Вот уже 70 лет прошло, а мы каждый год все говорим об этой войне на уроках истории и во внеурочное время, проводим викторины о легендарных сражениях, приглашаем в классы ветеранов, записываем их воспоминания, собираем в школьные музеи предметы, связанные с событиями, горестным эхом отозвавшимися в каждой семье. В учреждениях образования используются различные формы изучения военной истории для сохранения памяти о великих событиях, чтобы заинтересовать современных школьников, побудить их изучать историю 70-летней давности, всей душой воспринять боль людей, переживших страшное время войны и блокады.
Вот и в Доме детского творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга прошел фотоквест по тематической фотографии. Его участникам – командам образовательных учреждений Адмиралтейского района – предлагалось сфотографировать и дать краткое описание расположенных в районе памятников, памятных знаков, зданий с мемориальными досками и других объектов, посвященных героям и событиям Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда.И случилось так, что для ребят, принявших участие в фотоквесте, город словно ожил, заговорил, стал таким понятным и родным. И все это потому, что нельзя не восхищаться подвигом тех людей, о которых ребята узнавали, нельзя оставаться равнодушными, вникая в подробности событий, которые происходили в заключенном во вражескую блокаду Ленинграде.Так, команды из восьми образовательных учреждений Адмиралтейского района – Второй Санкт-Петербургской гимназии, школ №234, 238, 259, 260, 306, лицея №281, коррекционной школы №5 – создавали свою Книгу памяти о Великой Отечественной войне, о ее героях.Участники фотоквеста 281-й гимназии Адмиралтейского района провели небольшую экскурсию, обратив внимание на здания, памятные доски, знаки, таблички с названиями улиц, которые связаны с событиями Великой Отечественной войны.Первый гид – команда 6-го «А» класса – приглашает нас в сквер на месте пересечения Московского проспекта и реки Фонтанки. Как выяснили ребята, это ранее безымянное место 4 мая 2010 года получило название, о чем свидетельствует установленный в этот день памятный знак (скульптор – Виктор Сиваков), гласящий: «1943, 14-19 января. Сквер имени Героя Советского Союза маршала Говорова Л.А.». Это напоминание о легендарном военачальнике, командовавшем Ленинградским фронтом с апреля 1942 года. Под руководством Леонида Александровича Говорова была разработана и в течение 14-19 января успешно проведена операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.В ходе Ленинградско-Новгородской операции войсками Ленинградского фронта с 12 по 27 января 1944 года гитлеровские войска были отброшены на 65-100 километров от города. Блокада Ленинграда полностью снята!Сейчас в Северной столице несколько памятных мест, связанных с именем Говорова: памятник на площади Стачек, улица Маршала Говорова и две мемориальные доски. Место установления памятного знака на пересечении Московского проспекта и реки Фонтанки выбрано не случайно – будущий полководец учился в бывшем Константиновском артиллерийском училище, находившемся рядом с этим сквером.А теперь проследуем за командой 6-го «А» класса на Винокурцевский проезд, который проходит между Витебским вокзалом и станцией метро «Пушкинская». На стене ее наземного вестибюля 10 ноября 1988 года была установлена мемориальная доска (архитектор – С.Я. Лапинский) в память о подвиге участкового уполномоченного милиции Павла Дмитриевича Винокурцева.«8 ноября 1941 года, когда он находился на посту, – рассказывают участники фотоквеста, – началась очередная вражеская бомбардировка. Гул самолетов, разрывы снарядов, крики ринувшихся в бомбоубежище людей – все слилось в какой-то невообразимый хаос. Действуя уверенно, быстро, четко, Павел Дмитриевич направил поток людей в бомбоубежище и уже собирался захлопнуть дверь, когда, оглянувшись последний раз, увидел на опустевшей Перекопской улице плачущую девочку, очевидно, потерявшую мать. Тут же Павел Дмитриевич ринулся к малышке и, схватив ее на руки, повернул обратно, но разрыв бомбы застал его на середине улицы. Оглушенный взрывом разорвавшегося снаряда, Павел Дмитриевич упал на трамвайное полотно, накрыв ребенка своим телом…Когда бомбежка прекратилась, подбежавшие люди нашли лежавшими на земле невредимую девочку и участкового с тяжелыми ранениями головы и спины, от которых он и скончался, не приходя в сознание».И хотя по проезду, названному именем Павла Дмитриевича Винокурцева, не числится ни одного дома и название улицы практически нигде не упоминается, ребятам очень хочется, чтобы о подвиге Винокурцева знало как можно больше людей. Ведь именно благодаря тому, что большинство жителей, оставшихся в блокадном Ленинграде, не щадя себя, выполняли свою работу и поддерживали друг друга даже ценой собственной жизни, город выжил. Задумываемся ли мы об этом, стоя у мемориальных досок и памятных знаков Великой Отечественной войны? Ведь за каждой обозначенной на них фамилией человека, даже не отмеченного государственной наградой, судьба целого поколения, подвиг во имя жизни.Солдат, девушка-санитарка, воин-ополченец – кем были эти люди, изображенные на стеле возле дома №52 по Садовой улице? Кем были они до войны? Рабочими и служащими Адмиралтейского завода, завода «Судомех», фабрики имени Самойловой, студентами и преподавателями Ленинградского кораблестроительного института, других предприятий и организаций Октябрьского района Ленинграда? Объединило их одно: стремление защитить свой город, родной Ленинград. «С этого места, – как гласит выбитая на стеле надпись, – 4 сентября 1941 года ушли в бой за нашу Родину, за Ленинград воины-ополченцы Октябрьского района…» Они до конца выполнили свой гражданский и воинский долг. И благодарные потомки установили эту стелу, которую сфотографировала команда 5-го «А» класса. На лицевой стороне надпись: «Воинам Октябрьской дивизии Народного ополчения от трудящихся района. Январь. 1964 г.». Стела эта – коллективная работа архитектора В.Ю.Милейковского и скульпторов Н.С.Кочукова, В.И.Татаровича, Г.Д.Ястребенецкого, А.М.Игнатьева, Н.А.Теплова.Вот и во внутреннем дворе Петербургского государственного университета путей сообщения (бывшего ЛИИЖТ имени академика В.Н.Образцова), как выяснили ребята, установлен памятник студентам, сотрудникам и преподавателям. Две плиты высотой пять метров, сложенные из блоков серого гранита, завершаются рельефным изображением четырех воинов (авторы памятника – скульптор А.Г.Гаккель, архитектор И.Г.Явейн). А рядом на плитах – фамилии, фамилии, фамилии… Их так пугающе много, что как-то по-новому понимаешь ужас людских потерь военного времени. «Их было 1423» – как бы подводит скорбный итог надпись на плите, 1423 погибших только из одного института…А теперь вместе с командой 9-го «А» класса пройдем на Почтамтскую улицу, к дому №9, где расположен Главпочтамт. В 1990 году в его главном зале была установлена мраморная мемориальная доска (архитектор – В.Б.Бухаев), на которой читаем: «Рядовой Белавин Александр Федорович в ночь на 7 ноября 1941 года, обезвреживая авиабомбу, ценой своей жизни спас здание Почтамта от разрушения. Награжден орденом Ленина».Нетрудно представить, какую историческую ценность имеет это здание, построенное в стиле классицизма в 1782-1789 годах выдающимся русским зодчим второй половины XVIII века Н.А.Львовым. Нетрудно представить и то, какое значение имела почта для связи блокадного города с Большой землей.Подсчитано, что в дни блокады на Ленинград было сброшено более 107 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, выпущено около 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов. И вот один из них упал у здания Почтамта. О том, что произошло дальше, рассказал ветеран бывшего 4-го инженерно-противохимического полка войск МПВО Григорий Юркин, воспоминания которого ребята нашли в Интернете: «Мне, участнику блокадных событий, хочется рассказать об одном из многих подвигов воинов 4-го краснознаменного имени Ленсовета инженерно-противохимического полка (ныне это 346-й спасательный центр МЧС). 6 ноября 1941 года в полк поступило сообщение, что у Главпочтамта упала, но не взорвалась авиационная бомба. К зданию был выслан расчет пиротехников в составе Александра Белавина, Ивана Турченкова, Ивана Рыбакова и Федора Муратова.Прибыв на место, они откопали смертоносный снаряд – 500-килограммовую авиабомбу, обследуя которую обнаружили работающий часовой механизм взрывателя замедленного действия с противосъемным устройством. Когда бомба может взорваться? Через минуту? Через час? Об этом знал только фашист, установивший взрыватель (предельный срок замедления – 72 часа). Такую бомбу обезвредить невозможно. По инструкции нужно немедленно прекратить работу, эвакуировать людей из близлежащих домов, оцепить район и ждать…Пиротехники решили иначе. Население было эвакуировано, район оцеплен, а они остались. Рядовой Белавин предложил спасти здание Главпочтамта, имеющее значение для общения с Большой землей. «Пока работает часовой механизм, – сказал он, – нужно прокопать траншею, сделать бруствер, создать условия направленного взрыва вдоль улицы». Расчет приступил к работе. И тут раздался мощный взрыв. Все погибли, но здание Главпочтамта было спасено»…Будете в Санкт-Петербурге у здания Главпочтамта, зайдите рядом, во двор дома №11, где установлен монумент неизвестного скульптора неизвестной женщине. Жители дома рассказали ребятам из 9-го «А» класса, фотографирующим памятник, что он появился здесь в середине 80-х годов. Скульптор, фамилии которого они не помнят, говорил на открытии монумента, что жил в доме №11 во время блокады. Тогда же здесь умерла его мама. Сына она спасла. И вот, изготовив и установив этот памятник, он посвятил его всем погибшим во время блокады мамам.Как же это символично: памятник неизвестной маме – это ведь как памятник неизвестному солдату:У всех, кто в блокаду выжил,Был добрый ангел-хранитель,Не с кущ небесных, а ближе -Земной ленинградский житель.Но чаще был ангел мамой,Святой ленинградской МАМОЙ,Свой хлеб отдающей МАМОЙ,Бессмертной блокадной МАМОЙ.Это посвящение матерям написал поэт Анатолий Владимирович Молчанов, мальчиком переживший блокаду.Так в ходе фотоквеста юное поколение петербуржцев узнало для себя очень много нового о людях, защитивших наш город во время самой страшной, кровопролитной и тяжелой войны. Их подвиг бессмертен, память вечна. И чтобы так оно и было для ныне живущих и последующих поколений, достойно потрудились сегодняшние мальчишки и девчонки – правнуки солдат Великой Отечественной и жителей блокадного Ленинграда, выявив и описав памятные места Адмиралтейского района.Первое место в фотоквесте заняла команда школы №260 (руководитель Газиева В.К.), представившая 46 памятных объектов. Команда школы №306 (руководитель Цветкова М.М.) заняла второе место. Третье поделили две команды: школы №234 (руководители Шуйская А.Б., Породина Н.О., Винокурова Е.Г.) и лицея №281 (руководитель Низченко Е.В.).Но главный итог даже не в том, что теперь более 70 девчонок и мальчишек, принявших участие в фотоквесте, знают, в честь кого названы улицы, по которым они ходят, могут любому рассказать о памятниках, памятных досках и знаках, установленных в Адмиралтейском районе. Главное, что совместными усилиями детей – правнуков тех, кто отстоял Ленинград в самую кровопролитную, тяжелую и страшную войну 1941-1945 годов, – с помощью работников ДДТ «Измайловский» была создана Книга памяти, переданная во все образовательные учреждения Адмиралтейского района. А значит, у педагогов появилась возможность сделать уроки мужества еще более интересными, приблизить детей к местам реальных событий, которые происходили на улице, где они живут, в их дворе.Лариса ВИНОГРАДОВА, методист Дома детского творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Комментарии