Приехав на семинар в одну из школ, я шла по тихому во время урока коридору – и вдруг услышала шепот. Он доносился из полутемного уголка, где стоял какой-то стол. При ближайшем рассмотрении оказалось, что там прямо на полу сидят двое детей, явно из начальной школы. Я спросила, почему они там, неужели нет урока? Обменявшись взглядами и решив, что я не представляю для них угрозы, потому что не работаю в этой школе, малыши ответили: урок идет, но они его прогуливают. Или, цитирую: «Мы с него слиняли». А почему? Оказалось, детям задают домашнее задание по рисованию. Нужно изобразить свой сон. Все приносят рисунки в класс. Учительница смеется над каждым творением, при попытке возразить кричит и ставит «два». Хороших оценок не получает никто и никогда. «Ну вот, мы сначала вообще хотели все не делать заданий, но родители не разрешают.
Тогда мы стали их просто выбрасывать у входа в класс, ведь сдашь, не сдашь, все равно поиздевается, покричит и «два» поставит». Ситуация, как ей и положено, развивалась дальше. В классе есть девочка, которая рисует признанно лучше всех. После того, как учительница высмеяла ее так, что ученица заплакала и не могла остановиться весь урок, девочка перестала появляться на этих занятиях. А остальные школьники установили между собой очередность, два-три человека «линяют» с каждого урока, чтобы ей не было страшно одной. Выбирают тихий уголок, иногда в коридоре, иногда в столовой или в библиотеке, не особенно и прячутся, но их никто не замечает. Почему? За детей несет ответственность та самая учительница, с чьих уроков они «слиняли». На следующий урок они приходят в свой класс. Если в журнале не слишком часто отмечаются отсутствующие на уроке рисования, классной руководительнице волноваться не о чем.
С меня дети взяли клятву молчания. Я промолчала, но позднее узнала через знакомых родителей, что это за учительница такая. Да, родители в курсе, пытались бороться, выступали на родительских собраниях, обращались к завучу. После их выступлений у всех детей в журнале стройными рядами появились двойки, а уровень шума превзошел все вообразимые пределы. Таких примеров, к сожалению, много. Сидя на уроке английского языка в младшем классе, я сама чуть не упала со стула, когда учительница вдруг неслышно подошла к сидевшему за партой мальчику и закричала ему в ухо: «Ты что тут делаешь? Вот я тебе сейчас задам!» Такие взрослые не считают нужным менять свое поведение. Даже присутствие коллег на уроке их не останавливает, продолжают кричать, угрожать, издеваться. Такое поведение для них – норма. Когда я спросила коллегу, почему она так кричит, та пожала плечами: «Я и на своего дома так кричу, с ними иначе нельзя».
Дети в начальной школе не знают, грозит ли им реальное наказание, замолкают в испуге, прячут глаза. Не умеют и просчитывать последствия своих поступков. Поразительно, но факт: когда ребенок идет в школу, никто ему не объясняет, какие у него права, не говорит о том, что телесное наказание в школах не применяется. Как воспринимает фразу «Я тебе задам!» или даже «Я тебя убью!» малыш, который никогда такого не слышал дома? Сначала пугается, потом все же рассказывает, находит поддержку у мамы или бабушки. Как воспринимает ее тот, кого дома наказывают? Считает, что все взрослые плохие. И «линяет» со страшного урока. Спрашиваю юного приятеля-второклассника, как ему новый предмет – английский язык. Вздыхает: «Еще хуже, чем рисование!»
В старших классах дети уже не боятся угроз, отвечают грубостью на грубость. Зайдя в учительскую, учитель рассказывает с возмущением, как тот или иной ученик ему грубо ответил или как целый класс поднял шум и сорвал урок. А может быть, причина не в детях?
Новосибирск
Комментарии