Шалва Амонашвили утверждает: «Если без сердца идете к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок – нет. Урок – это когда ребенок набирает света. Если вести урок без сердца, вас увидят дети, запомнят что-то, сдадут что-то, потом экзамен, вы отметки поставите, а потом они «выплюнут» эти знания, и все. Нужно открыть свое сердце. И еще одна задача – воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить верой в него. Такая педагогика возможна, она реальна, и она не зависит от обстоятельств. Я есть создатель обстоятельств. Где я, там и моя педагогика – мое сердце, мое сознание».Мудрые слова, которые так и хочется применить к урокам, представленным на конкурс…
Самая востребованная номинация, как и в предыдущие годы, – «Сценарий урока», в ней оказалось 13 работ конкурсантов-филологов.Наверное, интерес к уроку никогда не станет меньше, потому что современный урок – это, с одной стороны, высокотехнологичное действие, с другой – своего рода изящное искусство общения и понимания, когда процесс поиска и получения знаний становится инновационным, требует стольких умений и навыков, что одинаково непросто бывает всем участникам происходящего. Непросто, но при этом очень интересно. Во всех учительских работах, очень разных – от методических рекомендаций, как провести урок по новым технологиям, до рассказов о своих успехах и достижениях, – чувствуется желание поделиться интересными открытиями, наработками, методиками. Во многих материалах можно найти и с успехом использовать на своих уроках то, что сделает их необычными, яркими, обучающими и воспитывающими, развивающими и формирующими умения и навыки. Безусловно, все работы отличаются друг от друга по многим параметрам, поэтому более подробно расскажу о тех из них, которые универсальны, заслуживают внимания, а опыт авторов таких работ поможет, возможно, нашим читателям в решении подобных проблем.Хорошая традиция, отвечающая требованиям сегодняшнего дня, – работа с текстом как центральной единицей урока. Это говорит о серьезном отношении учителей к вопросам формирования предметных и метапредметных умений учащихся, о проблемах и трудностях, с какими встречаются школьники и учителя в ходе подготовки к ГИА и ЕГЭ, о важности овладения навыком определения авторской позиции, умением подбирать аргументы для подтверждения полученных выводов. Радует, что учителя русского языка используют актуальные педагогические технологии, в том числе технологию творческих мастерских (Ирина Ильинична Григорьева, гимназия города Старая Русса Новгородской области; Любовь Викторовна Богомягкова, средняя школа поселка Уральский Нытвенского района Пермского края, Светлана Константиновна Смирнова, средняя школа №2 имени В.А.Новикова города Тутаева Ярославской области). Технология требует немалой подготовки учителя и достаточно подготовленных к работе школьников. Ведь творческая мастерская – это постоянное побуждение к деятельности извне и внутри самого участника мастерской. Это постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных – к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента – к целому… Это однозначная тенденция к интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Для успешной работы мастерской почти всегда подключаются философские, этические, культурологические, психологические проблемы и знания из разных наук и из жизни. К сожалению, не всегда удается выдержать одно из важнейших условий при создании мастерской – ее материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий «прорыв» – открытие, потрясение, острое недоумение с озарением – то, что и делает мастерскую уникальной формой урока. Из минусов отмечу, что в ряде работ нет этапа промежуточной рефлексии – ощущения потребности учащихся в новом знании; на этапе афиширования должна быть и работа мастера (учителя), которая также не представлена, а ведь наверняка могла бы стать украшением урока!Обучает созданию сжатого изложения Инна Сергеевна Лазарева (средняя школа №58 поселка Центральный Володарского района Нижегородской области), чья работа представляет реальный интерес для учителей, работающих в выпускных 9-х классах.Задания ориентированы на формирование предметных и метапредметных результатов, каждый этап урока продуман, грамотно спланирована деятельность школьников, учитель работает над созданием ситуации успеха, уделяет внимание взаимооценке, работает над проблемой нравственного выбора учащихся в описанной В.А.Сухомлинским ситуации.На уроке задействованы все формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, грамотно подготовлена документация урока, что часто вызывает сложности, особенно у молодых учителей. Подготовлено хорошее содержательное приложение, которое окажет помощь учителям в организации и проведении подобного урока, а учащихся научит работать с текстом, сжимать его, создавая вторичный текст, соответствующий заданным параметрам.Заслуживает внимания сценарий урока о В.И.Дале (Тамара Васильевна Дружинина, Васьковская средняя школа Приморского района Архангельской области). Это обучающий, развивающий, воспитывающий урок, в котором активно участвуют дети, учитель лишь мотивирует их на размышления, рассуждения, формулирование своих выводов. Педагог использует прием опережающего задания к уроку, для школьников это один из любимых видов домашней работы, способствующий познавательной, творческой деятельности.