Выдающий гражданин, патриот России, врач, ученый Николай Иванович Пирогов (1810–1881) из своей, более чем полувековой научной и общественной деятельности, специально посвятил образовательному поприщу менее пяти лет. Но этого хватило, чтобы его имя заняло неотъемлемое место среди крупнейших отечественных педагогических мыслителей и деятелей образования.

Сабля в старых ножнах
Корни педагогического мировоззрения Н.И. Пирогова очень глубоки и уходят они, как это и бывает, в детство. Николай родился 13 (25) ноября 1810 года в Москве. Большое влияние на него оказал весь уклад крепкой, набожной (в семье строго и убежденно соблюдали все религиозные обряды) и патриархальной многодетной (в семье было 14 детей) семьи Пироговых. Родителями Николаю Ивановичу оказались прочно привиты системообразующие качества его личности: истинная религиозность, искренний патриотизм и глубокая любовь к России.
Это было обусловлено тем, что, религиозное воспитание оставило глубокий след в душе мальчика и, несомненно, в значительной степени определило склад его дальнейших воззрений. А патриотизм базировался на рассказах отца – участника Отечественной войны 1812 года. Образ отцовской сабли в старых ножнах Пирогов пронес через всю жизнь.
Выковывание общечеловеческого мировоззрения
Важным жизненным фактором, оказавшим серьезное влияние на формирование мировоззрения мыслителя, оказалась его учеба на медицинском факультете Московского университета, куда он поступил 24 сентября 1824 года, то есть в неполные 14 лет. Это время, предшествующее восстанию декабристов, отличалось очень насыщенной общественной жизнью, страстным обсуждением социально – политического положения в стране и напряженным поиском путей дальнейшего развития государства и общества.
В университете Николай оказался включенным в деятельность вольнодумного студенческого общественно-литературного «кружка 10 нумера» (по комнате в общежитии). И хотя взгляды самого Пирогова неизменно оставались достаточно консервативными, студенческие годы привели к складыванию двух важных черт его личности: привили глубокий и неизменный интерес к общественной жизни, а также предопределили широкий демократизм, столь выделявший его в последующие годы. Но вместе с тем вся эта студенческая атмосфера на длительный период вызвала его охлаждение к религии. Он становится материалистом.
Важный внутренний этап формирования мировоззрения охватывает 1828–1830-е годы и приходится на время учебы и практической деятельности Н.И. Пирогова в Профессорском институте Дерптского (Тартуского) университета и в университетах Германии. Здесь, несомненно, можно выделить два важных фактора. Прежде всего, глубокое влияние на молодого человека оказали великая немецкая философия начала ХIХ века, тогда пронизанная общечеловеческими идеями, высоким идеализмом, а также труды немецких педагогов – идеалистов. Все это позднее и заложило фундамент философии образования Пирогова, как «гуманистического идеализма».
При этом его гуманистический идеал тесно увязывался с развитием целого направления в педагогике – «гуманистической педагогикой», суть которой – внимание к воспитаннику как целостной уникальной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), использования своих способностей, направленных на целесообразное разрешение жизненных ситуаций.
Именно в это время отлился сплав органично свойственных Пирогову, и так поражавших его современников нравственных качеств: внутренней свободы, человеческого достоинства, уважения личности во всех сферах бытия, твердости в своих нравственных убеждениях и бескорыстия души.
Выдающийся анатом, хирург и анестезиолог, военный медик
Насыщенная деятельность врача-ученого Н.И. Пирогова, особенно активно продолжалась с начала 1840-х годов – до 1856 года. В это время ученый создает свои фундаментальные научные труды, принесшие ему мировую известность. Пирогова, по праву, считают великим русским хирургом и ученым, сравнивают его с Ломоносовым. Причем он был не просто хирургом и анатомом, а врачом-философом и основоположником современной отечественной клинической медицины, задававшим гуманистическую парадигму мышления: «Будущее принадлежит медицине предупредительной».
Несомненно, длительная и систематическая исследовательская деятельность, плодотворные творческие поиски, выковали у Пирогова уважение перед Наукой, но вместе с тем сформировали в его мировоззрении определенный позитивизм. Глубочайшее воздействие на всю личность мыслителя оказало произошедшее в 1848 году во время эпидемии чумы его горячее обращения к Богу. Между временем детской или обрядовой религии, завершившимся в 1828 году, и возвращением к православию в 1848 году (после смерти жены и служебных конфликтов) лежит 20-летний период «времени сомнений и неверия».
После переезда ученого в феврале 1841 года в Петербург, где он занимает должность профессора в Медико-хирургической академии, происходит и его более, предметное обращение к сфере образования. Министерство народного просвещения, отдавая должное заслугам Н.И. Пирогова в области высшего медицинского образования, избирает его членом медицинской комиссии (позже комитета) по реорганизации медицинского образования в университетах. Здесь важно подчеркнуть и то, что вся многолетняя медицинская деятельность Пирогова, стремившегося быть «врачом не только тел, но и душ», сформировала у него действенное сострадание к людям, подлинное понимание их психолого-физиологической природы.
В состоянии глубокого душевного обновления Пирогов вновь задумывается о высших субстанциях и категориях, как ценностях, раскрывающих перед человеком более обширные перспективы. Постепенно у него начинает выкристаллизовываться идея воспитания «истинных людей» с развитыми умственными способностями, нравственной свободой мысли и убеждениями, искренне любящих правду и готовых стоять за нее горою, способных к самопознанию и самопожертвованию.
Это особенно рельефно видно в его письмах к будущей жене баронессе А.А. Бисторм (1849-50). Неслучайно полное название его знаменитой статьи – «Вопросы жизни, отрывок из забытых бумаг, выведенных в свет неофициальными статьями «Морского сборника» о воспитании».
Как военный врач Н.И. Пирогов в полной мере проявил себя на Крымской войне, в которой он принимал участие, начиная с октября 1854 года. Война характеризовалась им как «травматическая эпидемия». С именем Пирогова связывается внедрение системного подхода к организации оказания хирургической помощи раненым. Он разработал технику наложения гипсовых повязок при огнестрельных переломах конечностей. Николай Иванович первым привлек сестер милосердия к уходу за ранеными.

Вопросы жизни
Как известно выдающийся ученый и врач Н.И. Пирогов специально обратился к вопросам воспитания и образования только в середине 1850-х годов. И связано это было с тем, что Крымская война самым непосредственным образом повлияла на мировоззрение Николая Ивановича.
О побудивших причинах обращения врача к педагогической деятельности емко и образно написал Н.П. Сакулин «Под гнетущим впечатлением от Севастопольской войны, Н.И Пирогов погрузился в скорбную гражданскую думу. Гражданин побеждает в Пирогове врача и ученого. Он приходит к глубокому убеждению, что мы «истинного прогресса можем достигнуть одним, единственным путем воспитания», что воспитание «после религии, самая высокая сторона нашей общественной жизни».
С театра военных действий Николай Иванович вынес презрение и ненависть к бюрократии, к постоянной подмене формой настоящего дела. Характерно, что, вернувшись в Петербург, на приеме у Александра II Пирогов резко критически рассказал императору о проблемах в войсках, а также поведал об общей отсталости русской армии и ее вооружения, чем навсегда испортил отношения с императором. Это еще раз подтверждает наличие ярко выраженного идеала в мировоззрении Н.И Пирогова, которое было связано с наличием непоколебимых убеждений, абсолютной верой в правоту избранных идей.
Внешний импульс обращения Н.И. Пирогова к педагогической проблематике носил частный и в известной мере случайный характер. Редакция журнала «Морской сборник» предложила ученому написать статью о возможных изменениях в содержании образования и учебно-воспитательном процессе в морских кадетских корпусах. Итогом этих размышлений явилась опубликованная бесцензурно в июльской 1856 года книжке журнала «Морской сборник» программная статья Пирогова «Вопросы жизни», неотложно привлекшая к ней большое общественное внимание и вызвавшая огромный социальный резонанс. По выражению Н.С. Карцова «первоклассный хирург сразу является глубоким педагогом-мыслителем». Журнал Министерства народного просвещения перепечатал статью в приложении за 1856 г. Кроме того, она была переведена на немецкий и французский языки.
Ну и окончательно ввела «Вопросы жизни» в круг самых обсуждаемых публикаций статья Н.А. Добролюбова «О значении авторитета в воспитании», вышедшая в майском номере 1857 года наиболее известного и популярного тогда общественно-литературного журнала «Современник», где была дана самая благожелательная оценка статьи Пирогова. В публикации отмечалось, что «ни одна из прежних статей, посвященных воспитанию, не имела такого полного и блестящего успеха, как «Вопросы жизни». Они поразили всех – светлостью взгляда, и благородным направлением мысли автора, и пламенной, живой диалектикой, и художественным представлением затронутого вопроса».
Произошедший громкий общественный резонанс был вызван сочетанием ряда обстоятельств. Прежде всего, конечно же, именем автора. Крымская война, героизм и трагедия Севастополя, в обороне которого хирург Пирогов принимал самое действенное участие, сделало его, по сути, национальным героем и привлекло внимание к личности Николая Ивановича большой общественный интерес.
Следует учитывать, что русское общество было крайне деморализовано поражением в Крымской войне. Современникам стало очевидно, что «сверху позолота, а внутри все прогнило». Как тогда заключали, «Севастополь крепко ударил по застоявшимся мозгам». Всем было очевидно, что так как жили раньше, дальше нельзя. А как надо жить правильно никто не знал.
Но при крепнувшем убеждении в необходимости реформ летом 1856 года их идеология и программа пока отсутствовали. И великая заслуга Н.И. Пирогова состоит в том, что он смог предложить униженному и растерянному российскому обществу такую программу в сфере образования. По выражению Н.П. Сакулина «Пирогов явился перед лицом русского общества в качестве публициста – мыслителя тогда, когда началось духовное пробуждение страны; с суровой прямотой и непобедимой искренностью поставил он вопросы: так ли мы живем, как нужно? Чего мы желаем? Он призывал русского человека к грозной исповеди перед своей совестью, к принципиальному пересмотру основ жизни».
Гражданский пафос статьи произвел огромное впечатление на русское общество. По свидетельству современников, «Вопросы жизни» явились «вечевым колоколом» для поднятия самого важного вопроса о воспитании. Историческая заслуга Н. И. Пирогова, как автора «Вопросов жизни», состояла в том, что он «пробудил, по словам К. Д. Ушинского, спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль». Подняв вопрос о необходимости подготовки реформ средней и высшей школы, статья послужила стимулом к развитию в стране широкого общественно-педагогического движения.
Именно искренность статьи, указавшей выход из нравственного тупика, наряду с ее фундаментальностью, глубиной, целостностью и всесторонностью окончательно определили тот невиданный в отечественной педагогике, не до, не после, общественный резонанс. Она сразу стала крупным общественным явлением. В своих взглядах на воспитание как средство гармонизации мира, способ дисциплины нравственного сознания человека и усиления «Верховного разума» в сознании людей Пирогов намного опередил свое время.

Воспитание юного атлета жизненной борьбы
Опыт Крымской войны убедил Н.И. Пирогова в том, что для человека жизненно необходимы внутренние идеалы. У него сформировалось глубокое убеждение в том, что кардинальным недостатком людей является отсутствие духовно-нравственного стержня, высоких человеческих идеалов, что в свою очередь выступало фактором неподготовленности человека к жизни.
Николай Иванович задумался о том, почему так происходит. Вот два молодых офицера, выходцы из одной социальной среды, но один погибает, поднимая роту в атаку. А другой окопался в штабе «дерет чины», ворует солдатское жалованье, поигрывает в картишки. Мыслитель решил установить причины такой коллизии. Это еще раз подтверждает наличие ярко выраженного идеала в мировоззрении Н. И. Пирогова, которое было связано с его непоколебимыми убеждениями, абсолютной верой в правоту избранных идей.
Николай Иванович подчеркивал, что «убеждения может иметь тот, кто приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя, кто приучен с первых лет жизни, любить искренно правду, стоять за нее горою и быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и со сверстниками. А эти свойства достигаются верой, вдохновением, нравственной свободой мысли, способностью отвлечения, упражнением в самопознании». И человек, имеющий эти идеалы, сохраняющий внутренний стержень, — это и есть настоящий гражданин своей Родины. Отсюда центральный тезис, провозглашенный в «Вопросах жизни»: необходимо «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдержать неравный бой. Приготовить нас с юных лет к этой борьбе — значит именно: сделать нас людьми, т.е. тем, чего не достигнет ни одна наша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас с самого нашего детства негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов»
Педагогическим мыслителем подробно обоснован процесс подготовки «юного атлета жизненной борьбы». Он должен «иметь от природы, хотя какое-нибудь притязание на ум и чувства». Но и воспитание «не должно делать детей, одаренных благими дарами творца, бессмысленными поклонниками мертвой буквы, дерзновенными противниками необходимого на земле авторитета, суемудрыми приверженцами грубого материализма, восторженными рачителями чувства и воли, холодными адептами разума».
Мыслитель подчеркивал, что «убеждения может иметь тот, кто приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя, кто приучен с первых лет жизни, любить искренно правду, стоять за нее горою и быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и со сверстниками. А эти свойства достигаются верой, вдохновением, нравственной свободой мысли, способностью отвлечения, упражнением в самопознании».
Нравственное формирование личности нельзя считать завершенным, если у человека не выработалось сознательное стремление к самосовершенствованию, желание путем наряженной внутренней работы выработать у себя твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, развить у себя волю и характер, необходимый для борьбы за свои убеждения.
Нравственно сформированный человек имеет твердую мировоззренческую позицию и действует в соответствии с ней. Это требует неустанной работы над собой, умения вглядываться в свой внутренний мир, честно признавать свои ошибки и недостатки, преодолевать в себе неизменные и эгоистические стремления.
В данной связи педагог требовал от школы «подготовки людей, способных стать руководителями жизни, а не ее слугами; требовал от нее подготовки сознательных работников, а не бессловесных исполнителей; членов общества, способных не приспособляться к житейскому злу и уживаться с ним, а людей, научившихся понимать это зло и умеющих бороться с ним».
Идеал высоконравственной личности
Главная цель школы, по убеждению Н.И. Пирогова, воспитать в человеке свободную сознательную личность. В задачу воспитания должно входить «возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды, постепенное образование нравственных современных убеждений, образование твердой и свободной воли и, следовательно, воспитание тех гражданских и человеческих доблестей, которые составляют лучшее украшение времени и общества».
В данной связи, именно периоду детства и ранней юности мыслитель придавал главное значение в своей философии образования. Он был глубоко убежден, что в личности ребенка от Бога уже заложено все, чтобы он стал человеком и в итоге обрести спасение своей бессмертной души и жить вечно. Здесь он непосредственно апеллировал к Священному писанию: «Если вы не будете как дети, вы не войдете в царствие небесное».
Исходя из того, что дети готовы войти в царствие небесное он и строил свою философию образования, которая имела трансцендентальное основание. С позиций педагогической антропологии Н.И.Пирогов выделял следующие несущие основы личности ребенка, которые объективно способствуют воспитанию у него человечности и религиозности. У ребенка уже есть образ Божий – «девственно фантастический мир дитяти»; ему присуща детская простота; и главное – личность ребенка едина, ей не свойственен дуализм. Для Пирогова «идеалом являлся непосредственный монизм детской души».
Отсюда вытекала центральная педагогическая задача – предотвратить или, как минимум насколько возможно отсрочить столь опасный и чреватый, по убеждению Пирогова, раскол личности, ее дуализм, выраженный им в известном противоречии «Быть» и «Казаться». По Пирогову «Быть» – осознавать себя самоценной и самодостаточной человеческой личностью, стремиться к идеалам Веры, Добра, Справедливости, Патриотизма. «Казаться» — значит не жить полноценной самостоятельной жизнью, а играть, исполнять отведенную тебе роль.
С этим положением непосредственно связан и подчеркнуто общечеловеческий характер педагогической философии Н.И. Пирогова. По образному выражению П.Ф.Каптерева: «под мундиром военного, под рясой священника, под сермягой мужика он хотел подслушать биение человеческого сердца, помимо профессиональных отношений выяснить общечеловеческие связи, всемирные идеалы».
Подчеркнем, что в данном аспекте в историко-педагогической литературе его традиционно противопоставляли с К.Д. Ушинским, который жестко отстаивал национальные воспитательные ценности в противовес общечеловеческим. Однако такое лобовое противопоставление представляется надуманным. Дело в том, что для Н.И. Пирогова, универсальное, общечеловеческое – суть национальное, которое он возводил в Абсолют. В совмещении индивидуального и социального в общечеловеческом или сверхнациональном, заключается «новое обнаружение национального облика. Признание сверхнационального ничто иное, как выражение религиозного идеалистического настроения русского народа, которым «так богато насыщена душа Пирогова».
