Обучение – это передача информации ученику, следовательно, в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть любая педагогическая технология – это информационная технология.
Новое ТСО?
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» (НИТ). Анализ литературы и большого количества программных продуктов показал, что, по мнению их авторов, главное в НИТ – это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, отсюда и определение: новые информационные технологии обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. То есть если в процессе обучения применяется компьютер, то в школе используются НИТ, а если не применяется, то в школе используются ИТ.
Таким образом, слово «новые» просто характеризует применение или не применение компьютера в процессе обучения. А сам персональный компьютер превращается в новое мощное ТСО, наряду с кодоскопом, эпидиаскопом, таблицами и фолиями, кинопроектором, учебным телевидением и т. д.
Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, создают прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей на магнитные и т.д.
В педагогическом же смысле никакой новизны нет и в помине. Ведь все указанные устройства, включая и компьютер, при таком подходе всегда были и остаются лишь инструментами, а не подлинными машинами. Каждый шаг по преобразованию информации контролируется и направляется человеком.
Но, как мы знаем из опыта внедрения компьютеров в других областях человеческой деятельности, решающее значение для высокой эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация, необходимая для решения тех задач, на которые рассчитана система. Таким образом, речь идет о создании не базы данных, а базы знаний. На ее основе по запросу пользователя компьютер должен сам, без вмешательства человека, сообщить пользователю готовое решение поставленной задачи.
Очевидно, что в нашем случае создаваемая система должна решать педагогические задачи.
Главное – система
Говорить о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:
– она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии: предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность;
– она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;
– средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
Информатизация процесса обучения предполагает, что учитель, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный вариант своей деятельности.
Речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а о системе способов, которая охватывает все характеристики процесса обучения.
Способом информатизации процесса обучения будем называть такую взаимосвязанную деятельность всего коллектива школы (администрации, учителей, психологов, медицинских работников и др.), которая ориентирована на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения.
Система способов информатизации – новое понятие в дидактике. Осознать ее новизну очень важно, так как сами по себе отдельные способы деятельности учителя, ведущие к информатизации процесса обучения, многим уже знакомы, особенно ищущим учителям. Однако эти отдельные способы, как правило, слабо влияют на результат обучения. А когда учитель овладевает всей совокупностью способов информатизации процесса обучения, происходит качественный скачок – он достигает значительно больших результатов при тех же затратах времени.
Рассмотрим группу способов информатизации процесса обучения в последовательности, соответствующей звеньям процесса обучения:
1. Построение оптимального учебного плана школы.
2. Построение электронных моделей школьных учебников.
3. Построение полного внутришкольного педагогического мониторинга.
4. Построение и проведение полного внутришкольного психологического мониторинга.
5. Построение и проведение полного внутришкольного мониторинга здоровья и физического развития учащихся.
6. Прогнозирование результатов обучения отдельных школьников и класса в целом.
7. Оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по классу в целом.
8. Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам.
9. Оптимальный отбор форм и методов работы на уроке.
10. Построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме.
11. Оптимальное сочетание управления и самоуправления с учебно-познавательной деятельностью на уроке.
12. Текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения.
13. Тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения.
Слагаемые компетентности
НИТ-компетентность учителя, руководства школы, психолога, ответственного за здоровье учеников, – это их способность решать свои профессиональные задачи с использованием НИТ.
НИТ-компетентность включает следующие слагаемые:
– знание определения информатизации процесса обучения и его структуры;
– знание видов деятельности по информатизации каждого звена процесса обучения;
– знание критериев информатизации процесса обучения;
– понимание определения новых информационных технологий;
– понимание принципа информатизации процесса обучения;
– умение использовать способы информатизации в своей практике.
НИТ-компетентность учителя можно разбить на три уровня:
На первом педагог умеет:
– использовать на уроке цифровые образовательные ресурсы;
– строить полный внутришкольный мониторинг по своему предмету;
– использовать при подготовке и проведении урока результаты мониторингов – педагогического, психологического и здоровья.
На втором педагог умеет:
– оптимально решать основные дидактические задачи с помощью компьютера;
– оптимально сочетать управление и самоуправление учебно-познавательной деятельностью на уроке;
– оптимально проводить текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения;
– оптимально проводить тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения.
На третьем педагог умеет:
– руководить работой методического объединения учителей при внедрении информатизации процесса обучения;
– работать в составе группы по созданию оптимального учебного плана школы;
– отбирать необходимые цифровые образовательные ресурсы по своему предмету.
НИТ-компетентность директора (завуча) также можно разделить на три уровня.
На первом он умеет:
– организовать в школе работу по внедрению мониторингов: педагогического, психологического и здоровья;
– организовать систему открытых уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов и результатов внутришкольных мониторингов.
На втором он умеет:
– организовать работу по внедрению учителями оптимального решения основных дидактических задач с помощью компьютера;
– принимать оптимальные управленческие решения на основе рекомендаций компьютера;
– организовать работу методических объединений учителей по внедрению информатизации.
На третьем он умеет:
– руководить группой по составлению оптимального учебного плана школы;
– составлять программу информатизации школы;
– подбирать программное обеспечение для информатизации школы.
НИТ-компетентность школьного психолога и специалиста, ответственного за здоровье школьников, состоит в подборе необходимого программного обеспечения, интерпретации полученных программой результатов и выдачи рекомендаций учителям и администрации школы.
Для достижения НИТ-компетентности необходимо начинать с теоретической подготовки. Затем уже коллектив школы переходит к освоению системного программного обеспечения. Мониторинг позволяет отследить достижения коллектива школы и построить процесс ее информатизации.
Дмитрий МАТРОС, декан факультета информатики, заведующий кафедрой информатики и методики преподавания информатики Челябинского государственного педагогического университета
Комментарии