В Московском цирке на Цветном бульваре прошел финал историко-интеллектуальной игры «Нить времен» на тему: «Защита детства. Из истории вопроса». Выхожу из метро и не верю своим глазам: передо мной движутся колонны молодых людей. Куда идут? В цирк! Длинная очередь тянется почти вдоль всего Цветного бульвара, ребята оживленно переговариваются и даже заключают споры насчет того, кто же окажется победителем. Да что в самом деле происходит, на какие соревнования идут эти школьники? Оказалось, на финал интеллектуальной игры.
Сегодня много всяких игр, даже то, что несколько из них вырвались на телеэкраны, говорит о том, что телевизионщики считают их рейтинговыми, а потому нужными. «Умники и умницы», «Своя игра», а еще «Самый умный» построены по одному принципу: есть подросток, ему задают вопросы, он отвечает и получает за это баллы, которые дают ему право претендовать на победу и на призы. В последнее время главным призом стало поступление в вуз. Высшие учебные заведения с удовольствием берут на учебу тех, кто публично продемонстрировал свои высокие знания и общую эрудицию. Так вот, телевизионщики только-только осваивают интеллектуальные игры, а в Центральном округе они идут более десяти лет и привлекают внимание все большего числа школьников. Причем в игре принимают участие команды.
Уже одиннадцатый год подряд проводится в ЦАО игра «Нить времен». По форме она напоминает популярную телеигру «Что? Где? Когда?», и участвуют в ней команды образовательных учреждений. «Нить времен» – глобальный проект, в рамках которого с 1996 года Управлением образования проводятся самые разнообразные историко-интеллектуальные и интеллектуально-спортивные игры. Каждый год Управление образования ЦАО объявляет тему, по которой пройдут игры. За годы их набралось уже значительное количество. Это «Моя Москва», «Пушкинская Москва», «Олимпийские забавы», «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву», «Москва Гиляровского», «Празднование Миллениума», «Русские забавы», «Вехи Великой Победы», «65 лет битвы под Москвой», «Парламентаризм» и другие.
В 2007 году, объявленном Годом ребенка, с определением темы проблем не было. Конечно, это «Защита детства. Из истории вопроса».
В марте стартовал первый тур игры – отборочный. В один день во всех образовательных учреждениях ЦАО состоялся отборочный тур игры, который проходил на этот раз в on-line режиме на интернет-портале Управления образования ЦАО (www.couo.ru). Это сделали для того, чтобы как можно больше ребят смогли принять участие. Ставка была беспроигрышной: интерес к игре в этом году оказался столь велик, что организаторам пришлось использовать резервный сайт, чтобы принимать ответы на предложенные вопросы от огромного числа команд, количество которых от каждой школы не ограничивалось. Всего в on-line-турнире приняли участие 714 команд из 78 учебных заведений – 3570 учащихся ЦАО. Соревнование шло, и зачеты были двух видов: командный и школьный зачет. Возможность принять участие в игре и дать ответы на вопросы игры получили около 300 команд школ Республики Саха (Якутия), с которой Центральный округ связывает давнее профессиональное сотрудничество. Кстати, на финал игры в цирк на Цветном бульваре прибыла из Якутии команда-победительница, ребята участвовали в финальном соревновании вместе со своими сверстниками-москвичами. Победителями отборочного тура стали 59 команд из 50 школ ЦАО. Им-то и предстояло доказать, что они самые сильные, самые умные, то есть бороться за победу.
В фойе цирка стоят группки педагогов и учащихся. Вера Ивановна Лопатина объясняет: сейчас прибудет команда префектуры. Префект ЦАО Сергей Байдаков не пропускает ни одной финальной игры. Во-первых, считает важным поддержать хорошее дело, а во-вторых и, наверное, в главных, игра эта ему интересна не только как руководителю, но и как человеку. С Байдаковым приезжают заместитель префекта Александр Литошин (без него в ЦАО вообще ни одно значительное мероприятие для детей не проходит) и депутат Московской городской Думы Инна Святенко. Тележурналисты набрасываются на прибывших, задают им уйму вопросов, те отвечают подробно, со знанием дела. Чувствуется, что взрослые гордятся подрастающим поколением, которому по силам такие интеллектуальные турниры.
Цирковой зал набит до отказа. В глазах пестрит от множества плакатов, призывов, флагов, эмблем, а в ушах звенят, гремят многочисленные призывы, стихотворные рекламы, речевки, прославляющие команды и призывающие их к победе. Усердие болельщиков понятно: в течение всего финала будет идти конкурс фанатов, и лучшие получат свои призы. Прямо над головами почетного жюри расположились болельщицы из школы №282. В прошлом году они получили приз и поэтому, наверное, в этом году стараются не меньше. Девочки в течение двух часов беспрерывно выкрикивают номер своей школы, сопровождая это самыми лестными характеристиками как самой школы, так и команды, ее представляющей.
В почетное жюри конкурса вошли префект ЦАО Сергей Байдаков, заместитель префекта Александр Литошин, начальник окружного управления образования Вера Лопатина, ее заместитель Марина Смирницкая, директор окружного научно-методического центра Марианна Лебедева, председатель городского совета молодых специалистов Павел Кузьмин, редактор телевизионной программы «Своя игра» Ирина Тюрикова и автор проекта игры Евгений Алексеев.
Из второго ряда мне хорошо было видно и рабочее жюри, состоящее сплошь из лучших директоров образовательных учреждений округа, им будут приносить в течение всей игры ответы участников, и они будут тут же подсчитывать баллы команд.
На арене расставлены 30 красных пластиковых столиков со стульями. За этими столиками и будут располагаться команды. Команд столько, что сразу их разместить не удается. Сначала на вопросы отвечают 30 команд, затем – еще 29 плюс одна команда школьников из Якутии.
Ведущий задает вопросы, составленные Ириной Тюриковой и Евгением Алексеевым, на ответ дается всего лишь минута, за это время нужно его найти, написать на листке бумаги и передать в жюри. Вопросы непростые, у кого-то появляется желание заглянуть в книжку или в записи, но жюри все видит и назначает штрафные очки, которые, понятно, шансов на победу, увы, не прибавляют. После того как все сдают свои ответы, ведущий объявляет правильный, и те, кто угадал, весело вскидывают руки вверх, радуясь своему успеху. По числу таких радующихся команд можно предполагать, что с заданиями справляются многие.
И вот наступает момент объявления победителей. Подгрупп две и победителей тоже две группы. Награждения начинаются с тех, кто занял шестое место: это команды школ №1950 (капитан – Анна Кигай) и №59 (капитан – Константин Тутынин).
На пятом месте команда центра образования №1840 (капитан – Екатерина Анашкина) и школы №1233 (капитан – Кирилл Переверзев), на четвертом – команды школ №292 (капитан – Евгений Упанов) и №1283 (капитан – Марина Чипиллова).
Почетное третье место заняли команды лицея №1574 (капитан – Денис Болдин) и школы №19 (капитан – Мариам Агаева, на втором – команды школ №1243 (капитан – Марина Авделян) и №171 (капитан – Лера Ромащенко).
Все с замиранием сердца ждут объявления абсолютных победителей, которые заняли первые места в двух подгруппах. Ведущий называет их, это команды школ №1276 и №1221, их капитаны, Роман Орехов и Таисия Кошелева, выводят победителей на арену. Всем вручают ценные подарки от префектуры Центрального округа.
Но остается еще одна интрига – определение лучших болельщиков, которые изо всех сил поддерживали свои команды из зала.
Места в конкурсе болельщиков распределились следующим образом:
I место поделили между собой болельщики школ №№310 и 1240;
II место – болельщики школ №№1278 и 1253;
III место – болельщики школ №№354 и 1297.
За нашими спинами горько плачут болельщики школы №282: конечно, обидно, ведь они так старались. А счастливые награжденные получают из рук жюри большие торты, у них настроение не только отличное, но теперь и сладкое.
Вопросы для самых интеллектуальных
1. «Моим отцом был один из ваших кентуккийских плантаторов, – рассказывает мулат Джордж Гаррис в романе «Хижина дяди Тома». – После его смерти меня и шестерых моих братьев и сестер пустили с аукциона в погашение его долгов, распродав на глазах у матери в разные руки…» Чего плантатор не удосужился сделать еще при жизни для собственных детей?
Ответ: Дать вольную.
2. Еще в прошлом веке в Китае супруги зачастую убивали своего первого ребенка, особенно в крестьянских семьях. Главной причиной было разрешение властей иметь всего лишь одного ребенка. В каком случае убивали младенца?
Ответ: Если рождалась девочка (хотели сына-помощника).
3. Дон-Кихот заступился за пастушка, которого плетью избивал хозяин. Позже рыцарь встретил того же пастушка, который умолял Дон Кихота никогда больше за него не вступаться: ведь как только Дон Кихот уехал, произошло именно это. Что же?
Ответ: Хозяин избил его еще больше.
4. В раннем детстве Квазимодо был подкинут к собору, и старухи поговаривали, что маленького урода надо отправить не в приют, а на костер. Но малыша забрал священник, вырастил и обеспечил работой. Правда, из-за нее Квазимодо еще и оглох. Кем он работал?
Ответ: Звонарем – оглох от звона колоколов («Собор Парижской Богоматери»).
5. «Меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался», – писал 9-летний Ванька Жуков единственному родному человеку, умоляя деда взять его из учения. По какому адресу он отослал свое письмо?
Ответ: «На деревню – дедушке».
6. Дети, рожденные на Хитровке, жили там до седых волос, на время «отлучаясь» в тюрьму. Мальчики стояли на стреме или босыми клянчили подаяние у входа в трактир, оставив обувь у караульщика. А чем занимались 9-10-летние девочки, чье положение, по Гиляровскому, «было еще ужаснее»?
Ответ: Проституцией.
7. Герой Диккенса Оливер Твист родился в работном доме; в позапрошлом веке такие дома называли «Бастилией, то есть тюрьмой для бедных». Однажды за ужином Оливер отважился попросить надзирателя об этом, был выпорот «за наглость», посажен в карцер, а после отдан в учение гробовщику. Что попросил Оливер Твист?
Ответ: Добавки каши (и то не для себя).
8. В рассказе Джека Лондона «Отступник» Джонни родился прямо в ткацком цеху, где работала мать, в 7 лет пошел на фабрику наматывать шпульки за 2 доллара в неделю, взрослым стал в 11 лет, поработав полгода в ночной смене. А на вопрос инспектора о возрасте 12-летний Джонни соврал: «Мне 14». Что ему грозило, узнай инспектор правду?
Ответ: Увольнение (а значит, голодная смерть).
9. В романе Марка Твена «Принц и нищий» принц Эдуард собирается вступиться за права Тома Кенти, которого избивает собственная злая бабка. «Прежде чем наступит ночь, ее свяжут и бросят в Тауэр», – обещает принц. «Но это невозможно», – возражает Том, и принц соглашается. Почему же бабку Кенти нельзя было отправить в Тауэр?
Ответ: Тауэр – для знати, а не для нищих.
10. «Жить мне невмочь и умереть нельзя», – рассуждает дед Архип в рассказе Максима Горького, ведь у него на руках 11-летний внук Ленька. Ленька хил и к работе в трактире не годен, в монастырь могут не взять. Мечтая скопить 100 рублей и уж тогда спокойно умереть, дед решается на это смертельно опасное дело: в случае неудачи казаки Архипа и Леньку попросту убили бы. Что же сделал дед Архип?
Ответ: Украл (кинжал и платок).
11. «Ребенок здесь не знает, что такое домашний очаг… В бедности, в тесноте, грязи чахнет его душа и хиреет тело. Если отец, мать и 3-4 детей ютятся в одной комнатушке, дети должны по очереди дежурить ночью». От кого, согласно очеркам Джека Лондона, маленькие обитатели трущоб оберегали спящих?
Ответ: От крыс.
12. «Всеми пятью частями света владели взрослые… А дети стояли в углах. Взрослые забыли свои детские игры и книжки. Иначе они бы позволили нам дружить со всеми на улице, лазить по крышам, бултыхаться в лужах и варить кипяток в шахматном короле…» И фантазер Лелька придумал для себя и брата страну, где разрешалось все это и многое другое. Как называлась страна?
Ответ: Швамбрания (Лев Кассиль).
13. Во время войны Маша Рольникайте вела дневник в гетто Вильнюса; Анна Франк – в одном из домов Амстердама, где ее семья скрывалась от нацистов. Маша прошла и гетто, и лагеря, хотя фашисты расстреляли ее младшего брата Рувика и сестренку Раечку. Анна и ее сестра умерли от тифа в лагере Берген-Бельзен. Назовите преступную политику нацистов, жертвами которой стали миллионы детей и взрослых.
Ответ: Холокост.
14. «Семья-то большая, да два человека / Всего мужиков-то: отец мой да я – Так вот оно что! А как звать тебя? – Власом. – А кой тебе годик? – Шестой миновал». Какой работой занимался в сильный мороз 6-летний «мужик» в стихах Некрасова?
Ответ: Возил дрова из леса.
15. Ныне покупательная способность детей Германии оценивается в 7,5 млрд. евро в год; ведь карманные деньги положены ребенку по закону. Закон определяет и сумму денег, меньше которой родители дать не могут под угрозой штрафа. От чего зависит минимальная сумма, положенная ребенку на неделю или на месяц?
Ответ: От возраста ребенка (до 6 лет – 50 центов в неделю, 10-летнему – 10-12 евро и т.д.).
1. Не желавший ребенка римлянин отказывался от обряда «поднятие с земли»; новорожденного относили в особое «публичное место» и оставляли умирать от голода. Если же малыша кто-то забирал, то ребенок автоматически переходил в это сословие. Какое?
Ответ: В сословие рабов.
2. В Христовой обители, учрежденной английским королем Генрихом VIII для брошенных детей, дети получали кров, пищу, безобразную, но прочную одежду. Однако принц Эдуард, попав туда, размышляет: «Сытый желудок немногого стоит, когда голодают ум и сердце». Какое право он решил дать детям, когда станет королем?
Ответ: Право учиться (по книгам).
3. После разорения отца маленький, болезненный и избалованный Чарлз Диккенс был отдан на фабрику ваксы. А этого героя одноименного романа Диккенса жестокий отчим забрал из школы и послал «зарабатывать на жизнь» мытьем бутылок за 6 шиллингов в неделю. Назовите имя и фамилию этого героя.
Ответ: Давид Копперфилд.
4. 10-летним мальчиком он ходил с отцом на галиоте «Чайка» в Белое море. Позже писал в мемуарах: «Мачеха старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами». Он поступил в школу лишь 20 лет от роду, назвавшись сыном священника, и стал великим ученым. Назовите его имя.
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.
5. «Отправлю мать куда-нибудь, чтобы не мешала – с глаз долой из сердца вон, а когда дело сделано, они волей-неволей смиряются. Ведь это не белые, которые сызмальства знают, что жена должна быть при муже, а дети при матери», – откровенничал Гейли с плантатором Шелби в романе «Хижина дяди Тома». Назовите «профессию» Гейли.
Ответ: Работорговец.
6. Еще ребенком Гуинплен стал жертвой жуткого «бизнеса». Бандиты-компрачикосы подбирали или похищали детей, подвергая их операциям. Изуродованные дети превращались в шутов или нищих. Так на лице Гуинплена навеки застыла гримаса. Назовите роман Гюго.
Ответ: «Человек, который смеется».
7. Сухоногий мальчишка Ленька, живущий в подвале с матерью-проституткой, мечтает вырастить таракана величиной с лошадь и поехать в чистое поле: «Не то помру и не увижу». Читавшие «Страсти-мордасти» Максима Горького ответят, как Ленька собирался довести черного таракана до размеров лошади.
Ответ: Откормить (жалел, что корму мало).
8. «Положим, он знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды. Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды». Каким детям посвящены строки Николая Некрасова?
Ответ: Крестьянским детям.
9. Свои впечатления от трущоб Джек Лондон описывал в очерках «Люди бездны». «В детстве я не раз читал про бездомных мальчиков, ночующих под лестницами… Ныне в подъездах пусто, – мальчишки не спят, а слоняются всю ночь по улицам Лондона». Что грозило бездомному мальчишке, ночующему в подъезде?
Ответ: Тюрьма.
10. В рассказе Антона Чехова 13-летняя нянька Варька в услужении у сапожника ставила самовар, мыла полы, бегала в трактир, чистила картошку, топила печи и качала хозяйского ребенка. Ночью она задушила младенца как своего лютого врага – ведь он мешал ей сделать это. Что же Варька радостно сделала сразу же после убийства?
Ответ: Заснула («Спать хочется»).
11. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский пишет: «На последней неделе Великого поста грудной ребенок «покрикастее» ходил по четвертаку в день». Зачем обитателям Хитрова рынка требовались дети «покрикастее»?
Ответ: Просить с ними милостыню (больше подавали).
12. В рассказе Тургенева «Бежин луг» 12-летний Илюша говорит товарищам, как однажды со всей сменой заночевал на бумажной фабрике, где работал с братом, и слышал, как по цеху бродит домовой. А почему детям пришлось спать не дома, а на фабрике?
Ответ: Не отпустил домой надсмотрщик (работы много).
13. В дневнике Тани Савичевой 9 страниц; на 6 – даты смерти бабушки, дяди Васи, дяди Леши, мамы… Сама Таня, оставшись одна, была эвакуирована, однако умерла летом 1944 года. Сегодня ее дневник в Музее истории Ленинграда. На каком процессе он служил обвинительным документом?
Ответ: На Нюрнбергском процессе.
14. В рассказе Короленко сын судьи приходит с новыми друзьями Валеком и 4-летней Марусей на кладбище; дети спускаются в просторный подвал часовни с полом и стенами из серого камня. Сырой подвал служил Валеку и Марусе жилищем. Назовите рассказ Короленко.
Ответ: «Дети подземелья».
15. Миллионы детей во всем мире рано начинают трудиться, в том числе на этой работе, навыки которой вам наверняка знакомы. Лидируют Индонезия, ЮАР, Бразилия. А в Индии, где этим заняты 255 тысяч мальчиков и девочек, новый закон запрещает брать на эту работу детей моложе 14 лет. Кем работают четверть миллиона детей Индии?
Ответ: Домашней прислугой.
Комментарии