Другое дело, что мыслитель всегда стоял на позиции общечеловеческой культурной роли просвещения. Хорошо написал об этом В.А. Волкович: «Н.И. Пирогов в слове и деле отдал себя самого русскому народу; он создал пережитую им полную систему воспитания; он спас русский народ от застарелого греха-пренебрежения делом истинного образования и воспитания; он через себя открыл нам нас самих и, отыскав лучшее в нас, обнаружив и обнародовав это светлое, вдохнул в нас веру в будущее, заставил полюбить наш народ для блага человечества, как истинный друг его».
Пожалуй, именно в этом и проявлялся высокий идеализм мыслителя, убежденного, что необходимо быть человеком в настоящем значении этого слова, что «жизнь без сознательных идеальных стремлений печальна, бесцветна и бесплодна». По Пирогову гуманистический идеал для растущего человека подразумевал формирование у него высокого достоинства, умения видеть достоинство и в других людях, это всестороннее, свободное развитие личности на основе многообразия форм самореализации человека в деле освоения им ценностей всей мировой общечеловеческой культуры.
В достижении идеала высоконравственной личности, по Пирогову, должны соединиться усилия самого человека и системы истинного человеческого воспитания. Подлинная ценность человека определяется нравственным достоинством, благородной направленностью его деятельности, стремлением к добру и справедливости, соответствием слов и дел.
Нравственное формирование личности нельзя считать завершенным, если у человека не выработалось сознательное стремление к самосовершенствованию, желание путем наряженной внутренней работы выработать у себя твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, развить у себя волю и характер, необходимый для борьбы за свои убеждения.
Нравственно сформированный человек имеет твердую мировоззренческую позицию и действует в соответствии с ней. Это требует неустанной работы над собой, умения вглядываться в свой внутренний мир, честно признавать свои ошибки и недостатки, преодолевать в себе неизменные и эгоистические стремления».
В данной связи педагог требовал от школы «подготовки людей способных стать руководителями жизни, а не ее слугами; подготовки сознательных работников, а не бессловесных исполнителей; членов общества, способных не приспособляться к житейскому злу и уживаться с ним, а людей, научившихся понимать это зло и умеющих бороться с ним».

Самый гуманный попечитель
Публикация статьи «Вопросы жизни» очень существенным образом изменила судьбу самого Николая Ивановича Пирогова. По предложению министра народного просвещения А. С. Норова в начале октября 1856 года он занял должность попечителя Одесского учебного округа. Как писали в советской истории педагогики, это произошло «под давлением передовой общественности». На самом деле назначение состоялось по настоянию постоянно поддерживающих Николая Ивановича Великой княгини Елены Павловны и Великого князя Константина Павловича.
В сферу образования Николай Иванович Пирогов пришел в возрасте 45 лет, человеком зрелым, со сложившимися глубокими и стойкими убеждениями, оригинальной и целостной философской картиной мира, продуманной концепцией реформирования процессов образования молодежи.
Для Николая Ивановича это было, конечно, очень серьезное решение. Ведь не только кардинально менялась сфера его профессиональной деятельности – педагогика на медицину, но изменялось и ее содержание. Вместо привычной научной, преподавательской работы, врачебной практики ему предстояло на генеральской должности заниматься серьезной административной деятельностью. Как написал Н.П. Сакулин «знаменитый хирург проникся чисто евангельской верой в воспитание и решается на настоящий жизненный подвиг: он круто порывает со своим славным прошлым и делается педагогом».
Сохранились письма Пирогова, где он описывал свое душевное состояние в связи с назначением. Великому князю Константину Павловичу он писал: «Как отец и как русский, я постигаю всю важность воспитания для нашей земли и искренне желаю его видеть основанным не на одних временных потребностях страны, но на началах более глубоких и верных».
А в письме верному другу баронессе Ф.Э. Реден он так изложил свое кредо: «Я от своей независимости и от своих убеждений не отказываюсь. И ничего не ищу. Если действительно желают, чтобы я мог быть полезным, то пусть меня не останавливают на полпути; этими полпутями я следовал уже много раз: теперь я не хочу больше действовать против своей совести и своих убеждений; для этого я может быть слишком хорош, может быть слишком глуп».
Теплый луч солнца
Результаты деятельности Н.И.Пирогова на посту попечителя сначала Одесского, а после отставки с этой должности с сентября 1858 по март 1861 года – попечителя Киевского учебного округа всегда оцениваются двояко. С одной стороны, отмечается безусловный мощный личный вклад Николая Ивановича, как он сам себя называл «попечителя – миссионера», в развитие просвещения и образования на территории этих учебных округов, который проявлялся буквально во всем.
В этом же ракурсе он последовательно ратовал за право преподавателя на творческий, самостоятельный поиск, применение новых подходов в учебной деятельности. Он считал принципиально важным чиновникам не вмешиваться в педагогическую деятельность, не мешать учителю, не препятствовать его деятельности, но создавая при этом атмосферу, стимулирующую педагогов к напряженной работе.
В данной связи он отстаивал необходимость проведения периодических съездов для преподавателей, и как он называл – «экстраординарных педагогических совещаний», на которые Пирогов приглашал своих помощников по управлению округом, директоров учебных заведений и преподавателей. Их цель заключалась «в выработке в педагогической среде общественного мнения, в котором гуманист видел надежнейшее средство для уничтожения педагогического произвола».
Пирогов напрямую, вне чиновнических иерархий, общался со студентами и гимназистами. Принимал их у себя дома, выслушивал откровенные рассказы о реальном положении в образовательных учреждениях и предпринимал по полученной информации соответствующие управленческие действия.
Разумеется, с таких позиций им кардинально пересматривалась и роль попечителя учебного округа: быть миссионером и проповедником, а не диктатором и законодателем. Как отмечал Н.П.Сакулин, свои надежды Пирогов возлагал «на общественное мнение и на рост педагогических идеалов в среде самих наставников. Не желая действовать одним внешним давлением, он старался направлять школу, а командовать ею, помогать творчеству педагогов, а не связывать их предписаниями. Попечитель не только не считал себя непогрешимым далай-ламой, но и постоянно в статьях и циркулярах просил советов у родителей и педагогов. «Попечитель – оригинал» не приказывал, а доказывал. Он ценил сознательное и искреннее сочувствие его идеям, а не внешнее подчинение ему как начальнику».
