Судебное разбирательство по иску Феликса Павловского, учителя черчения 5-й ивановской школы, длившееся почти месяц, закончилось тем, что (цитирую решение суда) “В иске Павловскому полностью отказано”. Подобный вердикт ничуть не обескуражил истца, ибо как он сам признался, отказ – это возможность продолжать борьбу. Каким образом? Оспаривать решение в вышестоящем суде. По крайней мере месячная волокита с бесконечными переносами судебных заседаний кончилась – а это тоже результат.
Дело Павловского не сходит со страниц ивановских газет. Пару раз Феликс Станиславович появлялся и на центральных телеканалах. Надо сказать, что СМИ неоднозначно трактуют позицию учителя. Да и нельзя к ней отнестись однозначно, поскольку процесс беспрецедентный.
Как известно, все новое рождает неоднозначность оценки, именно поэтому позволю себе не согласиться с мнением одной из ивановских газет: дескать, шумиха вокруг дела Павловского поднялась из-за полумиллиона рублей, которые учитель пытается получить через суд. Не все на свете стоит сводить к денежному эквиваленту – здесь дело принципа.
Однако в чем же оригинальность гражданского иска, который рассматривался в Ленинском районном суде города Иваново 4 апреля сего года? По всей России идут тысячи процессов, фигурантами в которых выступают учителя, требующие возвращения долгов по зарплате. В данном конкретном случае Феликс Павловский не требует возвращения долга. Он выступает против нищенского уровня учительской зарплаты:
– Посудите сами, средняя зарплата наших педагогов – 1300 рублей, а начинающих и того меньше – 900. И это после декабрьского повышения! При том, что прожиточный минимум в Ивановской области – 1640 рублей в месяц. То есть зарплата даже не дотягивает до минимальной потребительской корзины! Моя семья вынуждена есть на завтрак поджаренный хлеб без масла с полусладким чаем. А ведь в России испокон веку учителя считались “государевыми людьми”. К ним отношение было особое. А сейчас я, простой учитель, отдавший 15 лет школе, вынужден ругаться со слесарем, чтобы тот не отключал мой дом от газоснабжения за неуплату (у меня собственный дом, доставшийся по наследству). Кстати, мне уже предлагали продать дом…
Да… История российская не знала подобных прецедентов. Описанный Чеховым эпизод из жизни учителя в рассказе “Анна на шее” касался сильно пьющего человека, потерявшего работу. Сегодня же наши учителя попадают в разряд неимущих автоматически – имея работу и находясь в трезвой памяти.
Естественно, примерами из русской классики наших чиновников не расшевелить. Но ведь есть же закон! 54-я статья Закона “Об образовании”, в которой сказано: “Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации”. Феликс Павловский решил вооружиться этой доктриной и построить свой иск на ее основании. Ситуация, казалось бы, беспроигрышная – минимальная зарплата учителя перестала конкурировать со средней зарплатой в стране уже с начала девяностых. По собственным подсчетам Феликса Станиславовича, с той поры государство недоплатило ему 481 тысячу 329 рублей. Разумеется, “государство” – понятие слишком широкое. Именно поэтому в качестве ответчиков на суде выступали представители четырех управлений: Главного финансового, городского финансово-казначейского, Федерального казначейства Минфина по Ивановской области, а также городского управления образования. Пятой выступила городская администрация.
Статфакт
Средняя зарплата в Российской Федерации составляет 3860 рублей, а минимальная зарплата учителя, соответствующая окладу седьмого разряда ЕТС, – 900 рублей.
Должен заметить, что, помимо столь представительного “блока” ответчиков, в зале суда присутствовала и не менее внушительная “группа поддержки” из педагогов, желающих не только поддержать, но и последовать примеру Павловского. Оставшиеся свободные места абонировали пресса и начинающие юристы, желающие получить некоторый опыт в решении подобных спорных дел. Словом, на суде был полный аншлаг.
