Сын педагога Ламары Цискаридзе, ученик легендарных репетиторов ГАБТ Марины Семеновой, Галины Улановой, Николая Фадеечева, Николай Цискаридзе с 20 лет был приобщен к педагогической деятельности. Сегодня он возглавляет самую авторитетную в мире школу классического танца – Академию русского балета имени А.Я.Вагановой. Поэтому не случайно его книга выходит в свет именно в День учителя. Во многом эта работа – дань уважения и благодарности великому учительскому труду.
– Николай Максимович, поздравляем вас с новой книгой! Как и когда родилась идея ее создания?
– Как ни парадоксально звучит, но многие хорошие идеи рождаются в неприятных или стрессовых ситуациях. Это было летом 2021 года, когда мы находились в условиях локдауна. Я пребывал в счастливом безделье дома, когда вдруг зазвонил телефон. Услышал голос Ирины Павловны Дешковой, моего преподавателя истории балета в Московском хореографическом училище. С ней мы знакомы и дружны более тридцати лет. Без всяких вступлений она сказала, что сейчас самое время сделать биографическую книгу, это редкий момент, когда я свободен. Так мы начали работать. Я наговаривал свою историю, Ирина Павловна превращала ее в литературу. В итоге возникла книга «Мой театр». Надеюсь, мы не напрасно трудились, но окончательную оценку должны поставить читатели.
– Расскажите о вашем соавторе Ирине Павловне Дешковой.
– Мне было 15 лет, когда в нашей школьной программе появился новый урок «История балета». Его вела Ирина Павловна, в прошлом выпускница Московского хореографического училища. Про учеников она все понимала, знала по своему опыту, что прогульщиков можно найти в столовой или спящими в интернате! (Улыбается.) Но я, конечно, к этой категории не относился. Ирина Дешкова замечательный рассказчик, не только известный историк балета, но и член Союза писателей России, автор нескольких балетных бестселлеров.
Работали над книгой дружно, понимали друг друга с полуслова. Эта книга – наш совместный труд. Ведь устная речь человека и литературный текст – совершенно разные вещи. Необходимо, чтобы читатель слышал не официальное заявление в профком: подлежащее, сказуемое и так далее, а живой голос, его мелодию, свойственные только этому человеку интонации. Иначе читать автобиографии было бы совершенно неинтересно. Также в книге должны быть, как в любом художественном произведении, интрига, драматургия. А это уже дело рук профессионального литератора. Надеюсь, что в этом смысле книга тоже состоялась.
– Почти десять лет вы возглавляете Академию русского балета имени А.Я.Вагановой. Каковы основные принципы работы вашего учебного заведения?
– Чтобы такая школа с мировым именем функционировала, надо работать, как лошадь! (Улыбается.) Я как ректор за все и всех отвечаю: за детей и педагогов, за то, чтобы здание школы находилось в приличном состоянии в смысле ремонта. Перечислять можно до бесконечности…
– Получается, не зря о вас говорят как о трудоголике. А как проходит выходной день Николая Цискаридзе?
– Моя профессия сегодня и прежде предполагает работу, как я уже говорил, круглосуточную. Даже если я нахожусь дома, все равно думаю о школе, учениках, приближающихся съемках. Хотя по своей природе я ленивый человек. Поэтому самым большим удовольствием в выходной для меня является приятное ничегонеделание, чтение книги или просмотр фильма, а любимое место в доме – диван!
– Вернемся к академии. В чем особенности обучения в ней, кроме того, что в программе много предметов, связанных с танцем?
– Балетная школа во многом непохожа на обычную. С 1-го класса у ребенка по десять уроков в день, не считая вечерних репетиций или участия в спектаклях. Как только ребенок поступает сюда, его детство заканчивается. Академия – это не танцплощадка, это место, где получают профессию. Это колоссальный труд, большие физические и психологические нагрузки. Когда мы принимаем в школу ребенка, принимаем каждый раз кота в мешке. За годы обучения около трети детей, если не половина, отсеиваются из-за профнепригодности. У них наступает пубертатный период, и начинаются проблемы: меняются пропорции фигуры, появляется лишний вес. Родители этого не понимают, считают, что их дитя обидели злые люди. Потому я каждый раз к ним обращаюсь с просьбой сто раз подумать, прежде чем отдать ребенка к нам. Ведь балет – это роза с большими шипами.
– Про родителей понятно. А какие сегодня ученики?
– Ученики всегда сложные и очень разные. К большинству непросто найти подход, но мы стараемся. В следующем году у нас юбилей – 285 лет со дня основания. Очень рад, что буду причастен к этому событию, а двери академии для ее учеников всегда открыты.
– Следите ли вы за успехами выпускников?
– Конечно, слежу! И очень переживаю, если случается неудача. Они все мои дети, за которых я в каком-то смысле по-прежнему в ответе.
– Вы являетесь премьером Большого театра. Это звание не имеет приставки «экс», сохраняется за артистом всю жизнь. В чем секрет вашего успеха?
– Он прост, и одновременно его слагаемые очень сложны. Во-первых, я обладал очень хорошими физическими данными, во-вторых, со мной работали профессионалы высшего класса в школе и в театре. В-третьих, я жил своей профессией. Я не работал в Большом театре, я ему служил.
– Большому театру вы отдали двадцать один год жизни. Что он значит для вас?
– Впервые в Большой театр я попал, когда мне было десять лет, – на балет «Щелкунчик» в постановке Ю.Григоровича. И сразу сказал себе: «Все! Теперь я буду здесь!» И никакие преграды, а их было немало, не могли заставить меня отказаться от цели. Этот театр мне снился по ночам, я обожал его зрительный зал в старинном золоте и бархат кресел, сцену, на которой танцевали многие великие артисты, ставили свои спектакли великие хореографы. Я пришел туда танцевать не в надежде на славу, материальные выгоды, заграничные поездки, а чтобы этому театру служить. И делал это с абсолютной самоотдачей двадцать один сезон.
– Кто ваши кумиры в балете?
– Какой-то одной фамилии не назову. Из тех, кого видел на сцене, я всегда восхищался мастерством Майи Плисецкой, Михаила Лавровского, Надежды Павловой, Сильвии Гиллем. Они оказали на меня большое влияние как личности и артисты.
– Могли бы вы назвать три любимые постановки с вашим же участием?
– «Щелкунчик» Ю.Григоровича, в котором я дебютировал на сцене Большого театра, «Баядерка», я танцевал ее в разных редакциях на сцене Большого и Мариинского театров, в Парижской опере, и, конечно, «Пиковая дама» Ролана Пети.
– А что бы вы сказали о сегодняшней ситуации в балете? Влияет ли нынешняя политическая обстановка на искусство?
– В мире все взаимосвязано. Искусство – это отражение нашей реальности через художественный образ. Могу сказать, что я оптимист по жизни, поэтому верю и надеюсь… А что касается классического балета, в этой области мы всегда были, есть и будем первыми. Нерусского классического балета не существует в природе.
– Кто из педагогов был главным для вас? Чему научил?
– Педагог для артиста балета в любой период его жизни – это его мама, папа и все остальные вместе взятые. Мне невероятно повезло. В школе – П.Пестов и М.Крапивин, в театре – Н.Симачев, великие М.Семенова и Г.Уланова, Н.Фадеечев. Здесь комментарии излишни. Каждый из них в разное время вкладывал в меня свои знания, опыт, воспитывал характер, без которого в театре не прожить. Ведущих партий мало, а претендентов на их исполнение много.
– Мама сыграла большую роль в вашей жизни. Что вы можете рассказать о ней?
– Моя мама Ламара Николаевна Цискаридзе была педагогом с очень большим стажем, преподавала физику в школе. Сначала она была яростной противницей моего выбора профессии. Потому что все мужчины в семье – юристы. Но в результате я выполнил ее желание. Завершая танцевать, окончил Юридическую академию, так что я теперь не только ректор, но и дипломированный юрист.
Мама была мощной личностью, талантливым и ярким человеком. Ради меня переехала из Тбилиси в Москву, оставив там мужа, друзей, работу. В общем, мама всем ради меня пожертвовала, всю себя подложила под мои ноги. К счастью, она успела увидеть меня на сцене Большого театра.
– Как она оценивала ваши выступления на сцене Большого? Критиковала?
– Мама ко мне всегда относилась очень критично. Был у нас такой случай: я танцевал не самую выигрышную роль, не в самом приличном спектакле Большого театра «Любовью за любовь». Мама с моим педагогом Пестовым сидели в первом ряду. Я видел, как Петр Антонович ерзал, маялся. Мама сначала держалась, но вскоре ее лицо приняло озабоченное выражение. В финале мы вышли на поклоны, мама не сделала ни одного хлопка. Когда вернулся домой, корил ее. Она ответила, что артисты не очень хорошо танцевали. И добавила: «Но ты молодец! В тюрьму ушел с высоко поднятой головой!» Мой герой – отрицательный персонаж – в финале действительно шагал в места не столь отдаленные. (Смеется.)
– У вас множество регалий: две Государственные премии, звание народного артиста Российской Федерации, три премии «Золотая маска», несколько иностранных наград и т. д. Какая из них наиболее значимая?
– Они все для меня значимы, ими отмечается какой-то определенный этап творческой карьеры. Очень хорошо помню, как с Роланом Пети и Илзе Лиепой мы шли в Кремль на вручение Государственной премии за балет «Пиковая дама». Я тогда сказал Ролану: «Когда Наполеон пришел в Москву, город горел. А вас встречает солнце, и сам президент будет вас приветствовать!»
– С недавних пор вы также являетесь ведущим известной программы «Сегодня вечером» на Первом канале…
– Я работаю на телевидении почти двадцать лет. Был ведущим во «Взгляде», членом жюри многих программ на телеканалах «Россия» и «Культура», так что участие в программе «Сегодня вечером» не является для меня с точки зрения профессии чем-то новым. Больше всего в этой передаче доставляет удовольствие общение с умными, талантливыми и неординарными людьми. Слава богу, их у нас в стране немало!
– Вы родились в Грузии. Часто приезжаете на родину?
– Я родился в Тбилиси, и с этим городом связаны многие счастливые детские воспоминания. Там я впервые увидел балетный спектакль и уже в три года уверял родных, что буду танцовщиком. Бывал в Грузии нечасто, танцевал на сцене Театра оперы и балета. В последнее время провожу там на море часть отпуска.
– Сейчас вы живете на два города: Москва и Санкт-Петербург. Где ваш дом?
– Да, так сложилось, но дом у меня один. Он находится на Фрунзенской набережной. Москва для меня родной город, Петербург – город, где я работаю, очень люблю его архитектуру, парки, музеи, театры.
– А кто ваши близкие друзья? Что вы цените в людях?
– Друзей много не бывает. Я в этом смысле не исключение. В театре понятие дружбы, во-первых, растяжимое, во-вторых, во многом опасное. Я мог убедиться в этом на своем опыте. Люблю людей талантливых и порядочных, такие есть в моем ближнем круге.
– Вас знают как человека прямолинейного и порой резкого в суждениях…
– Мне кажется, что своей жизнью и работой я заслужил возможность говорить то, что на самом деле думаю. Ведь правда все равно когда-то обнаружится. Это не прямолинейность, а честность. Что касается резкости, бывает, но я над этим работаю.
– Николай Максимович, верите ли вы в судьбу?
– В этом смысле я абсолютный фаталист! Верю в предназначение, в судьбу и в приметы. И эта вера никогда меня не подводила.
– Что способно вас вдохновить?
– Хорошая книга или фильм, вид из окна моей квартиры на Москву-реку и Нескучный сад.
– Мы беседуем в преддверии профессионального праздника – Дня учителя. Что бы вы пожелали педагогам – аудитории «Учительской газеты»?
– Прежде всего, дорогие коллеги, всех поздравляю с нашим профессиональным праздником! И желаю вам того, чего бы пожелал себе: мира, здоровья, благополучия и учеников, к которым хотелось бы идти на урок.
Комментарии