search
main
0

Николай СИНЦОВ, заместитель руководителя подразделения аппарата Национального антитеррористического комитета: Образованию отводим главную роль в борьбе с экстремизмом

А​ктуальность проблемы противодействия распространению идеологии терроризма в молодежной среде, уверен, не вызывает никаких сомнений. И тем более не может вызывать сомнений, что именно образовательная сфера должна играть ключевую роль в организации работы на данном направлении.

Противодействие терроризму в современных условиях подразумевает в первую очередь борьбу с его идеологией, за счет распространения которой как раз и происходит постоянное пополнение экстремистских групп, террористического бандподполья и его пособнической базы.В силу своих социально-психологических особенностей молодежь одна из наиболее восприимчивых к идеологическому воздействию категорий населения. Радикальные организации и группировки осуществляют целенаправленную идеологическую обработку молодежи, основанную преимущественно на идеях религиозного или национального экстремизма. За умы и души подрастающего поколения идет настоящая война, в этом противостоянии с обществом и государством радикалы применяют все доступные средства, предпринимают попытки использовать современные общественные процессы и явления. О негативных тенденциях свидетельствует тот факт, что основная часть лиц, встающих на путь радикализма и вооруженного насилия, составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет.В 2011-2012 годах по заказу аппарата НАК была проведена научно-исследовательская работа, посвященная разработке образовательных программ и методик формирования антитеррористической идеологии у школьников, а также учащихся средних специальных и высших учебных заведений. В итоге были разработаны три основных учебных спецкурса – по одному для каждой категории учащейся молодежи (школьники, учащиеся ссузов и студенты вузов) и соответственно для каждого типа учебного заведения, включающих учебную программу, учебно-методическое пособие, список учебной литературы и электронных ресурсов по теме. Для вузов был разработан курс «Идеологическое противостояние терроризму», рассчитанный на 1 семестр (48 часов) для студентов 2-3-х курсов обучения с последующим формированием из числа студентов актива антитеррористической пропаганды, для ссузов – курс «Идеологические основы противодействия терроризму», рассчитанный на 1 семестр (34 часа), для средних школ – курс «Общие основы противодействия терроризму», рассчитанный на один учебный год (34 часа, один урок в неделю). В порядке апробации этих курсов проведены занятия в рамках близких по тематике курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», а также тренинговые занятия. Разработанные специальные программы и методики антитеррористического образования и воспитания, на наш взгляд, могут стать основой для выработки научно-практических рекомендаций для других образовательных учреждений, органов государственного и муниципального управления. Конечная цель этой работы – изменить мировоззрение, добиться отторжения молодежью самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения социальных, национальных, конфессиональных, территориальных и любых других проблем и противоречий.В 2012-2013 годах по заказу аппарата НАК подготовлены научно-популярные издания антитеррористической направленности для учащихся средних и старших классов, студентов вузов, их родителей, преподавателей и воспитателей: «Обвиняется терроризм», «Что такое терроризм?», «Остановим терроризм», «Ислам традиционный и вымышленный», «Молодежь и антитеррор», «Интернет и антитеррор», а также литературно-художественное издание «История подвига. Открытый дневник» в трех частях. В этих изданиях раскрывается сущность терроризма, анализируются особенности подросткового и юношеского возраста и риск втягивания молодежи в экстремистские и террористические структуры, показывается роль государства и граждан в противодействии терроризму, раскрываются методы вовлечения молодых людей в преступную деятельность и способы противодействия этому, даются рекомендации по выявлению признаков подготовки террористических актов и излагаются способы поведения в ситуациях, связанных с террористическими угрозами.Особое внимание при разработке печатных изданий было обращено на дерадикализацию молодежи и ее предостережение от втягивания в экстремистскую и террористическую деятельность, в том числе через Интернет, в них приводят и комментируют факты преднамеренного внедрения так называемыми «интернет-имамами» информационных вирусов экстремистского характера, призывов к ненависти, вражде, попытки оправдания терроризма. Наряду с этим в брошюрах учтены национальные, религиозные, возрастные, психологические характеристики молодежи, состояние экономической, криминальной и социально-политической обстановки в субъектах Российской Федерации и в стране в целом, информационные запросы населения, местные традиции и специфика регионов.По заказу аппарата НАК был разработан и приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года №1897 утвержден учебник по предмету «ОБЖ» с новым разделом антитеррористической и антиэкстремистской направленности. С 10 февраля 2011 года он стал обязательным для общеобразовательных учреждений страны. В дополнение к нему подготовлен и издан учебник для 10-х классов по предмету «Обществознание» и учебно-методическое пособие «ЕГЭ по обществознанию: из школы в вуз». В эти издания включены параграфы «Глобальная угроза международного терроризма» и «Правовые основы антитеррористической политики Российского государства».Отдельно обращаю внимание на учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включающий в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской религиозных культур и светской этики. С 2011 года он внедрен в школьное образование на всей территории России. Однако в итоге произошел отход от первоначального замысла – теперь родители ученика должны выбрать один из модулей и изучать только одну из религий или светскую этику, а замысел всей этой политики заключался как раз в том, чтобы молодые люди со школьной скамьи четко усвоили: базовые ценности всех основных религий в принципе одинаковы и именно на их основе формируются нормы и правила жизни и светской этики. Изменение содержания предмета в однополярном направлении, на наш взгляд, приносит вместо желаемой пользы только вред, поскольку усугубляет однобокое восприятие мира школьниками.Для использования при организации и проведении профилактических мероприятий в молодежной среде подготовлены четыре цикла специализированных телепередач (всего 32 выпуска): «Терроризм без маски» (6 выпусков), «Обвиняется терроризм» (12 выпусков); «Операция «Антитеррор» (8 выпусков), «Кавказские истории» (6 выпусков). Кроме того, подготовлены 80 видеороликов антитеррористического содержания, которые размещены в Интернете. Аналогичная работа осуществляется и в 2014 году, в ноябре-декабре в эфире телеканала «Россия-1» выйдет 12-серийный цикл документальных фильмов «Антология антитеррора».Сегодня актуальна проблема подбора и подготовки специалистов и преподавателей в области противодействия идеологии терроризма. В рамках развития системы высшего и послевузовского образования по программам, связанным с профилактикой (предупреждением) терроризма в Российской Федерации, в том числе в молодежной среде, в период с 2009 по 2013 год прошли обучение 456 человек, среди них 112 человек так или иначе были связаны с деятельностью образовательных учреждений страны. Однако в настоящее время далеко не все обученные специалисты задействованы в пропагандистской антитеррористической деятельности. Основными причинами сложившейся ситуации стали кадровые перестановки (перевод на другие участки работы, увольнение с государственной службы), а также слабый контроль АТК за их использованием по профилю подготовки.Исключительно важна и актуальна профилактическая антитеррористическая работа в глобальной сети Интернет, поскольку в настоящее время представить подростка без гаджета в руках практически невозможно. Мы предпринимаем действия по выявлению и удалению из Сети контента экстремистского содержания, оказываем содействие в создании государственно ориентированных информационных ресурсов, например, в РГУ нефти и газа имени Губкина создан интернет-портал «Наука и образование против террора», включающий виртуальную научно-популярную библиотеку с материалами по антитеррористической тематике, открытый дискуссионный клуб, экспертный закрытый модерируемый форум, новостную ленту.Организация работы в сфере противодействия идеологии терроризма в молодежной среде будет только тогда эффективной, когда в положениях об образовательных учреждениях и должностных регламентах педагогических кадров и сотрудников, осуществляющих управление в сфере образования, будет четко прописан этот функционал.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте