В аппарате Министерства образования и науки Республики Калмыкия практически все сотрудники во главе с министром Николаем Манцаевым состоят в профсоюзе. По признанию председателя Калмыцкого республиканского комитета профсоюза Антонины Коокуевой, еще ни один министр образования в регионе за все время деятельности Общероссийского Профсоюза образования не понимал так верно его значение для развития отрасли. Не случайно именно в период его руководства впервые за много лет появилась возможность осуществить строительство жилого комплекса для учителей. Министр с гордостью называет его «наш». И не без оснований: реализация идеи началась с безвозмездного выделения подведомственной министерству земли под строительство жилья для педагогов.Николай Гаряевич как руководитель республиканского уровня мыслит стратегически, да и может ли быть по-другому, когда речь идет об образовании, которое по своей сути является государствообразующей отраслью. Одним из важных направлений деятельности министерства он считает взаимодействие с профсоюзом.
– Такого рода партнер нам необходим, – убежден Николай Гаряевич. – И на это есть несколько причин. Профсоюзы не только представляют социально-экономические интересы работающих, они инициируют решение многих вопросов, связанных в том числе и с государственной политикой. Часто профсоюзы выступают в роли структуры, обеспечивающей обратную связь при реализации различных проектов. При этом они не только информируют органы власти о тенденциях, которые формируются в обществе в связи с их реализацией, но и предлагают пути решения возникающих проблем, выработанные во взаимодействии с родителями и педагогами.Конечно, у нас тоже есть стратегические цели в области социальной политики. Но профсоюз не дает успокаиваться и, как говорится, держит руку на пульсе, то есть реагирует на то, как развивается общество, какие цели и в какой приоритетности оно ставит.- Какие тенденции в развитии общества вы бы отнесли к негативным, из тех, что имеют отношение к образованию?- К сожалению, в современной России при реализации проектов, в том числе и национальных, больше внимания уделяют конкретным мероприятиям и в качестве целевых показателей используют количественные значения (количество создаваемых мест, проведенных занятий и т. п.). Но в Указе Президента России от 7 мая 2019 года для системы образования поставлены две цели:- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.Первая цель предполагает достижение определенных количественных показателей, но реализация второй цели предполагает формирование принципов воспитания, направленных на развитие социально ответственной и гармонично развитой личности.После того как советская система развалилась, многие боятся понятия «идеология. Но мы работаем с детьми и молодежью и прежде всего сами должны понимать, к чему ведем, что в результате хотим получить. Если не решать глобальные задачи, связанные с идеологией, формирующей общество, то излишний рационализм, приоритет рынка приведут к его деградации.Сейчас многое зависит от того, как мы будем управлять. Управление – это целенаправленное воздействие на процесс. То есть, прежде чем воздействовать, мы должны понять, что хотим получить в результате. Решение огромного количества задач без осознания основной цели может привести к трагическим последствиям.Многие цели у министерства с профсоюзом совпадают, поэтому наше взаимодействие имеет результат.- Действительно, одна из очередных целей достигнута: недавно сдан в эксплуатацию жилой комплекс для педагогов, строительство которого инициировал профсоюз. Как появилась идея отдать землю под строительство домов для учителей?- Когда я узнал о том, что мы можем бесплатно передать землю, подведомственную министерству, профсоюзному жилищно-строительному кооперативу, решил этим вопросом заняться лично.Тогда было непростое время. Две строительные фирмы обанкротились, до сих пор несколько домов в Элисте не достроены. Мы с Антониной Ивановной понимали, что речь идет не только о нашей личной репутации, но и о репутации министерства и рескома. Сейчас, после того как комплекс сдан, глава республики Бату Сергеевич Хасиков дал задание нам с профсоюзом подготовить предложения, уже с учетом современных условий, каким образом можно еще что-то сделать для учителей в сфере жилищного строительства.- Насколько я знаю, планируется продолжить целевое строительство жилья.- Да, продолжение будет. Пока нельзя однозначно сказать, в каком формате. Современное законодательство, связанное с долевым строительством, в корне поменялось. Но, думаю, мы найдем выход, есть спрос, и с нашей стороны есть желание удовлетворить этот спрос. Главное, у нас однажды уже получилось. Многие наши республиканские министерства стартовали с подобными проектами по строительству жилья, а до финиша дошли пока только мы.Еще один вариант решения проблемы в том, чтобы правительство выкупало часть квартир в строящихся комплексах для бесплатного предоставления молодым педагогам. На данный момент никакого жилищного фонда у отрасли в регионе нет, мы в любом случае такой фонд должны создавать.Конечно, встанет вопрос, как определять, кто из вновь пришедших учителей достоин бесплатного жилья. Всех обеспечить квартирами мы не сможем. Тем не менее критерии определить можно: есть семейные пары педагогов, пары с детьми, есть те, кто в силу разных причин потерял жилье, был обманут недобросовестным застройщиком. Думаю, в таких случаях правительство может взять на себя решение квартирного вопроса. Или почему бы не поддержать молодых педагогов, если они оказываются среди лучших на российском уровне, например, в конкурсе «Педагогический дебют»?Лучшие кадры наиболее востребованы. Вот только один пример. Наша молодая учительница Марина Николаевна Горбанева несколько лет назад попала в число 15 лауреатов конкурса «Учитель года России», сейчас она живет и работает на Ямале, возглавляет департамент образования в одном из районов.Да, из-за разницы в заработной плате у нас идет серьезная миграция. Этот вопрос часто поднимает и министр просвещения РФ Ольга Юрьевна Васильева. Я в свое время занимался вопросами Севера, будучи проректором Полярной академии в Санкт-Петербурге, и хорошо знаю, что большое количество педагогов из Калмыкии работают там. Только в Провиденском районе Чукотского автономного округа в четырех школах из шести директора и еще более 30 учителей – из нашей республики. Много наших педагогов в Якутии.С этой тенденцией мне как министру образования бороться сложно, зарплата учителя на Чукотке почти на сто тысяч рублей больше, чем у нас. Люди, работая там, имеют возможность купить жилье не только себе, но и своим детям. А наша республика по уровню заработной платы восьмая снизу. Понятно, что уровень оплаты труда учителей зависит от состояния экономики субъекта РФ. К сожалению, последние годы мы теряем основной ресурс региона – это высококвалифицированные педагоги.- Значит, основное богатство – люди?- Без сомнения. По данным рейтингового агентства РАЭКС, Калмыкия в 2018 году заняла первое место по числу поступивших в вузы Москвы и Санкт-Петербурга среди всех регионов в пересчете на сто тысяч человек. Наша задача – вернуть этих молодых людей на малую родину после окончания вузов.Я прекрасно понимаю, что в отрасли и регионе мы должны создавать условия для молодежи. У нас есть различные выплаты, в том числе единовременная выплата для молодых специалистов-учителей в 100 тысяч рублей. Причем в этом году в республиканский бюджет было заложено 3 миллиона рублей на выплаты 30 учителям, а соискателей оказалось более 50. Конечно, выплату получат все они. Кроме того, поддержка молодых идет на уровне муниципалитетов.Тем не менее материальных ресурсов недостаточно, приходится выбирать правильные приоритеты, чтобы удержать молодежь в регионе, а это непросто. Но мы работаем над этой проблемой.- Чего, на ваш взгляд, не хватает педагогическому образованию, чтобы быть более эффективным?- Современное образование немного по-другому устроено, чем раньше. Специалитет в большинстве вузов отменили несколько лет назад. Теперь есть бакалавриат, который дает некое базовое образование для получения определенной квалификации, и магистратура – более узкое направление в изучении какого-либо предмета или области знаний. Думаю, нужно было оставлять специалитет для педагогических специальностей, а не только медицинских.Когда я учился на математическом факультете, геометрию преподавали в вузе с первого по пятый курс. А бакалавр педагогического образования с математическим профилем геометрию изучает один семестр – всего 36 академических часов. Каким образом этот бакалавр будет преподавать математику в школе, если он ее не изучал? Нынешний бакалавр математики довольно глубоко изучает ту же самую геометрию, но у него нет ни одного часа для изучения педагогики и ни одной педагогической практики, то есть к работе в школе он не готов.Многие считают, что если выпускник вуза освоил школьную программу, то он может преподавать ее, но это в корне неверно. Чтобы преподавать тот или иной предмет, надо глубоко понимать его суть, структуру, приоритетные темы для изучения. Именно выхолащивание сути предметной области приводит к непониманию предмета.- А если говорить о воспитании в школе, можно ли, на ваш взгляд, воспитывать в процессе образования?- Литература – это единственный предмет, который призван воспитывать. И основная цель изучения литературы в школе – это не запоминание фабулы тех или иных литературных произведений, а формирование гражданской позиции, человеческих качеств. Преподавать ее нужно не так, чтобы ребенок вспоминал содержание романа или пьесы, а чтобы он мог вникнуть в содержание и вынести из него главное. Литература должна формировать гражданина.Воспитательный эффект нельзя поместить в четкую систему, там очень много иррационального. Это тонкая сфера. Нельзя руководствоваться только логикой. С точки зрения логики человек может быть виноват, а с точки зрения морали он может быть героем. Этот непростой механизм принятия решений в неоднозначных ситуациях должен формироваться на уроках литературы. Иррациональные вещи нельзя преподать, их нужно пропускать через жизнь, через опыт. Надо смотреть фильмы, ходить с детьми в театр, погружать их в ситуацию.- Какое качество в учителе, по вашему мнению, главное?- Учитель должен не только уметь научить, но и постоянно радоваться достижениям своих учеников.- А в чем вы, как социальный партнер, видите непосредственное значение профсоюза для отрасли?- Роль профсоюза как звена между обществом и властью, как я уже говорил, очень значительна. Сейчас общество разобщено даже на селе. Я был крайне удивлен, когда в одном населенном пункте столкнулся с тем, что соседи не знают друг друга. И деятельность профсоюза по консолидации общества, хотя бы в пределах отрасли, по формированию корпоративной культуры очень важна. Я это очень хорошо понимаю, и потому говорю руководителям образовательных организаций на всевозможных встречах и мероприятиях, включая августовские конференции: «Взаимодействие с профсоюзом надо рационально использовать». Например, наш реском профсоюза уделяет внимание профессиональной переподготовке работников образования, выделяет деньги на обучение директоров школ.И главное, у нас с профсоюзом есть общая серьезная задача. Мы ответственны за подрастающее поколение, а значит, за то общество, которое государство получит в ближайшее время. И должны объединить усилия для того, чтобы оно развивалось гармонично. Сфера образования на это способна и к этому призвана.
Комментарии