На уроке использован прием инсценировки одного из рассказов, и это только усиливает интерес школьников к В.И.Далю, формирует навыки понимания таких непростых понятий, как тема и проблема текста, языковые средства, использованные автором, авторская позиция.Хороший сценарий урока о предложениях с вводными конструкциями предложила Светлана Константиновна Смирнова, став учителем не только для своих учеников, но и для нас, коллег, желающих узнать новое. Использован один из принципиально новых типов педагогики – мыследеятельностная. Урок задуман по технологии ЗФО – задачной формы организации учебного процесса. Это сделало его логичным, хорошо структурированным. Учащиеся работают в группах, что позволяет формировать метапредметные УУД – умение вступать в коммуникацию, умение принимать совместные решения, слышать и понимать друг друга. Есть в этой номинации работы с интересными, хорошими темами, которые, к сожалению, получились не такими удачными, как, наверное, задумывались их авторами. К таким можно отнести целый ряд уроков, в ходе которых учащиеся работают с небольшими художественными произведениями. Возможно, был смысл показать один такой урок, но такой, чтобы он стал пособием для молодых учителей, только-только пришедших в школу, нуждающихся в методической помощи, в практических материалах, на основе которых они могли бы учиться выстраивать свои уроки, что-то дополняя, изменяя, моделируя.Несомненно, работа с текстом формирует метапредметные, учебно-коммуникационные и коммуникативные умения, если школьники работают в группах. Нет возражений, что подробный анализ текста обучает умению видеть проблемы, рассматриваемые автором произведения, находить аргументы для ответов на вопросы в ходе информационной переработки текста. Но цели и задачи уроков определены неполно, учитель не прогнозирует конечный результат работы групп, не делает акцента на том, какие умения предполагает развивать, как будет их оценивать.Работа с текстом позволяет учителю предложить своим ученикам самостоятельно составить вопросы, рассмотреть свой вариант решения проблемы, обозначенной автором, дописать свое последнее предложение к рассказу – эти возможности работы с текстом не используются, а жаль. К тому же вызывает недоумение некое однообразие деятельности школьников.В номинации «Материалы к уроку» хороший материал предложила Лилия Валентиновна Исаева (маслянинская основная общеобразовательная школа №2 Маслянинского района Новосибирской области), рассказав о фрейм-технологиях. Использование данной технологии сопряжено с рядом трудностей, среди которых невозможность использования технологии на любом уроке, трудоемкость, незначительное распространение, отсутствие опыта в работе с фреймами, особенно – опыта web-дизайна. Однако есть целый ряд преимуществ, привлекающих внимание. Это формирование метапредметного умения считывать графическую информацию и самостоятельно преобразовывать ее в вербальную, создавая собственный текст, в котором учащийся пытается уточнить и объяснить полученную информацию.Особенность технологии – постепенное расширение информации по мере ее осмысления и приобретения умения использовать полученные знания практически. В каждый блок загружается различная, логически оправданная информация, которая может кодироваться. Фрейм может создаваться с помощью ИКТ (область окна браузера), а может быть областью на странице учебника, содержащей текст или графику.В этой же номинации интересен проект Галины Валерьевны Семеновой (Кедровый кадетский корпус Красноярского края) на тему «Великие русские поэты и писатели». Хорошая идея: учащиеся рисуют портреты писателей и поэтов и в ходе такой работы узнают много интересного о творчестве писателя. Конечно же, это нужная, имеющая определенный смысл работа школьников. Возникают и некоторые сомнения: хорошо, если у учителя есть такие помощники среди учащихся, кто воплотит замыслы автора конкурсной работы в реально существующий материал, способный мотивировать школьников на изучение с помощью собственноручно выполненного портрета биографий великих людей, и не только поэтов и писателей – географов, исторических деятелей, ученых – физиков, математиков. Но если таких учащихся нет? Идею все равно можно использовать, предложив собрать иллюстративный материал с помощью различных источников.В целом это необычное задание, формирующее навыки портретной характеристики, которая помогает понять особенности человека, узнать о его характере, интересах, образовании, системе его жизненных ценностей.Четыре конкурсных работы представлены в номинации «ИКТ в образовательном процессе». Особое внимание хочется обратить на две работы Любови Владимировны Сосниной (Чекменевская основная школа Нытвенского района Пермского края), каждая из которых представляет собой уникальное учебное пособие для учителя и его учеников.Электронное пособие по русской литературе «Вернись на Родину, душа!» (по творчеству И.А.