Кто кому больше должен: школа родителям или родители школе – вот он, поистине гамлетовский вопрос отечественного образования. По своему опыту могу сказать, что хорошей школой можно считать только ту, где родители работают рука об руку с педагогическим коллективом.
При этом не важно, идет ли речь о знаменитом московском комплексе Ефима Рачевского или об учебном заведении где-нибудь в глубинке. И там и тут обязательно находятся нормальные родители и грамотные учителя, которые вместе решают проблемы качественного образования своих детей. Управляющие советы и родительские комитеты есть сейчас везде. Но зачастую их участники впадают в крайности: либо единогласно, без раздумий, проводят в жизнь все решения директора, какими бы они ни были, либо, напротив, пытаются выступать в роли оппозиции школьной власти. И тот и другой путь ни к чему хорошему не ведет. Единственный имеющий право на существование сценарий – ситуация открытого диалога, где обсуждается шаг развития школы и учеников исходя из реального контекста, в котором находится учебное заведение. Для этого необходим четкий анализ положения дел и создание жизнеспособной программы конкретных шагов. А такое под силу лишь команде, состоящей одновременно и из родителей, и из педагогов. На месте директоров и классных руководителей я бы не отказывался от использования, говоря языком физики, мощностей родителей для увеличения мощности школы. При нынешней бюджетной ситуации у учебного заведения не так уж и много возможностей привлечь на помощь «платных» специалистов, а без аутсорсинга, без дополнительных, в том числе и человеческих, ресурсов двигаться вперед тяжело. И речь не только об участии пап и мам в праздниках, экскурсиях, ремонтах и субботниках, что практикуется повсеместно, но и о возвращении традиции профориентационных встреч. Помните, как в советские времена мы не только красили рамы и приколачивали полки (кстати, никогда не считал это зазорным и всегда вместе с другими родителями помогал готовить класс дочери к очередному 1 сентября), но и рассказывали одноклассникам наших детей о своей работе, о ее радостях и сложностях? В то же время и школа может помочь родителям, направив свои с ними взаимоотношения в куда более неформальное русло. Знаю, что многие учебные заведения проводят психологический образовательный всеобуч. Например, рассказывают родителям, как наладить отношения с подростками, переживающими непростое время переходного возраста. А где-то сами же дети учат своих бабушек работать на компьютере. Это вообще очень полезная затея. Во-первых, у ребенка повышается самооценка: оказывается, в чем-то я разбираюсь куда лучше взрослых! Во-вторых, чем больше объясняешь, тем глубже понимаешь сам. В-третьих, у бабушек меняется отношение к детям: выходит, они не только шпана и хулиганы, но еще и умеют что-то, чего не умею я. В-четвертых, решается ситуация с досугом пенсионеров, а это важная социальная задача. И наконец, пожилые люди приобретают навык, необычайно полезный в современной жизни: отныне они могут записываться в поликлинику и оплачивать коммунальные платежи, не толкаясь в очередях.Одним словом, у школы и родителей может быть масса общих взаимовыгодных дел и интересов. Главное – навсегда забыть о том, что кто-то кому-то что-то непременно должен. NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии