнего Новгорода. Благодаря организации УНПК стала развиваться система непрерывного педагогического образования через различные формы. Появилась возможность формировать сопряженные учебные планы «педколледж – вуз» – это сократило сроки обучения в НГПУ для выпускников педагогических колледжей. Кроме того, организован целевой прием, на базе НГПУ проводятся олимпиады по педагогике для студентов педагогических колледжей Нижегородской области.
В то же время отдельные положения, зафиксированные в договоре, носили, в сущности, декларативный характер, к тому же за время, прошедшее с момента подписания договора в 1994 году, произошли существенные изменения статуса, структуры организаций, ослабли (во многом в силу социально-экономических причин) связи с одними субъектами договора и появились новые. Это привело к необходимости обновления договора об учебно-научно-педагогическом комплексе НГПУ с учетом реалий и требований сегодняшнего дня.
В 2004 году был подписан новый договор о сотрудничестве в рамках УНПК, в число субъектов которого вошли Министерство образования и науки Нижегородской области, Нижегородский государственный педагогический университет, Арзамасский государственный педагогический институт, Нижегородский, Дзержинский, Городецкий и Лукояновский педагогические колледжи, областной Лицей-центр одаренных детей и Нижегородская городская педагогическая гимназия. В разработанном к данному договору положении стороны подтвердили свои намерения по объединению усилий для решения следующих задач: обеспечение непрерывности педагогического образования, преемственности профессиональных образовательных программ разного уровня; осуществление взаимодействия в целях обеспечения доступности, повышения качества педагогического образования; создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования; совершенствование содержания и форм подготовки педагогических кадров; оптимизация использования имеющихся материально-технических и человеческих ресурсов; развитие научного потенциала и совершенствование научно-методической базы системы педагогического образования.
Кроме того, предполагается, что Нижегородский государственный педагогический университет, в структуре которого существуют научно-методический совет по педагогике, лаборатория дидактики высшей школы, кафедра психологии управления, имеет возможность проводить на высоком уровне курсы повышения квалификации по проблемам психологии, педагогики, дидактики высшей школы для преподавателей как средних профессиональных, так и высших учебных заведений, имеющих специальное образование, но не имеющих педагогического, поэтому именно НГПУ должен стать ядром педагогической системы региона.
Да здравствует наука!
Для НГПУ (как и для других педагогических вузов) характерно «внутреннее единство» двух начал – педагогического и научного – в реализации своего предназначения – подготовки учителя. Научная деятельность и учебно-воспитательный процесс неотделимы друг от друга – это реалия сегодняшнего дня.
Научные исследования в НГПУ ведутся по многим направлениям современной науки: от физико-математических наук до теории и методики обучения и воспитания в рамках различных дисциплин. Многие разделы «Номенклатуры специальностей научных работников» представлены в планах научно-исследовательской работы вуза.
Широко известны своими достижениями научные школы, сложившиеся в НГПУ и во многом обеспечивающие его университетский статус: физика (Н.А.Бархатов, Ю.М.Урман); металлоорганическая химия (С.Ф.Жильцов); философия науки и образования (В.А.Глуздов, А.А.Касьян, В.Ю.Кондратьев, А.А.Терентьев); философия религии и история русской философии (Л.Е.Шапошников, С.Н.Пушкин, А.А.Федоров); филология (В.Т.Захарова, Н.М.Ильченко, О.Л.Мощанская, М.П.Шустов, Ю.С.Язикова); психофизиология (В.И.Щербаков); социология семьи (А.Б.Любимова, Т.В.Свадьбина); культурология (В.А.Фортунатова).
Наряду с этим в научных исследованиях, проводимых в НГПУ, можно отметить направление, которое и в количественном, и в качественном отношении занимает особое место. Это широкий спектр психолого-педагогических исследований. Деятельность по их реализации имеет свои исторические корни, достаточно назвать широко известные имена некоторых ученых, работавших в вузе: С.М.Василейский, В.А.Вейкшан, Е.Н.Медынский.
Новые технологии в обучении
НГПУ имеет многолетнюю практику внедрения новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс и управление вузом. В НГПУ создана корпоративная компьютерная сеть, охватывающая все подразделения вуза. В основе транспортной системы компьютерной сети используется волоконно-оптическая магистраль, соединяющая главный учебный корпус с другими корпусами. Создан центр информационных технологий.
Главный web-сервер НГПУ имеет свой адрес www.nnspu.ru и предоставляет информацию об университете на русском и английском языках. На сервере можно найти информацию о факультетах, кафедрах, а также информацию об образовательной, научной деятельности. Отдельно предоставлена информация для абитуриентов: здесь можно узнать об условиях поступления, можно задать вопросы, связанные с поступлением и обучением, и получить на них ответы.
Комментарии