Бунина) пронизано любовью к творчеству писателя, искренним интересом к его судьбе. Это аргументированное, логичное, грамотное описание автором своего интеллектуального продукта с анализом необходимости его появления. Работа выполнена в отличной технике. Подобран интересный материал, не оставляющий равнодушным ни одного человека, ознакомившегося с ним. Работу отличает абсолютное соответствие содержания заявленным целям и задачам. Дан образец использования программы с технологией озвученных пазлов. Вторая работа названа строкой из стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» – «Духовной жаждою томим»… Автор приняла отличное решение – показать все варианты стихотворения «Пророк», созданные талантливыми русскими поэтами.Привлекает внимание высокая культура исполнения работы в сочетании с интересным аудио- и видеоматериалом и профессиональным чтением стихотворений. Информация хорошо структурирована. Учитель демонстрирует грамотное и разумное использование ИКТ-технологий.Интересное электронное пособие «Серебряный век русской поэзии» предложила Ирина Ильинична Григорьева. В работе есть недостатки, например, материалы в разделе «Информация для учителя» не содержат ни одной ссылки на источники информации, которые использованы практически по всем разделам статьи автора. Есть и общая беда для подавляющего большинства презентаций – несоблюдение требований к единому шрифту 24-го размера.Однако достоинства работы безусловны: автор предлагает тематические тесты к урокам, они созданы в специальной программе, и учащимся интересно проверить свои знания с помощью ИКТ; работа имеет прикладное значение, она универсальна, доступна и может быть использована учителями.Интересную тему, содержащую воспитательный потенциал, формирующую интерес к истории русских народных промыслов, уважение к труду мастеров, выбрала одна из участниц. Не говорю ни имени участницы, ни названия материала, потому что работа не получилась конкурсной. Не выполнено важное условие: если вы используете чужие идеи, цитаты, разработки – любое чужое творчество, – обязательно указывайте источники. Также обязательно прилагайте список использованной литературы. Методический аппарат урока обозначен слабо: нет конкретных задач, нет планируемых результатов.Четыре конкурсанта подготовили материалы в номинации «Организация внеклассной работы по предмету», и к каждому автору есть замечания, которые значительно уменьшили число конкурсных баллов:- отсутствие ссылок на использованную литературу или ссылки приводятся без соблюдения определенных требований к подобного рода информации;- нет сведений о результативности занятия, трудно увидеть, с помощью чего, каких компетенций ученики могут сформировать свое отношение к проблемам, какие выводы сделать, как учитель оценивает их достижения;- часто непонятно, с помощью каких технологий проводится данная работа, которая, будучи внеклассной, все равно формирует определенные навыки, умения, тем более что категория учащихся особая, они нуждаются в этих навыках больше, чем кто-либо из обычной школы;- смешение жанров: «игра» или «шоу» строятся по определенным законам жанра, их смешение приводит к тому, что русский народ выражает в пословице «Ни Богу свечка, ни черту кочерга»;- несоблюдение требования к представлению работы: к каждому материалу необходимо приложить краткую аннотацию, не более 2000 компьютерных знаков.Заслуживает внимания материал Инны Сергеевны Лазаревой «Использование межпредметных связей на занятиях кружка «Основы журналистики». Это хороший, актуальный, логичный, структурированный, грамотно спланированный материал, способный оказать неоценимую помощь учителям, работающим со своими учениками в подобных кружках. Жаль, что в приложении нет демонстрационных вариантов уже выполненных школьниками заданий, что, несомненно, было бы очень интересно увидеть и оценить.В номинации «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной работе» одна участница. Галина Валерьевна Семенова представила программу «Здоровье» для учащихся 5-7-х классов. Отметим несомненные достоинства: многовариантные методические приемы, основанные на игровых технологиях. Все интересно, небесполезно – и страхи детские исчезают, и климат становится добрее, и дети раскрепощаются в атмосфере доверия. Привлекательно выглядят командные выступления у доски, если они в конечном итоге все же приводят ребенка к желанию взять на себя ответственность за свое решение в ситуации выбора, не надеясь, что кто-то ответит первым. Но есть опасность: тот, кто ответил не сразу – вспоминал, думал, размышлял, – уже не сможет дополнить сказанное, зарабатывая при этом баллы.И напоследок вновь слова Ш.А.Амонашвили: «Реформа начинается только в учителе. Если я плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по-своему и дай самого себя детям… Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину XXI века». Так пусть больше ярких красок будет в нашей методической палитре!И еще, у Габриеля Гарсии Маркеса есть такие слова: «Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой…»Пусть же ваши ученики, общаясь с вами, приходя к вам на урок, выполняя ваши задания, любят вас не за то, что вы учитель, а за то, что рядом с вами и они тоже многое значат и многое умеют…Ирина ДОБРОТИНА, научный сотрудник лаборатории дидактики русского языка ИСМО РАО, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2002»
Комментарии