search
main
0

Нити памяти

Возрождение традиционного промысла оживило сибирское село

В Крестиковской средней школе Оконешниковского района, где учатся чуть больше сотни человек, каждый подросток обладает уникальным умением «класть» ковры. Нет, не раскладывать, не расстилать, а именно класть, что в Крестиках означает процесс ковроткачества: это единственное село в Омской области, где сохранилась традиция создания ворсовых ковров.

Традиция мастерить единственные в своем роде изделия ручной работы – чистошерстяные, на льняной основе – пришла из глубины веков, как минимум из 1787 года, когда образовалось большое село Крестики. Краски для шерсти применялись исключительно натуральные, сделанные из коры дуба, черники, шафрана. Ворс длиннее, чем у других тканых, – до 30 миллиметров. Но больше всего поражает орнамент. Традиционно сибирский, его еще называют чалдонский, – это яркие цветы на темном фоне. Как раз таким украсил картину «Взятие снежного городка» русский живописец Василий Суриков, который сам родом из Сибири. Крестинский орнамент уникальный: узоры называются «круги», «березка», «поднос», хотя на всех коврах изображены… разнообразные ромбы.

– Чем геометричнее орнамент, тем он архаичнее, – объясняет Ольга Лобзова, искусствовед сибирского культурного центра «Терем», где открылась большая экспозиция, посвященная Крестикам. – Если в Центральной России геометрические узоры перестали использовать уже в ХIХ веке, то в Крестиках такие ковры клали чуть ли не до конца ХХ века, чтобы возродиться в ХХI. Традиция транслировалась из века в век, практически не изменяясь. Ковро­ткачеством занимались в каждом доме села. Если на Востоке ковры носили больше функцию украшения, демонстрации богатства, то для сибиряков служили и в быту: ими накрывали сундуки, стелили в сани, но в праздничные дни – на Масленицу, свадьбу. На пол не клали из уважения к труду мастериц. И хотя крестинцы ездили на ярмарки, свидетельств о том, что ковры они продавали, немного. Чаще это все-таки наследство, приданое, показывающее и мастерство невесты, и достаток ее семьи.

Как рассказывает Татьяна Трифонова, автор проекта «Каждому мила своя сторона», ныне начальник Управления культуры Оконешниковского района, сначала инициатива по восстановлению народных традиций была добровольческой.

– Мы еще с 2005 года начали ездить в этнографические экспедиции, – рассказала она. – Крестики нас очень заинтересовали, уникальное село. Вроде обычное, сибирское, но в то же время закрытое, бережно хранящее традиции. Самобытность во всем. Приехали к тете Поле Рощиной, она носитель традиции ковроткачества. Это тоже удивительно. Ей тогда много за 80 было, но живая, энергичная. Показала ковры, станок, потом сняла с пояса ключи, открыла сундук: «Вот в этом платье с маками мама замуж выходила, а вот она мне чулки на свадьбу вязала, а вот платки барановские». Всему богатству больше века, но состояние идеальное. Я у нее уже раза два побывала, она только тогда пообещала, что «другим разом» меня чаем напоит.

Сундук выкупил районный Центр традиционной культуры, сейчас его содержимое стало основой экспозиции сибирского культурного центра «Крестинская нить», входящей в цикл мероприятий, посвященных Году культурного наследия народов России. А плотно изучать ворсовое ковроткачество энтузиасты начали в 2019 году. Тетя Поля, увы, к тому времени умерла, но ее традицию продолжила Ольга Серикова. Ткать ковры ее учила с шести лет мама, а маму когда-то учила бабушка. Вместе с Татьяной Трифоновой, Лилией Марченко, директором Дома культуры, искусствоведом Ольгой Лобзовой они создали проект «Каждому мила своя старина», обучившись в омской региональной общественной организации «Центр инноваций социальной сферы». И выиграли конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел», организованный Благотворительным фондом Тимченко. На средства гранта смогли выкупить у сельчан три старых станка, купить два новых.

Теперь крестинский Дом культуры стал центром притяжения жителей села – и настоящих, и бывших, которые с удовольствием приезжают сюда, чтобы сесть за станок и вспомнить детство. Обучает их Ольга Серикова, да и Лилия Марченко уже овладела искусством ковроткачества в совершенстве. Здесь же и своеобразный музей: по стенам развешаны и старые ковры, сохранившиеся у жителей села, и новые, сотканные по их примеру.

– Мы даже не думали о том, чтобы продавать изделия, – объясняет Лилия Марченко. – Наша задача – возродить традицию. Уже сумели восстановить технологию. Освоили полный процесс обработки овечьей шерсти: покупаем или берем в дар стриженую, иногда и счесываем сами, прядем, красим. Вот с красками оказалась проблема: современные не подходят – либо слишком тусклые, либо выгорают. Сейчас пользуемся акриловыми, которые сохранились еще от бабушек, как показывает опыт, они надежнее и ярче. Но хотим, чтобы крестиковские ковры были полностью натуральными согласно традиции. Поэтому учимся красить пряжу бабушкиными методами – с помощью растений. Пока результат нас не устраивает, работаем над этим. Но главное, чтобы традиция не прерывалась, нужно обучить детей. Никого не хотим заставлять, обязывать, не пытаемся им навязать профессию. Старшеклассники уже овладели основами ковроткачества, надеемся заинтересовать и малышей. Хотим, чтобы они несли традицию дальше, может быть, шерстяные нити станут корнями памяти, приведут к изучению рода. Тем более что ткать ковры очень полезно для развития мозга: тут и глазомер вырабатывается, и память, и мелкая моторика развивается. Может, потому и сохранилась традиция столь долго, что испокон века крестинцы обладали хорошей памятью? Мне кажется, именно так – через любовь и память – и воспитывается патриотизм.

Крестики постепенно становятся туристическим местом, теперь здесь ежегодно проводится фестиваль народного творчества «Летопроводец», на который приезжают гости со всего региона. Местных краеведов проект ковроткачества подтолкнул к изучению фольклора, старинной одежды, все это тоже уникально. Не случайно ворсовое ковроткачество, женская одежда, фольклор Крестиков вошли в каталог объектов нематериального культурного наследия Омской области. На экспозиции в Сибирском культурном центре представлены и старинные наряды, в том числе то самое платье с маками, в котором выходила замуж мама Полины Рощиной и с которого началось возрождение традиций.

Видя, что дети заняты делом, и взрослые крестинцы стали помаленьку открываться, понимая, что возрождение ковроткачества приносит реальную пользу. Одни достают из сундуков ковры, сейчас участники проекта собрали уже почти сто штук. Другие вспомнили, что на чердаке дома лежат станки, на которых ткала бабушка, а их катастрофически не хватает в Доме культуры, тем более что детей приходит все больше и больше. Участники проекта «Каждому мила своя сторона» надеются, что крестинские ковры станут брендом села – начало положено.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте