search
main
0

Никто не хочет, чтобы его обижали. В том числе и мизерной зарплатой

В 2005-2006 учебном году в рамках «Директорского клуба» наша газета проводила конкурс сочинений, написанных руководителями школ, на тему «Свою работу люблю, но мне мешает…». Наибольшее беспокойство у директоров вызывало состояние школьных зданий. Большинство из них, судя по сочинениям, требуют не привычного косметического, а серьезного, капитального ремонта. Некоторые директора мечтали о новых, более современных школах для своих учеников. Не менее острая проблема, которую высветили директорские сочинения, – взаимоотношения с вышестоящим начальством. Директорам сельских школ не нравилась сложившаяся еще в советское время система абсолютного, порой бездумного, подчинения. А именно этого от них и по сей день требуют управленцы (по счастью, не все). К первой проблеме – качеству школьных зданий – мы вернемся в августовских номерах. А сегодня давайте рассмотрим положение директора школы в обществе, иначе говоря, его социальный статус. Как относятся к руководителю учебного заведения те, кто его окружает: учителя, родители? Какова его зарплата, есть ли жилье? Доволен ли он своей жизнью?

Если говорить об отношении учителей и родителей ко мне как к директору школы, то мне грех жаловаться. В течение последних восьми лет у нас нет текучки кадров. Коллектив очень слаженный, молодой, дружный, творческий. Легко поднимается на любое дело. Его отличает искреннее отношение к детям. На Последнем звонке в этом году родители отметили это в первую очередь. На мой взгляд, подобные, почти семейные отношения должны быть в каждой школе.

Если же несколько абстрагироваться от конкретного учебного заведения, то я считаю, что положение директора школы сегодня непростое. В доперестроечные годы общество относилось к учительскому корпусу уважительно. Сегодня этого нет. Первостепенную роль в формировании негативного восприятия школы, по-моему, сыграли СМИ. Особенно телевидение. Оно никоим образом не способствует повышению статуса как образования в целом, так и учительства в частности. Когда мысль о школе как о рассаднике бескультурья и коррупции, учительского авторитаризма и даже самодурства культивируется на каждом канале, общество начинает относиться к ней соответственно. Наверное, в школе не все замечательно, но не настолько, чтобы возводить недостатки в категорию вечную. Как следствие этого, директор в школе сегодня не может защитить учителя.

Мы защищаем права родителей, детей, но никто не говорит о правах педагога. Его могут оскорбить родители, ученики, и учитель в любой ситуации оказывается виноват, потому что нет закона, его защищающего. Эта ситуация вины создает большой внутренний дискомфорт и отталкивает от школы молодых. Я стронница омолаживания школьного коллектива, но при создавшемся общественном мнении выпускники вузов ни за что не пойдут работать в школу. Никто не хочет, чтобы его обижали! В том числе и мизерной зарплатой. Молодым специалистам в этом плане труднее всего: у них два первых года работы не учитываются в стаж.

Что касается опытных учителей, то в связи с переходом в Петербурге на новую систему оплаты труда их зарплата заметно повысилась. Директору школы в этой ситуации повезло меньше. Прежде всего потому, что у него при расчете зарплаты не учитывается стаж. Наша ставка выше учительской, но учитель при этом получает за часы, и его зарплата может достигать 26 тысяч рублей! Мы же, получая свою ставку, зависим от выплаты доплат от администрации района. В разных районах она разная. В среднем в месяц – шесть тысяч рублей. Совокупность директорской ставки и доплаты может составлять 21 тысячу рублей в месяц.

Конечно, зарплата директора может повыситься за счет часов, однако в сегодняшней обстановке это фактически невозможно. Я словесник и очень страдаю оттого, что не могу вести уроки русского языка и литературы, но совмещать преподавание и менеджмент очень трудно.

Реально ли прожить на такую зарплату в нашем городе? Разумеется, я не могу позволить себе поездок за границу, но могу сходить в театр, на концерт, приобрести интересные книжные новинки. Если планирую крупную покупку, то полгода откладываю деньги. При этом у меня есть муж, и взрослые дети устроены. Одинокому человеку, а у нас есть одинокие директора школ, в такой бюджет уложиться тяжело.

Впрочем, это можно пережить. Болезненнее воспринимается сегодняшняя тенденция чуть ли не повального увольнения директоров-пенсионеров. Да, школа нуждается в молодежи, но в идеале в ней должны работать разновозрастные педагоги. Ведь есть пожилые, но очень активные директора, идущие в ногу со временем. Типичная ситуация, когда заслуженного учителя, директора школы провожают на пенсию с букетом цветов и словами «спасибо», а назавтра забывают. А ведь зачастую многие из них деятельные, энергичные, умные, талантливые люди, которые могли бы применить свои способности и силы на другом поприще! При этом заслуженные учителя, отработавшие в школе по 25-30 лет, не имеют никаких привилегий. Единственное, что они имеют за время работы, это более высокий по сравнению с другими разряд, но никаких социальных льгот, в том числе льготного медицинского обслуживания, это звание не дает.

Ольга СУХОНОС, заместитель директора лицея №5, Волгоград:

– Своими жилищными условиями я довольна. Живу в большой трехкомнатной квартире, которая досталась мне от моих, уже ушедших из жизни родителей. Нам с дочкой вполне хватает места. За коммунальные услуги плачу три тысячи рублей в месяц. Это очень много! От зарплаты остается девять тысяч, а Волгоград – дорогой город. На поездки куда-нибудь летом средств не хватает, отдыхаем на даче. Правда, ничего я там не выращиваю – овощи-фрукты покупаю на рынке.

Что касается медицинского обслуживания, то оно почти все платное.

Конечно, если иду на прием к участковому терапевту, ничего не плачу, но лечение в стационаре стоит немалых денег. У меня была операция, да и дочка частенько болела – за все нужно платить. Поэтому сказать, что довольна материальным положением моей маленькой семьи, я не могу. Увы.

Наталья ИВАНОВА, директор школы, №284, Санкт-Петербург

От редакции

В конце обсуждения какой-либо темы, поднимаемой в «Директорском клубе», мы, как правило, подводили итоги и просили читателей продолжить разговор, ответив на наши вопросы. Однако сегодня мы решили отступить от традиции и предложить читателям некоторые цифры и факты. Они настолько красноречивы, что сами по себе становятся итогом нашего разговора о сегодняшнем социальном статусе директора школы.

Исследования, проведенные Российской академией образования, показывают, что:

63,5 процента руководителей сельских школ удовлетворены своими жилищными условиями;

22,4 процента устраивает материальное положение семьи;

71,7 процента респондентов не довольны социально-культурным обслуживанием;

72,6 процента хотели бы улучшить медицинское обслуживание;

74,7 процента не устраивает социально-бытовое обслуживание.

Это данные за 2005 год, более поздние пока еще не обобщены. Однако, сравнивая данные с предыдущим исследованием 1999 года, можно отметить, что степень неудовлетворенности директоров сельских школ социальными условиями и статусом стала несколько меньше. Похоже, крайне медленно, но жизнь все-таки изменяется в лучшую сторону. Согласны?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте