search
main
0

НИТ – правильное слово. Как превратить компьютер из инструмента в машину

Обучение – это передача информации ученику, следовательно, в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть любая педагогическая технология – это информационная технология.

Новое ТСО?

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» (НИТ). Анализ литературы и большого количества программных продуктов показал, что, по мнению их авторов, главное в НИТ – это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, отсюда и определение: новые информационные технологии обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. То есть если в процессе обучения применяется компьютер, то в школе используются НИТ, а если не применяется, то в школе используются ИТ.

Таким образом, слово «новые» просто характеризует применение или не применение компьютера в процессе обучения. А сам персональный компьютер превращается в новое мощное ТСО, наряду с кодоскопом, эпидиаскопом, таблицами и фолиями, кинопроектором, учебным телевидением и т. д.

Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, создают прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей на магнитные и т.д.

В педагогическом же смысле никакой новизны нет и в помине. Ведь все указанные устройства, включая и компьютер, при таком подходе всегда были и остаются лишь инструментами, а не подлинными машинами. Каждый шаг по преобразованию информации контролируется и направляется человеком.

Но, как мы знаем из опыта внедрения компьютеров в других областях человеческой деятельности, решающее значение для высокой эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация, необходимая для решения тех задач, на которые рассчитана система. Таким образом, речь идет о создании не базы данных, а базы знаний. На ее основе по запросу пользователя компьютер должен сам, без вмешательства человека, сообщить пользователю готовое решение поставленной задачи.

Очевидно, что в нашем случае создаваемая система должна решать педагогические задачи.

Главное – система

Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

– она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии: предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность;

– она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;

– средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

Информатизация процесса обучения предполагает, что учитель, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный вариант своей деятельности.

Речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а о системе способов, которая охватывает все характеристики процесса обучения.

Способом информатизации процесса обучения будем называть такую взаимосвязанную деятельность всего коллектива школы (администрации, учителей, психологов, медицинских работников и др.), которая ориентирована на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения.

Система способов информатизации – новое понятие в дидактике. Осознать ее новизну очень важно, так как сами по себе отдельные способы деятельности учителя, ведущие к информатизации процесса обучения, многим уже знакомы, особенно ищущим учителям. Однако эти отдельные способы, как правило, слабо влияют на результат обучения. А когда учитель овладевает всей совокупностью способов информатизации процесса обучения, происходит качественный скачок – он достигает значительно больших результатов при тех же затратах времени.

Рассмотрим группу способов информатизации процесса обучения в последовательности, соответствующей звеньям процесса обучения:

1. Построение оптимального учебного плана школы.

2. Построение электронных моделей школьных учебников.

3. Построение полного внутришкольного педагогического мониторинга.

4. Построение и проведение полного внутришкольного психологического мониторинга.

5. Построение и проведение полного внутришкольного мониторинга здоровья и физического развития учащихся.

6. Прогнозирование результатов обучения отдельных школьников и класса в целом.

7. Оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по классу в целом.

8. Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.

9. Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке.

10. Построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме.

11. Оптимальное сочетание управления и самоуправления с учебно-познавательной деятельностью на уроке.

12. Текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения.

13. Тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения.

Слагаемые компетентности

НИТ-компетентность учителя, руководства школы, психолога, ответственного за здоровье учеников, – это их способность решать свои профессиональные задачи с использованием НИТ.

НИТ-компетентность включает следующие слагаемые:

– знание определения информатизации процесса обучения и его структуры;

– знание видов деятельности по информатизации каждого звена процесса обучения;

– знание критериев информатизации процесса обучения;

– понимание определения новых информационных технологий;

– понимание принципа информатизации процесса обучения;

– умение использовать способы информатизации в своей практике.

НИТ-компетентность учителя можно разбить на три уровня:

На первом педагог умеет:

– использовать на уроке цифровые образовательные ресурсы;

– строить полный внутришкольный мониторинг по своему предмету;

– использовать при подготовке и проведении урока результаты мониторингов – педагогического, психологического и здоровья.

На втором педагог умеет:

– оптимально решать основные дидактические задачи с помощью компьютера;

– оптимально сочетать управление и самоуправление учебно-познавательной деятельностью на уроке;

– оптимально проводить текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения;

– оптимально проводить тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения.

На третьем педагог умеет:

– руководить работой методического объединения учителей при внедрении информатизации процесса обучения;

– работать в составе группы по созданию оптимального учебного плана школы;

– отбирать необходимые цифровые образовательные ресурсы по своему предмету.

НИТ-компетентность директора (завуча) также можно разделить на три уровня.

На первом он умеет:

– организовать в школе работу по внедрению мониторингов: педагогического, психологического и здоровья;

– организовать систему открытых уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов и результатов внутришкольных мониторингов.

На втором он умеет:

– организовать работу по внедрению учителями оптимального решения основных дидактических задач с помощью компьютера;

– принимать оптимальные управленческие решения на основе рекомендаций компьютера;

– организовать работу методических объединений учителей по внедрению информатизации.

На третьем он умеет:

– руководить группой по составлению оптимального учебного плана школы;

– составлять программу информатизации школы;

– подбирать программное обеспечение для информатизации школы.

НИТ-компетентность школьного психолога и специалиста, ответственного за здоровье школьников, состоит в подборе необходимого программного обеспечения, интерпретации полученных программой результатов и выдачи рекомендаций учителям и администрации школы.

Для достижения НИТ-компетентности необходимо начинать с теоретической подготовки. Затем уже коллектив школы переходит к освоению системного программного обеспечения. Мониторинг позволяет отследить достижения коллектива школы и построить процесс ее информатизации.

Дмитрий МАТРОС, декан факультета информатики, заведующий кафедрой информатики и методики преподавания информатики Челябинского государственного педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте