«Дива русского романса» – так называют нашу героиню заслуженную артистку РФ певицу Нину Шацкую. Талантливая, яркая и харизматичная исполнительница, покорившая сердца поклонников чарующим голосом и ослепительной внешностью, Нина родилась в Рыбинске Ярославской области, небольшом городке на берегу реки Волги, в музыкальной семье. Ее отец Аркадий Шацкий был руководителем ансамбля «Радуга», поэтому все свободное время маленькая девочка проводила на репетициях папы. Когда Нина подросла и пришло время определяться с выбором профессии, родители настояли на том, чтобы дочь получила высшее образование в Ленинграде. Отправили ее в Гуманитарный университет профсоюзов, который Нина окончила по специальности «социально-культурная деятельность». Прожив в культурной столице шесть лет и почти не поработав по специальности, Нина переехала в Москву, где продолжила обучение вокальному мастерству в классе заслуженного работника культуры Натальи Зиновьевны Андриановой. Так музыка стала любовью всей ее жизни. Исполнительница романсов, ретрохитов, русских и народных песен, англоязычных композиций в стиле джаз выпустила восемь альбомов и в 2004 году получила звание заслуженной артистки России. Большую популярность певице принесли проекты на Первом канале – «Голос» и «Три аккорда». Благодаря им широкая аудитория увидела Нину Шацкую в разных образах и амплуа, а жанр городского романса привлек интерес молодой аудитории. Об этом и многом другом мы и поговорили.
– Нина Аркадьевна, 25 октября в Доме музыки состоялся ваш совместный с Ольгой Кабо литературно-музыкальный спектакль «Память о солнце». Расскажите о ваших впечатлениях.
– Это действительно спектакль, не концерт, как многие зрители думают. Режиссером выступила замечательная Юлия Георгиевна Жженова, дочь великого артиста Георгия Степановича Жженова. У Ольги до встречи со мной была программа, связанная с поэзией Серебряного века. А я много лет занималась ахматовскими романсами. И когда мы встретились и решили объединиться, обратились к Юлии Георгиевне. Она и поставила нам спектакль «Память о солнце», посвященный Анне Андреевне Ахматовой, где Оля читает поэзию, а я пою: в первом отделении лирические песни и романсы, а во втором нон-стопом великий «Реквием». В спектакле ярко представлена поэзия Анны Андреевны как ее ранними стихами, так и поздними. Это познавательное времяпрепровождение и для школьников, и для студентов, и вообще для всех!
– А с кем еще из артистов вы хотели бы сделать совместную работу?
– Если говорить о совместных проектах, то помимо работы с Ольгой у меня есть проект с замечательным артистом Григорием Сиятвиндой, посвященный творчеству Пьяццоллы и Маркеса. Я очень люблю эту работу. В октябре мы побывали в Кирове, а в ноябре везем наш проект в Екатеринбург. Будем радовать зрителей в разных уголках России. (Улыбается.)
– Вас называют дивой городского романса. Вам это льстит или скорее задевает?
– Сейчас модно давать «никнеймы» артистам. Да, меня называют дивой, но я к этому серьезно не отношусь. Это не задевает и не льстит. Наверное, потому что это амплуа мне близко и понятно. Когда я делала первые шаги на сцене, это было на студии Ленинградского мюзик-холла, нас там учили находить себя, свое амплуа. И конечно, мое амплуа – это именно дива, прежде всего яркая героиня. Я могу к этому относиться как угодно, но это данность, от которой никуда не деться. (Улыбается.)
– Вы работаете не в одном жанре, это бывает смешение, например, городского романса с джазом. Как такие эксперименты принимаются зрителями?
– Такая музыкальная форма, как crossover, сегодня стала обыденной. Когда разные жанры пересекаются между собой и появляется нечто новое из хорошо известного и любимого публикой жанра. Поэтому если в самом начале моей карьеры такое объединение романса и джаза вызывало у моих коллег вопросы, то сейчас большинство работают именно так. Это правильно, нужно идти в ногу со временем, все меняется, развивается. И мой любимый романс, и мой любимый джаз легко объединяются. И джазовая баллада, и русский романс изящно переплетаются в красивое музыкальное повествование. Потому что и та и другая музыка – это лирика любви.
– Какая публика приходит на ваши выступления? Есть какой-то собирательный образ слушателей?
– Билетеры концертных залов говорят, что моя публика особенная, что это люди интеллигентные, нарядные и воспитанные. И что интересно, на мой концерт приходят зрители не только солидного возраста, но и молодое поколение, которое тоже обладает внешним изысканным образом и глубиной прочтения музыкального материала, который звучит на сцене. Одним словом, я свою публику люблю и счастлива, что она такая интересная! (Улыбается.)
– Было ли у вас когда-то желание уйти из своего жанра и петь, например, поп-музыку?
– Когда я была молоденькой девушкой, конечно, хотелось найти себя в современном жанре, в легком. Потому что я всегда любила танцевать, хотелось реализовываться не только в сложной музыке. Но судьба сложилась так, как сложилась. И я по этому поводу совершенно не печалюсь! Пробовала себя в легком жанре, у меня не получилось, продолжать в нем не хотела. В жанре поп-музыки я оказалась неорганичной. А человек может держать интерес зала только тогда, когда он органичен в своем жанре.
– А что вы сама слушаете? Кто из музыкантов, исполнителей вам импонирует?
– Сама я слушаю в основном музыку несовременную. В моем плейлисте Арета Франклин, Билли Холидей, Нина Симон. Из ныне живущих я слушаю Ширли Бейси, итальянскую певицу Мильву, которая ушла из жизни в прошлом году и которой Пьяццолла посвятил изумительное танго. Если говорить о российских современниках, я до сих пор очень люблю Жанну Бичевскую. В музыке для меня важен текст. К сожалению, в нашей современной музыке даже не знаю, о ком можно сказать, что мне интересны их тексты.
– Вы были участницей музыкальных телепроектов «Голос» и «Три аккорда», причем уже будучи состоявшейся артисткой. Что они вам дали и почему вы решили принять участие?
– Они мне дали известность прежде всего. Потому что Первый канал в геометрической прогрессии увеличивает количество публики. И для любого артиста это очень важно. Тем более я всю жизнь работала в жанрах, которые назывались некоммерческими, но в этих жанрах все равно была публика, до которой достучаться сложно. Я была счастлива, что меня узнала широкая аудитория. А участие приняла, потому что я человек любознательный, энергичный, мне не хочется сидеть на месте. И поскольку в моей юности таких проектов не было, мне хотелось в них поучаствовать. К счастью, меня в них взяли! (Улыбается.)
– Вы сами продюсируете свои выступления, это редкое явление на нашей сцене. Почему? Вариант взаимодействия с продюсером для вас неприемлем?
– Да, чаще всего я сама продюсирую свои выступления. Изначально мне хотелось заниматься непростой музыкой, а таких продюсеров, которые хотели бы рисковать своими бюджетами, практически никогда не было. Шоу-бизнес на то и шоу-бизнес, чтобы во главу угла ставилась коммерческая составляющая. А я всю жизнь занималась искусством. К счастью, мое образование, которое получила в Ленинградском университете профсоюзов, давало возможность самой продюсировать свои концерты. К тому же моя мама была продюсером папиного оркестра и я знала, как это происходит.
– Нина Аркадьевна, вы помните ваше первое выступление? Где оно было? Каким запомнилось?
– Первые выступления были с папой в составе его оркестра на разных площадках. Конечно, это были для меня очень яркие впечатления. Но все равно это были детские эмоции, и говорить о них сейчас уже не очень интересно. Одним из первых выступлений, произведших на меня впечатление, был предновогодний бал молодежи и студентов в Москве, в Кремлевском дворце съездов. Я приехала с папой из родного Рыбинска, где работала заведующей сельским клубом после школы. И вот на этом балу меня выбрали королевой. Я там пела также в составе папиного оркестра, на мне было платье, сшитое к выпускному в 10-м классе. Помню, когда ведущий спросил: «Где учится наша королева?», я ответила, что работаю заведующей сельским клубом… Он подумал, что я шучу! Хотя это была абсолютная правда.
– Вы красивая и яркая женщина. Красота вам помогала в профессии или была помехой? Приходилось доказывать, что помимо нее есть талант и профессионализм?
– Я знала, что симпатичная девочка, но были периоды, когда поправлялась и комплексовала по этому поводу. Одно могу сказать с уверенностью: в целом красивой женщине живется легче и приятнее. Но когда дело касается профессионализма, то часто красивой женщине не дают возможности реализоваться и считают, если есть красота, нет места таланту. И приходится все время доказывать, что ты можешь и умеешь. Это очень сложный процесс, сталкиваешься с завистью, с трудностями и препятствиями.
– А вы сами обращаете внимание на красивых женщин? Кто для вас является эталоном красоты?
– Сама я часто обращаю внимание на красивых женщин, потому мне нравится все красивое. Мы очень хорошо дружим и работаем с Олей Кабо, ее красота меня нисколько не смущает, наоборот, я радуюсь тому, что мы вдвоем на сцене гармоничны и достойны друг друга!
– Вы производите впечатление сильной и волевой женщины. Какое ваше жизненное кредо?
– Когда-то давно мне говорили, что я сильная женщина, а я отвечала, что это не сила, а выносливость! (Улыбается.) Но жизнь показывает, что все-таки воля у меня очень сильная! Когда я ставлю перед собой какую-то задачу в профессии, даже если мне не хватает каких-то умений, буду добиваться и стараться, чтобы преодолеть трудности и прийти к поставленной цели. Люди, которые видели меня на первых этапах жизни, удивлены тому, сколько всего я прошла.
Значимым человеком и большим авторитетом является мой педагог Наталья Зиновьевна Андрианова. Она мне каждый раз говорит: «Вспомни, какая ты пришла, и посмотри, какая ты стала!» И вот мое жизненное кредо – никогда не останавливаться! Если ты это делаешь, жизнь мгновенно уходит вперед. А я не хочу отставать от жизни, хочу находиться в движении, идти в ногу с ней.
– Ваши родные места в Ярославской области – город Рыбинск. Какие самые яркие воспоминания у вас сохранились?
– Я очень люблю этот город и в последнее время часто там бываю. Люблю все времена года там. Осень в принципе моя нелюбимая пора, но в Рыбинске люблю даже ее. И обязательно каждый год провожу концерт в память о своем папе. Люблю Волгу, наш Спасо-Преображенский собор, театр, люблю школу №1, в которой училась и которая была одной из первых гимназий России. Все, что связано с Рыбинском, вызывает во мне очень сильные эмоции.
– Если говорить о родителях, какими были папа и мама? Чему вас научили, что дали с точки зрения опыта и знаний?
– Родители – это мои самые главные учителя! Они оба учили меня жажде жизни. Учили ставить самую высокую планку. Говорили: «Если ты не допрыгнешь до самого верха, то должна стараться всю жизнь совершенствоваться». И для папы, и для мамы никогда не было преград, они делали очень интересные проекты даже тогда, когда казалось, что люди ограничены в творческих возможностях. Я очень благодарна родителям за любовь к жизни и за умение получать удовольствие от мелочей.
– Вы часто путешествуете и фотографируете в поездках. Где удалось побывать в этом году и что запомнилось?
– На самом деле в этом году мне удалось много куда съездить. Я смогла побывать в разных регионах России. Это были гастроли с оркестрами русских народных инструментов. Мы посетили Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Курган, Волгоград и другие города. И во всех этих поездках я была так счастлива встречаться со своей публикой и обмениваться эмоциями! Аудитория везде разная, но всегда теплая и радушная!
Что касается моих сольных концертов, на днях состоялся задорный квартирник под названием «Осенний концерт для друзей». Раз в сезон я устраиваю такие концерты, как я люблю говорить, в хулиганском жанре.
1 ноября приглашаю публику в Москонцерт Холл на свою очередную авторскую программу «Кафе-шантан Нины Шацкой». А 15 декабря в Малом зале Кремлевского дворца спою, конечно же, о любви. Жду вас, дорогие зрители и почитатели моего творчества!
Комментарии