«А чего я такое сделал?! Что сразу хвататься и тащить? Все же матерятся, абсолютно все!! И де-евочки!!! Так я ж не виноват, что я один все время попадаюсь!» – кричал семиклассник, героически отбиваясь от дежурных по школе…
Идея провести именно дебаты появилась у меня неслучайно. Как известно, на подростков зачастую плохо действуют запреты взрослых. Скорее, подросток должен выразить свою позицию, высказать свое мнение и получить аргументированный ответ. Мнение сверстников для подростка зачастую важнее, чем мнение педагогов или родителей. Все это азбучные истины. Почему же взрослые так часто пытаются что-то запрещать и давить на подростков своим авторитетом вместо того, чтобы использовать методы убеждения, использовать потенциал классного коллектива?
Мне было немного тревожно: не окажусь ли я единственным игроком команды, борющейся за чистоту родного языка, за право ходить по улицам, отдыхать на природе, не мучаясь от отвратительного звучания непристойных выражений? Однако, к моему облегчению, в 7 «а» противников матерной ругани оказалось немало! На каждый аргумент ребят, защищавших «свободу выражаться», у их одноклассников находился контраргумент:
– Я свободный человек и имею право выражаться, как я хочу! Почему мнеуказывают и запрещают? Я же не запрещаю, например, Вам говорить то, что Вы хотите?
– Все мы знаем эти слова, но мы их не употребляем, потому что они неприличные. Почему другие свободные люди должны страдать, слушая непристойные слова? Ты не думаешь, что ты нарушаешь их права?
– Лучше я «выпущу пар» и кого-то обругаю матом, чем подерусь! Мат нужен для «разрядки»!
– Человек с нормальным словарным запасом найдет слова для выражения эмоций. Ему не нужен для этого мат.
– Некоторые люди по-другому не понимают.
– Остроумный человек сможет «поставить на место» и без мата. По-настоящему умные и культурные люди не матерятся.
Характерно, что, исчерпав обычные аргументы, подростки вспомнили о самых главных для них людях – о родителях:
– Никто не скажет, что мой папа неумный и что у него маленький словарный запас, однако он матерится, например, за рулем, да еще как матерится!
Признаюсь, я растерялась и думала, что на этот аргумент возразить нечего. Однако семиклассники нашли нужные слова:
– Конечно, мы не можем ничего говорить о культуре или интеллекте твоего папы, но разве то, что он ругается матом, хорошо?
– А у моего папы тяжелая работа! Что же он уронит на ногу молоток и скажет: «Ой?»
Тут мне вспомнился разговор с мальчишками из моего любимого 11-го класса, выпущенного почти три года назад. Лукаво улыбаясь, Артем говорил: «Да ладно Вам, Нина Владимировна! Ну, конечно, на работе и вообще при нас Вы сдерживаетесь. Но дома-то, в неофициальной обстановке? Или, например, Вы упадете, ушибетесь и …» «Ну ты и дурак! – воскликнул его брат Влад. – Ты вспомни: Нина Владимировна каталась с нами на коньках, упала, сломала руку! Ты слыхал, что она сказала? Она сказала: «Ой, как больно!» – «Так то ж при нас…»
– Родители употребляют мат в стрессовых ситуациях при детях, а дети начинают думать, что это вообще норма! Недавно я видела малыша лет трех, он крикнул своей маме: «Не иди так быстро!» И… покрыл ее матом! – рассказывала девочка, которая уселась посерединке, между двумя командами, пояснив: «У меня особое мнение». Особое же мнение было вот каким:
– Я читала в интернете, что Пушкин использовал матерные слова, а это все-таки великий человек. Но он же их использовал редко и к месту. И в мужской компании. А не так, что идет Пушкин по улице и матерится во все горло, а все вынуждены слушать!
Понемногу сторонники «свободы выражаться» начали сдавать позиции:
– Ладно, я согласен не ругаться громко и вообще вслух, но могу ведь я ругаться у себя в голове? Внутренним голосом? Могу у себя в голове ДУМАТЬ ТАКИМИ СЛОВАМИ? Я во всяком случае так думаю…
– Можешь, – великодушно разрешила одноклассница мальчика с матерящимся внутренним голосом. – Что у тебя в голове – это твое дело. К тебе в голову никто не лезет…
– У меня добавление! – взволновалась другая девочка. – Смотрите, мат ведь недаром назвали СКВЕРНОСЛОВИЕМ! Значит, у человека в душе скверно, нехорошо, он ВНУТРИ плохой от этих слов!
– Люди, когда мы материмся, мы подставляем своих родителей!
– Ты не в ту команду сел!
– А я чё? Я ж и не говорю, что я не матерюсь…
Тут мне вспоминается разговор с бабушкой одного пятиклассника. Я пожаловалась этой пожилой женщине, что ее внук употребляет нецензурные выражения: мама одноклассника попросила, чтобы ее ребенка пересадили от этого внука. «Да это вообще что-то! – с жаром воскликнула бабушка, добавив при этом непечатное слово. – Как в детский садик пошел, так и все! С садика это у него!»
Справедливости ради надо сказать, что дебаты проводились не совсем правильно. Например, ученик, который должен был следить за регламентом, не мог сохранять беспристрастность и громко провозгласил: «Когда девушка матерится – это просто отвратительно!» Да и сама я была далеко не беспристрастна. По мнению опытного организатора дебатов, учителя истории и обществознания Васильевой Людмилы Константиновны, на дебаты стоит приглашать независимых экспертов.
И все же польза нашего классного часа очевидна. Несмотря на то, что прозвенел звонок с шестого урока, 7 «а» еще долго спорил: тема никого не оставила равнодушным. Многие матерщинники поняли: окружающим действительно неприятно их поведение. Я привела детям данные, опубликованные в «Учительской газете»: «84% россиян одобряют законопроект, предусматривающий штрафы за нецензурные выражения в СМИ». Получается, что противников мата не так уж мало! Большинство страдает от «звукового терроризма» людей, пренебрежительно относящихся к нормам культуры. Это напоминает ситуацию, когда на автобусной остановке, где находится много некурящих людей, в том числе детей, кто-нибудь начинает дымить сигаретой…
Нам, учителям, нелегко бороться с матерщиной, когда мат звучит в эфире и даже, как об этом писали и в «Литературной газете», и в «Учительской», «… министр образования и науки Ливанов «выражался» на пресс-конференции по проблемам образования». Но бороться надо, и эта борьба обязательно принесет свои плоды!
Об авторе
Нина Владимировна Филипенко, учитель русского языка и литературы школы № 71 Санкт-Петербурга
Комментарии