Разумеется, излишне отмечать, что вся эта деятельность Н.И.Пирогова как попечителя учебного округа вызывала решительное неприятие со стороны образовательных чиновников всех уровней. Однако «бесконечная любовь к человеку заставляла его работать с железной настойчивостью на пользу человечеству».
Как отмечал в данной связи А.А.Мусин–Пушкин, «это был редкий Попечитель – вдумчивый философ, всегда проводивший серьезную педагогическую реформу, заранее всесторонне продуманную, являющуюся результатом не случайной мысли, а целой педагогической системы, неукоснительно им проводимой».
Хорошо о месте и роли Николая Ивановича в развитии российского образования написал Н.П.Сакулин: «Вошел Пирогов в русскую школу, и в ней сразу стало светло и радостно. Он как бы распахнул двери в затхлые подвалы дореформенной школы, и сюда ворвался теплый луч солнца, струя свежего воздуха, шум жизни. Старому заматерелому в рутине педагогу не оставалось ничего другого, как собрать свои обломанные розги и истрепанные учебники, и с мрачным видом покинуть класс обновляемой школы. Пирогов явился педагогом-освободителем: он внес в школу такие освободительные начала, которых не знала дореформенная школа, и в которых нуждалась Россия. Под его непосредственным влиянием начала быстро развиваться наша педагогическая мысль. Пирогов рисуется нам одной из крупнейших фигур своей эпохи, человеком, воплотившим в себе дух реформаторства и свободы».

Идеализм и любовь к человечеству
Достоинством Николая Ивановича является то, что он не ограничился декларированием общих подходов к воспитанию человечности, но и предложил продуктивные методы и формы достижения такой высокой цели.
Сам Н.И. Пирогов так писал об этом «Итак, я остаюсь при моем убеждении, что, задавая себе вопрос, чего мы желаем, мы открываем себе путь к идеальной стороне каждого дела; решая этот вопрос, мы узнаем, насколько мы еще отделены от идеала, и с тем вместе узнаем самих себя. Ясно ли это для других – не знаю; но я, при моем складе ума, никогда не пойму, что бы идеал, как ложный признак недосягаемого совершенства, не мог руководить нас ни в действиях, ни в суждениях. Идеальное мне представляется нитью электрического телеграфа, один конец которого тянется к нам чрез всю земную жизнь, а другой исчезает в беспредельности. Как идея времени, пространства, числа и меры, так и идея совершенства, служащая незримою мерою наших действий, присущи человеку».
В достижении идеала высоконравственной личности, по Пирогову, должны соединиться усилия самого человека и системы истинного человеческого воспитания. Подлинная ценность человека определяется нравственным достоинством, благородной направленностью его деятельности, стремлением к добру и справедливости, соответствием слов и дел.
Так, например, в качестве главных воспитательных факторов им признавались такие категории как Совесть и Стыд. Наказание должно быть естественным следствием из совершенного проступка. Он вопрошал: «Неужели нужно у ребенка поставить совесть в зависимость от розги? Хорошо ли приучать совесть, это свободное чувство человека с самых юных лет его, в зависимости от телесных или даже и духовных, но более зависимых ощущений».
Именно поэтому он решительно выступал против телесных наказаний учащихся или стремился их максимально ограничить, что ему и удалось в рамках Киевского учебного округа. Мыслитель-гуманист был глубоко убежден, что любое внешнее наказание избавляет наказываемого от главного мук совести, переживания стыда. И этим делает само наказание не просто бессмысленным, но и крайне вредным для процесса воспитания человека. Оно, по сути, лишает педагога важнейших воспитательных средств апеллирования к стыду и совести.
Что бы поднять нравственность гимназиста и студента, он ввел в гимназиях и университетах товарищеские суды. Пирогов считал, что этот «совестный, товарищеский суд» будет содействовать обузданию произвола личности, влиять на развитие нравственных чувств, и что особенно ценно в нем, это переживание этих чувств на практике. Гуманист также «надеялся этим вызвать в юношестве более отзывчивое и энергичное отношение к вопросам общественной нравственности».
Известно, что ученый-педагог был убежденными сторонником классического образования, понимая под этим школу – идеал, в основании которой лежат древние языки.
Вместе с тем при определении содержания общего образования он решительно придавая приоритет гуманитарным знаниям над реальными, подчеркивал важное значение изучения «явлений природы». Пирогов писал в данной связи, «мы почитаем для общечеловеческого образования столько же необходимым знание древних и новейших языков, как и математических, и естественных наук».
Личностно-ориентированный подход
Особо подчеркнем, что подходы Н.И.Пирогова во многом предвосхитили парадигму трудовой школы. При этом он высоко ценил методику преподавания, в основе которой лежал личностно-ориентированный подход. Сам всюду вносивший вдохновение и творчество Н.И.Пирогов свято верил в образовательно-творческие силы человек и делал акцент на творчески-развивающие способы активизации познавательной деятельности учащихся. По выражению А.Н. Острогорского «главнейшими методическими задачами он ставил развитие способности владеть своим вниманием и полное понимание приобретаемых знаний, благодаря которому они усваиваются сознательно и прочно».
Главным для педагога выступали сознательное субъектное участие школьников в образовательном процессе и организация диалога между наставником и его питомцами. Поэтому, шокируя педагогическую общественность и чиновников, Н.И.Пирогов последовательно выступал против таких незыблемых основ образовательного процесса как экзамены и оценки. В них он видел лишь торжество, столь ненавистной ему формы над реальным содержанием образования.