Интерес к делу Павловского был “подогрет” публикацией в ивановской газете “Будни-2”, в которой мэр города Александр Грошев подсчитал, во что примерно может обойтись городской казне удовлетворение учительского иска. Цитирую: “…А теперь посчитайте: умножаем 475000 рублей на 6800 учителей и получим три с приличным хвостом миллиарда, что равняется двум годовым бюджетам города. Если Павловскому удастся выиграть суд, я не думаю, что остальные учителя будут сидеть сложа руки”…
475 тысяч рублей – эта сумма фигурировала в иске Феликса Павловского в начале марта. Однако с тех пор заседание суда несколько раз откладывалось. В результате 4 апреля учитель уже предъявил новую сумму – 481 тысячу 329 рублей. Сами понимаете – индексация. Впрочем, этой суммой иск не ограничился: по мнению Феликса Павловского нанесенный ему моральный вред оценивается в 200 тысяч рублей…
Сказать, что суд полностью отказал учителю в иске, значило бы не сказать ничего. Присутствуя на судебном заседании, я стал свидетелем, как искусно ответчики (а их, разумеется, представляли юристы) парировали любой, даже самый справедливый довод истца. Причем на совершенно законных основаниях. Еще и еще раз убеждаюсь, что при желании в нашем российском законодательстве можно найти столько оправданий несостоятельности властей, сколько потребуется. Какое “универсальное” законодательство, не правда ли?..
Приведу примеры ответов ответчиков (увы, тавтология) на один-единственный вопрос истца: “Нужно ли исполнять 54-ю статью Закона “Об образовании?” Скажу сразу: прямых ответов не было.
Главное финансовое управление:
– В 54-й статье Закона “Об образовании” говорится, что минимальные ставки заработной платы устанавливаются в размере, превышающем уровень средней зарплаты в стране. Термин “устанавливаются” определяет процесс, а не свершившийся факт. При этом никаких конкретных норм выплаты зарплаты закон не содержит. А неисполнение процесса – не предмет для судебного заседания.
Городская администрация:
– 54-ю статью Закона “Об образовании” невозможно исполнить, так как по Закону “Об упорядочении оплаты труда работников бюджетной сферы” зарплата бюджетникам выплачивается, исходя из Единой тарифной сетки. В данном случае возникает так называемая конкуренция норм. Однако Закон “Об упорядочении…” имеет приоритет, так как принят позднее.
Управление Федерального казначейства Минфина по Ивановской области:
– Норму, о которой говорится в 54-й статье Закона “Об образовании”, следует рассматривать как декларативную, то есть такую, к которой государство, видимо, стремится. Вместе с тем если сравнивать среднюю зарплату в стране с зарплатой учителей не только государственных, но и частных школ, эта норма в ряде случаев может быть выполнена.
Финансово-казначейское Управление города Иваново:
– Финансирование бюджетных организаций производится в соответствии с постановлением Правительства России от 14 октября 1992 года N 785.
Управление образования администрации города Иваново:
– Норма 54-й статьи Закона “Об образовании” не является нормой прямого действия. К тому же Закон “О федеральном бюджете на 2002 год”, а именно его 135-я статья, приостанавливает действие 54-й статьи Закона “Об образовании” с 1 января по 31 декабря 2002 года.
Приняв во внимание доводы всех пяти ответчиков, легко убедиться в том, что нищенская зарплата учителей в нашей стране вполне законна. Таким образом, не только ивановские, но и все российские учителя получили пять лишних доводов в пользу того, чтобы не обращаться в суды. Нервотрепки, увы, много, а денег…
Разумеется, последний вывод не касается долгов по зарплате. В их возвращении ни один суд не вправе отказать учителю. Новый КЗоТ даже ужесточил требования к работодателям, задерживающим зарплату, – теперь за просрочку берутся пени, а через суд работник вправе потребовать возмещения морального вреда. Но, повторяю, все это относится только к тем случаям, когда зарплата не выплачена.
Между тем декабрьское повышение еще раз убедило бюджетников в том, что государство не торопится вызволить их из нищеты. Конечно, проще придумать десяток 135-х статей, чем выполнить одну 54-ю. Но до каких же пор власти будут испытывать терпение наших педагогов?!
Дмитрий ЕГОРОВ
Иваново
Комментарии