Наш летний пришкольный лагерь для детей профильный, то есть научный, развивающий. Программа лагеря состоит из мероприятий, способствующих развитию интеллектуальных способностей детей, логики, повышению уровня IQ, расширению кругозора, накоплению знаний в разных научных сферах.
Мероприятия пришкольного лагеря проходят в игровой форме и чередуются со спортивными и развлекательными занятиями.Значительный акцент в лагере делается на теоретические и практические занятия в различных научных сферах. Чтобы никому не было скучно и чтобы никто не мог сказать «Мне это неинтересно», учителя стараются предложить ребятам разнообразные научные направления – математика, информатика, физика, химия, биология, астрономия.Ежедневно проводятся интересные занятия по занимательной математике, химии, физике, биологии или географии. Дети учатся заниматься исследованиями, оформлять свои работы в электронном виде, презентовать результаты труда.В данной разработке представлены занятия первого дня в профильном отряде. Так как ребята приходят из разных классов, то в первый день необходимо их познакомить, дать возможность представить себя, ну и, конечно, заинтересовать тем, чем они будут заниматься в лагере.Первое занятие. Давайте познакомимсяИтак, группе детей предстоит знакомство друг с другом, своими вожатыми. Как весело перезнакомить всех? Игры на знакомство:1. «Здравствуйте»Участники игры становятся в круг. Ведущий предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия.Варианты приветствий:- в России принято пожимать друг другу руку;- в Италии – горячо обниматься;- в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;- в Зимбабве – трутся спинами;- в Македонии – здороваются локтями;- в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;- у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром. 2. «Снежный ком»Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.3. «Мое любимое дело»Игрок называет свое имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает свое отношение к названному делу, затем представляется и сообщает, что нравится ему. Например, первый участник говорит: «Меня зовут Андрей, я люблю играть на гитаре». Следующий участник: «Я не умею играть на гитаре. Меня зовут Рома, я люблю играть в футбол». И так далее. 4. «Кукарямба» (орлятские кошки)Все в кругу сидят в следующей позе: ладони в кулаках на полу, мизинцы и большие пальцы выставлены, причем мизинцы всех людей соединены (получился круг из пальцев). Первый человек обращается к соседу, называя его по имени: «Оля, ты умеешь играть в кукарямбу?» Оля должна ответить: «Нет (называет его по имени), я не умею играть в кукарямбу». Потом Оля обращается к своему соседу и т. д. Когда очередь дойдет до первого человека, он говорит: «Я не умею, ты не умеешь и никто не умеет, и я не знаю, зачем мы здесь вообще собрались».5. «Что? Где? Когда?»Игроки становятся в круг. По сигналу водящего дети перестраиваются так, чтобы имена располагались:- в алфавитном порядке;- по месяцам рождения;- по знакам зодиака;- по увлечениям и т. д.6. «Кто умеет?»Ведущий вывешивает заранее заготовленный плакат, представляющий собой поле 3 на 3 квадрата. В каждом квадрате вопрос: кто умеет играть на гитаре, кто танцует, кто рисует, кто занимается спортом и другие. Всего 9 вопросов. Все игроки берут ручки и листки бумаги. Чертят аналогичное поле, нумеруют квадраты. Задача игроков: опросить играющих и найти среди них тех, кто действительно умеет играть на гитаре, рисует и т. д. Записать в соответствующую клеточку на своем листке имя и фамилию этого игрока. Нельзя записывать имя одного и того же человека более чем в одном квадрате. Побеждает тот, кто первым заполнит все поле. Ведущий после игры может подвести итог и узнать об умениях ребят в отряде. 7. «Я умею, могу научить, хочу научиться» Игроки сидят в кругу. Каждый на листочке пишет ответы на три вопроса: что я умею, чему могу научить, чему хочу научиться. Далее все игроки разбиваются на пары, обмениваются листочками и готовят презентацию друг другу на 1-2 минуты в любой форме (речь, стихи, песня, этюд и др.). В конце занятия необходимо разбить отряд на группы по 4-6 человек. Группировка по звукоподражаниям. На карточках записываются звуки домашних животных. Получив карточку, участники находят друг друга, произнося звуки, характерные для этого животного, или изображая, как оно двигается.Второе занятие. Проект «Это я»Прежде чем приступить непосредственно к проекту, проводится беседа. Преподаватель дает основной теоретический материал, объясняет, как нужно работать над проектом и что должно получиться. Далее учащиеся создают проект: делают визитку, на которой пишут, рисуют все, что хотят о себе рассказать. Визитки делают в двух экземплярах. Одну ребята будут носить до конца смены, а вторая будет служить флажком на изображении парусника. Третье занятие. Посвящение в первооткрывателиДля того чтобы стать первооткрывателем, необходимо пройти испытания огнем, водой и медными трубами. Учащимся предлагается объединиться в группы и выполнить задания.«Огонь». На этом этапе учащимся предлагается решить задачи со спичками. В качестве спичек можно использовать счетные палочки. За правильное решение начисляются баллы.Задачи1. Положите 3 спички на стол так, чтобы их головки не касались поверхности стола и друг друга.2. Двенадцать спичек выложены так, как показано на рисунке. Сколько здесь квадратов? Выполните следующие задания:а) уберите 2 спички так, чтобы образовалось 2 неравных квадрата;б) переложите 3 спички так, чтобы образовалось 3 равных квадрата;в) переложите 4 спички так, чтобы образовалось 10 квадратов.3. Двадцать четыре спички выложены так, как показано на рисунке. Сколько здесь квадратов? Выполните следующие задания:а) уберите 4 спички так, чтобы образовалось 5 равных квадратов;б) уберите 6 спичек так, чтобы образовалось 5 равных квадратов;в) переложите 12 спичек так, чтобы образовалось 2 равных квадрата;г) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 4 равных квадрата;д) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 3 квадрата;е) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 2 квадрата.4. Сделайте из 5 спичек 5 одинаковых треугольников и 1 пятиугольник.5. Переложите 3 спички, чтобы стрела поменяла свое направление на противоположное.6. Из 10 спичек составьте три квадрата двумя способами.7. И «бокал» (см. левый рисунок), и «рюмка» (см. правый рисунок) составлены из четырех спичек. Внутри каждого «сосуда» – вишенка. Как нужно переместить «бокал» и «рюмку», переложив по две спички в каждом из них, чтобы вишенки оказались снаружи?Дополнительные задачи8. Из спичек составлено неверное равенство (см. рисунок). Переставьте одну спичку так, чтобы равенство стало верным.9. В трех кучках лежат спички, по 10 спичек в каждой. Играют Аня и Вова. Ход состоит в том, что игрок забирает несколько спичек, но только из какой-либо одной кучки. Начинает Аня. Побеждает тот, кому достанется последняя спичка. Может ли кто-нибудь из игроков играть так, чтобы наверняка выиграть, как бы ни старался другой?10. Переложите 4 спички, чтобы получилось 15 квадратов.«Вода». В качестве этого испытания предлагается задача Пуассона. Конкурс проводится на улице. Вода и сосуды настоящие. Задача Пуассона. Из полного сосуда емкостью в 12 л отлить половину, пользуясь двумя пустыми сосудами емкостью 8 и 5 л.«Медные трубы». На этом этапе учащимся предлагается викторина «Выдающиеся личности». Демонстрируется презентация с портретами и краткой биографией ученых.Вопросы1. Кто из великих русских писателей занимался составлением арифметических задач? (Л.Н.Толстой)2. Назовите древнегреческого математика, философа, спортсмена, олимпийского чемпиона. (Пифагор)3. Кто из великих ученых говорил: «Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики»? (Гаусс Карл Фридрих)4. Кто автор первого учебника по математике в России? (Леонтий Филиппович Магницкий)5. Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады по математике в течение трех лет, учащийся нашей школы.6. Победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады по химии, призер Всероссийской олимпиады по химии, призер регионального этапа по математике, учащийся 10-го класса гимназии.Очень интересными детям показались вопросы об учащихся нашей гимназии, увлекающихся точными науками и успешно выступающих в конкурсах и олимпиадах.Далее подводим итоги конкурсов. Итоги дня. Фото дня. Ежедневно ребятам предлагается «Задача дня», которую дети решают в свободное время. Задача первого дня: сделать в тетрадном листе отверстие, через которое смогут пролезть два учителя одновременно.
Комментарии