При этом надо учитывать мудрое суждение А.Н.Острогорского, подчеркивающего, что «система Пирогова – цельная система. Вынь из нее один камень, начнут выпадать один за другим и остальные». По выражению В.А.Волковича: «про Пирогова можно сказать, что вся педагогическая система его есть глубокое воплощение личности его. Центральным ядром педагогической системы Н.И.Пирогова является идеализм и любовь к человечеству».
Сам мыслитель прекрасно понимал «идеальный» характер своей педагогической концепции. Он писал, обращаясь к обществу: «Вы скажете, что это общие риторические фразы. Но я не виноват, что без них не могу выразить того идеала, которого достигнуть я так горячо, так искренне желаю и моим, и нашим детям. Не требуйте от меня большего; больше этого у меня нет ничего на свете».

Школа-лаборатория будущей жизни
Средоточием непрерывных размышлений Н.И.Пирогова являлась проблема взаимоотношения школы и общества, школы и жизни. Здесь он равно отвергал оба существовавших тогда варианта. Ему было неприемлемо искусственное отгораживание школы от жизни путем организации воспитания в закрытых учебных заведениях, что составляло основу идеологии Просвещения. Но и подчинять жизнь и строй школы существующим государству, церкви и особенно обществу, которое он считал глубоко порочным, мыслитель тоже решительно отказывался.
Именно в этом ракурсе Пирогов принципиально расходился с воспитательной деятельностью, как семьи, так и общества, и государства. Ему в равной мере были неприемлемы и общественные устремления, в прикладной плоскости центрирующие процесс воспитания только на «земной жизни» и государственная образовательная политика, рассматривающая личность ребенка и цели воспитания исключительно инструментально. В то время как они «должны помогать достижению всецелого и всестороннего развития способностей и добрых наклонностей ребенка.
Вместе с тем гуманист отвергал и традиционные приоритеты семейного воспитания, которые он считал сугубо утилитарными: профессиональная подготовка ребенка, чтобы обеспечить ему в будущем кусок хлеба, желательно за счет общества и воспитание его в соответствии с нормами того сословия, к которому принадлежат родители. «Без сомнения, писал Н.И.Пирогов, и отцы, и общество должны заботиться о будущности детей; но это право ограничивается обязанностью всесторонне развивать все целое и все благое, чем наделил их творец, другого права нет и быть не может без посягательства на личность, которая одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом .
Разрешение сложившегося противоречия виделось Пирогову в превращении школы в лабораторию выращивания государственных и общественных идеалов и последовательного распространения этих высоких идеалов на жизнь общества. То есть школе в его философии образования придавалась опережающая и формирующая по отношению к общественным структурам роль. Школа должна была «восстановить свое прямое предназначение – быть руководителем жизни на пути к будущему».
В данной связи педагог требовал от школы «подготовки людей способных стать руководителями жизни, а не ее слугами; требовал от нее подготовки сознательных работников, а не бессловесных исполнителей; членов общества, способных не приспособляться к житейскому злу и уживаться с ним, а людей, научившихся понимать это зло и умеющих бороться с ним». Особое место в его системе идей и взглядов занимала сфера организации и управления образовательной деятельностью. Традиционно подчеркивается широкий демократизм его подходов к сфере образования. Действительно в соответствии со своими общечеловеческими установками Н.И.Пирогов принципиально выступал против любых ограничений для детей в получении образования.
Он решительно отвергал национальные, религиозные, социальные и сословные ограничения. Его идеалом являлась непрерывная система образования, где каждый желающий и способный мог бы без каких-то внешних препятствий пройти общий гимназический курс и получить университетское образование. По убеждению Пирогова «идеально нормальное состояние просвещения в обществе было бы то, если бы все, без различия, одним путем вступали в жизнь: путем широким университетским».
В соответствии с этим им предлагалась следующая идеальная модель образовательного процесса: общее образование-воспитание человечности; университетское образование-выбор сферы деятельности; последний курс университета и начало трудовой деятельности – непосредственное определение человека с той узкой сферой деятельности, которую он выбрал своим жизненным поприщем. Благодаря реализации такой миссии образования по убеждению Н.И.Пирогова и было возможно смягчить социальные противоречия и уничтожить различные касты.
Подобный же самый широкий демократичный подход распространялся им и на сферу управления образованием, которую он считал необходимым строить на основе принципов децентрализации и автономности, а также самой широкой гласности. При этом основной акцент делался им на максимально возможное развитие автономности, самодеятельности и самостоятельности образовательных учреждений, прежде всего, через коллегиальную деятельность их выбираемых педагогических советов, которые должны были решать все основные вопросы школьной жизни, в том числе и выбирать директора учебного заведения. По его замыслу школа должна была стать открытым для общества учреждением, а материалы педагогических советов должны были публиковаться для обсуждения в городских газетах.
Идеальный педагог
Просветитель с беспокойством подчеркивал, что «для распространения общечеловеческого образования у нас не достает лиц, знакомых с современными достижениями педагогики». При этом он прекрасно отдавал себе отчет, что «талантливые, проницательные и добросовестные воспитатели так же редки, как и проницательные врачи, талантливые художники и даровитые законодатели. Число их не соответствует массе людей, требующих воспитания.
В данной связи Николай Иванович выдвинул и обосновал «гармоничное сочетание строгих требований, предъявляемых к «идеальному педагогу» ряд принципиальных требований к деятельности учителя и особенно организации его подготовке к педагогической деятельности. По его убеждению «для осуществления идеала необходимо владеть вдохновением, убеждением без сомнений в том, что идеал высшая задача жизни».
Учитель в процессе преподавания педагог должен был широко применять наглядность, а главное на уроке должно было постоянно звучать вдохновенное учительское слово, содействующее «развитию душевных способностей учащихся».
В данной связи Пирогов подчеркивал, что «просвещение никогда не достигнет настоящей цели, если наставник гимназии преподаванием наук не разовьет способности учащихся, не возбудит в них любовь к предмету. Не сама наука, а стройное методическое приготовление умственной восприимчивости учащихся к науке и возбуждение самостоятельности ума – цель гимназического учения».
Для реализации данной задачи он предлагал такие методы и формы как диспуты, литературные и исторические и другие научные беседы. Их цель состояла в том, чтобы «подготовить молодежь к университетскому труду, развить в них самодеятельность, которую мы должны считать венцом обучения в средней школе».
Учитель в процессе преподавания педагог должен был широко применять наглядность, а главное на уроке должно было постоянно звучать вдохновенное учительское слово, содействующее «развитию душевных способностей учащихся».
В результате на уроке и в целом в школьной жизни должна была возникнуть и утвердиться особая атмосфера – нравственных связей и взаимного доверия между педагогами и их воспитанниками. Возникал, столь ценимый Пироговым, идеал « школы дружно-трудовой жизни учащихся».
Вместе с тем Н.И.Пирогов выдвинул и обосновал «гармоничное сочетание строгих требований, предъявляемых к «идеальному педагогу» ряд принципиальных требований к деятельности учителя и особенно организации его подготовке к педагогической деятельности. По его убеждению «для осуществления идеала необходимо владеть вдохновением, убеждением без сомнений в том, что идеал высшая задача жизни».

Остановили на полпути
Вместе с тем если посмотреть на это со стороны личной карьеры, то его деятельность, действительно, вряд ли можно признать успешной. Причины отставок Н.И.Пирогова с постов попечителя учебных округов, разумеется, объясняются тем жестким противостоянием, которое он встретил со стороны всего бюрократического аппарата, мгновенно почувствовавшего в нем опасного чужака.
Резкое недовольство со стороны влиятельных русских националистов вызывала его стремление к созданию равных условий для получения образования поляков и евреев. В этом, естественно, виделись не только опасные политические последствия, но и «притеснение интересов русского народа».
Крайне опасной считалась деятельность попечителя по просвещению широких слоев трудящихся, выразившиеся, в частности, в поддержке открытия в Киеве первой воскресной школы. Эти школы сразу же попали под подозрение, прямо скажем небезосновательное, в распространении революционных идей.
Подчеркнем, что обвинения, которые предъявлялись Н.И.Пирогову, были достаточно традиционны для реформаторов в сфере образования. Особенно раздражал бюрократию его подлинный демократизм, стремление решительно поддерживать различные формы самодеятельных организаций и объединений студенчества, гимназистов старших классов. В этом чиновничеству виделась исключительно опасность распространения «вольнодумства и нигилизма».
Непосредственным же поводом стал решительный отказ, высказанный Н.И.Пироговым на личной встрече с императором Александром II, выполнять надзорно-полицейские функции по отношению к студентам, которые с начала 1861 года возлагались на попечителей учебных округов.
Все эти обстоятельства и привели согласно указу от 13 марта 1861 года к увольнению Пирогова с поста попечителя Киевского учебного округа. Пирогова опять «остановили на полпути». Как с горечью написал Николай Иванович в частном письме баронессе Реден «во мне не хватает чего – то, чем необходимо обладать, чтобы быть приятным и казаться полезным».
Итак, сразу после отмены крепостного права и начала этапа прогрессивного развития всех сторон общественной жизни, особенно образования, Николай Иванович парадоксально и несправедливо оказался не у дел, хотя как раз наступало его историческое время.
Подчеркнем, что исследователи педагогической деятельности Н.И.Пирогова, отдавая должное его высоким идеалам, именно в них видели коренную причину того, что он потерпел в итоге карьерную неудачу на просвещенческом поприще. Однако это не совсем так. Более того, именно идеализм Пирогова разрешал все проблемы. Его слово – это было дело, вечная борьба за идеал.
Как отмечал Н.С. Державин «Пирогов воспитал в себе лучшие идеалы великой эпохи, эпохи широкого гуманизма и просветительных идей, и внес их в свою педагогическую деятельность. Он хотел поднять современную ему школу до уровня своих высоких идеалов, и, если достичь этого ему и не всегда удавалось, то, конечно не потому, что в нем не было достаточно энергии, воли, настойчивости и характера, не потому что идеалы его были слишком далеки от действительных нужд современной школьной жизни. Идеалов жизни Пирогов не мог осуществить в сфере своей школьной работы, потому что в окружающей его жизни эти идеалы были еще только намечены».
Почетная отставка
Правительство еще дважды обращалось к Николаю Ивановичу с предложениями послужить на педагогическом поприще. Сначала новый министр народного просвещения А.В.Головнин предложил Пирогову провести своеобразную ревизию постановки учебного процесса на медицинских факультетах российских университетов, с целью совершенствования этой деятельности. Но этот проект так и не получил своей практической реализации.
А вот другое предложение оказалось осуществленным. Весной 1862 года Н.И.Пирогов был командирован за границу «для исполнения разных трудов по учебной и педагогической части». Главное поручение министра народного просвещения состояло «в руководстве и направлении молодых людей, готовящихся к профессорской деятельности». И здесь Николай Иванович проявил свои способности и столь присущую ему, ответственность. Он посетил свыше 20 европейских университетов, ознакомился с построением в них образовательного процесса. Умело направлял научную работу молодых ученых и поддерживал их стремления и начинания.
Однако в 1866 году после покушения Д.В.Каракозова на Александра II и начавшейся смены политического курса, связанного с постепенным сворачиванием реформ, Н.И.Пирогов был отозван в Россию и 17 июня 1866 года отправлен в отставку. Причем по смехотворному внешнему поводу, изложенному министром народного просвещения Д.А. Толстым в докладе Александру II следующим образом: «Принимая во внимание, что наши университеты преимущественно нуждаются в профессорах по наукам филологическим, я нахожу, что пребывание за границей Н.Пирогова, как специалиста по наукам медицинским, не представляется существенно необходимым для наших профессорских кандидатов»
После этого к педагогической деятельности Николай Иванович больше не вернулся. Поселившись в своем небольшом имении с. Вишня Подольской губернии (ныне Винницкой области) продолжил частную врачебную деятельность.
Вместе с тем было бы совершенно неправомерно исключать это итоговое время из общего процесса развития системы педагогических идеалов Н.И.Пирогова. Главное содержание периода от конца 1860-х годов до его смерти состоит в осмыслении им в «Дневнике старого врача», который Пирогов писал буквально до последнего вздоха, своего жизненного, в том числе и педагогического пути, и формулирования на этой основе корпуса значимых идей.
По выражению Ф.А.Кони «оставленный Пироговым «Дневник старого врача» дает возможность заглянуть в его душу не как общественного деятеля и знаменитого ученого: он дает возможность услышать голос сердца человека, того человека, которого Пирогов хотел воспитать бы в каждом юноше. Это сердце преисполнено глубокой и трогательной веры в высший Промысел и умиления перед заветами Христа. Жизнь учит, что Христос имел много слуг, но мало действительных последователей. Одним из них был Пирогов».
Впечатляющую характеристику личности Н.И.Пирогова дал известный психолог И.А.Сикорский: «Подобно всем великим людям Пирогов, уже в самую раннюю пору жизни, восчувствовал в себе широкую программу своего существования и всю ее исполнил до конца, не взирая на ее сложности и размеры. В течение всей жизни он проявлял чрезвычайную, настойчивую, неустанную деятельность. Одаренный колоссальным самообладанием он был стоек, терпелив, смел, бодро переносил удары судьбы. Несокрушимая воля составляла главный нерв его натуры и дала ему возможность закладывать и строить здание там, где почва еще вовсе не была готова. С редкою силою воли, у него соединялась глубина и проницательность нежного сердца, дававшая ему возможность чувствовать пульс жизни и событий там, где взор обыкновенного человека ничего не замечал».
«Милосердие, долг, самоотверженность»
Николай Иванович скончался 23 ноября (5 декабря) 1881 года в своем имении в с. Вишня Подольской губернии (ныне Винницкой области). Пирогова можно рассматривать как лидера гуманистической антропологии и поставить в один смысловой ряд с двумя другими великими врачами и педагогами – Янушем Корчаком, вошедшим вместе со своими воспитанниками в газовую камеру, и миссионером Альбертом Швейцером, построившим госпиталь в Экваториальной Африке.
Деятельность Н.И.Пирогова, система его педагогических идей и взглядов на протяжении более полутора веков постоянно подвергалась изучению, трактовке и оценке с позиций современного на тот период положения системы образования.
При этом подчеркнем, что при общей несомненной позитивной оценке присутствовал определенный хронологический диссонанс. Одни считали педагогические взгляды Пирогова устаревшими, относящимися к допетровской церковной педагогике, а другие – их было абсолютное большинство – относили их к самому далекому будущему, которое, впрочем, вряд ли когда-нибудь наступит.
В 1910 году педагогической общественностью широко отмечалось столетие со дня рождения Н.И.Пирогова. Среди прозвучавших тогда многих выступлений и суждений в юбилейных книгах и статьях выделим суждение известного общественного деятеля С.А.Золотарева: «Чествование Пирогова не может ограничиваться одним только признанием его исторических заслуг. Его мысли нужны нам самим. Исторические имена то ж, что боевые знамена. В благоговейном молчании подходят к ним, когда они хранятся в музеях и пантеонах. Но, чтобы попасть туда, они раньше должны были реять в воздухе, среди бранного шума над местом ожесточенной схватки. Имя Пирогова заслуживает бессмертия и зовет наше учительство не к праздному восторгу, а к организованной борьбе за свободную единую школу, за права личности и учащих и учащихся, за торжество научной истины и общественной правды“.
Высокую и точную оценку дал ему П.Ф.Каптерев: «Мы имеем в нем убежденного педагога-гуманиста и притом интеллектуалиста чистой воды. Пирогов отходит от нас не в прошедшее, а в будущее, становится не позади, а далеко впереди нас. Ему еще предстоит жизнь, его время еще придет, то есть осуществление его идей, еще не выполненных в настоящем, принадлежит будущему. Его можно сравнить с Вифлеемской звездой, показавшей путь волхвам к истине – Христу».
Значимо, что Указом Президента Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 404 учрежден орден Пирогова как государственная награда Российской Федерации. Орденом награждаются «граждане России за самоотверженность при оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий, военных действий и других обстоятельствах, сопряжённых с риском для жизни». Девиз ордена Пирогова очень точный — «Милосердие, долг, самоотверженность».
Учреждение ордена Пирогова в современной России произошло в условиях пандемии COVID-19: первыми кавалерами награды стали медицинские работники и волонтёры, отличившиеся в борьбе с распространением коронавирусной инфекции.
Сейчас, когда в российском образовании вновь самое серьезное внимание обращено к вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания, идеи и взгляды педагога-гуманиста приобретают особую актуальность. Складывается убежденность, что, наконец – то наступает время Пирогова. Воистину, такие люди как Николай Иванович уходят только для того, чтобы остаться навсегда.
Подводя итоги трактовке педагогических идеалов Н.И.Пирогова, подчеркнем, что исследователи его педагогической деятельности, отдавая должное его высоким идеалам, именно в них видели коренную причину того, что он потерпел в итоге карьерную неудачу на просвещенческом поприще. Однако это не совсем так. Более того, именно идеализм Пирогова разрешал все проблемы. Его слово – это было дело, это вечная борьба за идеал.
Автор: Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института содержания и методов обучения имени В.С.Леднева, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Комментарии