Что значит быть женщиной? Слабое существо, которое в одиночку делает ремонт или латает крышу… Нежное создание, которое тащит на своих плечах всю семью… Хрупкая тростинка, которая смело закроет грудью не важно какого размера своих близких. Не случайно Адаму в раю ее так не хватало… Кто сказал, что жизненные трудности слабого пола – удел сегодняшних дней? И сто лет назад они были у омских женщин. О чем думали, как жили, как решали свои проблемы наши бабушки и прабабушки во времена своей молодости, рассказал известный историк, краевед, директор Омского музея городского быта Владимир СЕЛЮК.
– Перед революцией 1917 года Омск был одним из крупнейших городов России. В городе открывалось много учебных заведений, в которых учились как мужчины, так и женщины. Это были дочери офицеров, чиновников, мещан, крестьян, казаков. В Омске были специальные учебные заведения для девочек, а именно Государственная гимназия имени почетных граждан Поповых, гимназии Лезевитц, Шанской, Хвориной. Все женские гимназии были частными. И еще существовало Епархиальное училище, в котором учились в основном дочери священнослужителей. Кроме того, в Омске проживали и дворянские семьи, хотя их было немного.
– Владимир Иванович, девушки уже и тогда были самостоятельными или мечтали выгодно выйти замуж?
– Да как и сейчас, наверное. Но сто лет назад материальная связь с замужеством была острее. Сибирский мужик, от которого в свою очередь произошел купец II гильдии (а затем и I гильдии), был смекалистым. Он знал, что капитал может прирастать только капиталом. Поэтому известные омские купцы – Кузьмины, Тереховы, Пахотины – роднились между собой. Родство позволяло им разумно вести торговлю, меньше рисковать, иначе этот риск мог отразиться на сыне или дочери. Родственники заключали сделки не у нотариуса, а под честное слово. Жены приносили мужьям богатое приданое. Многие жены были богаче, чем их мужья. Однако деньги не всегда были решающим фактором. Например, в семьях интеллигенции – учителей, врачей – не каждый выдавал дочь за богатого человека. Предпочитали заключать браки в своей среде.
В семьях военных также на ком попало не женились. Хотя были случаи в Омске, когда дочери генералов выходили замуж за купцов. Все-таки в каждой семье старались сохранять традиции, а если человек, вступая в брак, переходил из одного сословия в другое, то многие традиции нарушались.
– А как тогда обстояло дело с демографией?
– Нормальной считалась семья, если в ней было шесть детей. Но многие умирали, не дожив до года. Правда, уже в то время врачи-гинекологи стали делать аборты. А присматривали за детьми в омских семьях няни. Однако и гувернантки, и няни были разные. Если в семье купца это была женщина, которая просто сидела с детьми и носы им утирала, то в дворянской, офицерской семье старались найти няню, которая бы обучала языку, этикету. В старых семьях воспитанием занимались и бабушки. Ведь для русской семьи традиционно было жить двумя-тремя поколениями. Необходимо отметить, что няню никогда не выгоняли из дома! И это было очень правильно! Ведь чаще всего няня была незамужней женщиной, которая воспитала мать, дочь и даже детей дочери.
– Что же тогда делали женщины, если воспитанием детей занимались няни? Работали?
– Многие работали. В первую очередь это были машинистки, делопроизводители в конторах, продавцы в магазинах; существовали также модистки, помогавшие дамам выбирать наиболее современные модели одежды. Был развит и надомный труд: женщины работали белошвейками. Женщины служили в школах и гимназиях учительницами и классными наставницами. В это же время начинают появляться и женщины-акушерки, женщины-врачи. Они, как правило, оканчивали высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Томске. Но и дома у них было много работы. Женщины присматривали за детьми, следили за их учебой. Муж вручал жене деньги, а она вела хозяйство, давала поручения прислуге, заботилась о чистоте в доме, о вовремя сданном в прачечную белье. Не надо представлять, что женщина просто сидела на скамейке и ничего не делала. Да, она работала меньше, но ее работа была в доме.
– Было ли у дам того времени свободное время?
– Замужние и незамужние женщины проводили свободное время по-разному. Незамужние девицы, гимназистки писали письма, получали любовные послания от поклонников, заводили альбомчики для стихов. Читали книги, изучали иностранные языки; особенно в начале века увлекались эсперанто. Замужние дамы участвовали в работе благотворительных обществ. Известная омская купчиха Шанина состояла членом Омского медицинского общества. Все женщины принимали активное участие в подготовке и проведении благотворительных вечеров, участвовали в попечительских советах школ и гимназий, оказывали помощь богадельням. Необходимо заметить, что вечера были не просто танцевальными. На них обычно устраивались лотереи, распродажи, а средства, собранные с гостей, шли на оказание помощи тем, кто в ней нуждался. Например, на стипендию какому-нибудь одаренному, но малоимущему ученику гимназии. В подобных вопросах женщины были впереди мужчин. Мужья доверяли своим женам, зная, что женщины заботятся и о своем благе, и о фамильной чести и совершают добрые дела. Кроме вечеров, устраивались любительские спектакли, приуроченные к определенным датам, праздникам. Эта традиция сохранялась в Омске до Великой Отечественной войны – пока еще была жива старая интеллигенция.
– Владимир Иванович, но, наверное, существовали какие-то запреты, ограничения, связывающие омских женщин.
– Женщине не положено было одной пойти в ресторан, даже в большой магазин. Ее должен был сопровождать муж. Гулять вечером было не принято, по крайней мере, среди приличных дам и девиц. В Омске вообще гулять было небезопасно – грязь и пыль. Ездили на извозчиках, а у богатых были свои выезды. Мужчина, конечно, мог вечером отправиться к друзьям, но женщина оставалась дома и сама должна была укладывать детей спать. Исключение составляли балы, с которых домой возвращались в 2 часа ночи, но они проводились несколько раз в год.
– А был ли в то время какой-то специальный женский день вроде 8 Марта?
– Праздников чисто светских в то время не было, все они были религиозные. А на религиозных праздниках находилось место всем. Отмечали, например, именины, дни святых. Это и было поводом для поздравлений и подарков женщинам.
– Сильно ли изменились женщины за век?
– Как председатель Общества коренных омичей, я скажу, что все женщины, которых я знаю, – достойные люди. У них есть корни, они чтят свою семью. И прежде всего они люди воспитанные. Омички очень красивы, стремятся учиться. Как и прежде. Мы ценим в женщинах то, чего в нас самих меньше. И поэтому я желаю всем дамам помнить это и всегда оставаться женщинами.
Комментарии