Наверное, чем тяжелее жизнь, тем выше и светлее мечта. Мальчик с мечтой о кино родился в самый трагичный день века – 22 июня. Шла третья годовщина окончания войны. Глухое мордовское село Бриловка. Печенная на чугунной печке картошка заменяет счастье. Весной, осенью, да и добрую часть поволжского лета грязь до ушей. Школа в соседнем селе Мордовские Пошаты. До нее несколько километров пешком. Фон жизни даже не черно-белый, а чернее черного. До кино ли здесь!
А будущий директор Госфильмофонда России Николай Бородачев чуть подрос и стал мечтать о том, что в большой зрительный зал придут люди, его земляки. Они будут сидеть даже в проходах, так их будет много. После третьего звонка погаснет свет. И луч кинопроектора, разрезав ночь, унесет их в мечту, которая у каждого своя…- Со второго класса я мечтал стать киномехаником. Как мой старший брат, – начал наш разговор с доброй улыбки Николай Михайлович. – В соседнюю деревню приехала кинопередвижка. Кино показывали в школе. Мой отец был директором школы. Дети рассаживались на полу. Вместо экрана на стену натягивали простыню.Первый фильм, который я увидел, – «Ленин в Октябре» Михаила Ромма. С тех пор на пальце осталась отметина – сунул руку в киноаппарат, хотел перемотать пленку. А там ведь шестеренки вращаются… (Улыбается.) Но это только укрепило мечту стать киномехаником. С детства вел тетрадь, куда записывал названия фильмов, которые посмотрел, имена режиссеров, актеров, сценаристов…Окончил в Саранске профтехучилище. Стал киномехаником.- Сколько же вы за жизнь фильмов посмотрели, Николай Михайлович? Хотя бы приблизительно…- Не знаю… Тысячи… Ту детскую тетрадь давно не веду. Судите сами. Вначале каждого месяца мы просматривали весь месячный репертуар кинотеатра, чтобы правильно выстроить политику кинотеатра. В день по пять-шесть фильмов. И так много лет.- На вашем рабочем столе фотография, где вас обнимает Жерар Депардье, с его дарственной надписью…- Да. Это дорогое мне фото. Мы с Жераром большие друзья. На моей родине, в Саранске, где гражданин России Депардье и прописан, в бывшем кинотеатре «Россия» мы открыли Центр Депардье.- При въезде в «империю» Госфильмофонда я видел баннер: «Добро пожаловать на фестиваль «Белые столбы»!». Если не ошибаюсь, он уже был 21-м по счету?- Не ошибаетесь. Коллекция Госфильмофонда России одна из лучших в мире и самая большая по объему. Она насчитывает более 70 тысяч названий, начиная с немых фильмов братьев Люмьер и заканчивая современными российскими и зарубежными картинами. В ней 334 дореволюционных фильма. Более 20 тысяч картин советского и новейшего периодов истории России. Около 40 тысяч фильмов из 94 стран. В частности, европейское кино, которое было куплено или обменено в советское время.У нас хранятся и сотни тысяч фотографий со съемок фильмов и фрагментов кинолент…Так вот о фестивале «Белые столбы». Он уникален тем, что по коллекции Госфильмофонда можно изучать историю не только России и Советского Союза, но всего мира. К нам приезжают киноведы, кинокритики, режиссеры из разных стран и находят фильмы, считавшиеся потерянными.Немцам отпечатали более 200 копий утерянных фильмов. Американские историки кино работали у нас в архивах и нашли 57 кинолент, которые после революции были куплены Советским Союзом за золото. В Америке они считались утерянными. Десять копий подарены Библиотеке Конгресса США.К слову, мало кто знает, что формат 3D – это российское изобретение 1913 года. Мы восстанавливаем стереофильмы, снятые в первой половине ХХ века.За 20 лет на фестивале «Белые столбы» мы показали более 170 фильмов, которые никто никогда не видел.- Распад Советского Союза наверняка коснулся и Госфильмофонда. «Раздел имущества» был болезненным?- А не было никакого, как вы говорите, «раздела имущества»! Была его попытка. После распада Союза многие республики претендовали на коллекцию, не понимая, что для хранения фильмов нужны строжайшие условия. Казахи даже грозились, что если мы не отдадим им оригиналы фильмов, то они не заключат с Россией договор о сотрудничестве.И Горбачев, и Ельцин готовы были пойти им навстречу, но мы доказали, что сама кинопленка, исходный материал – это собственность Российской Федерации. А на авторские права киностудий бывших республик СССР мы не претендуем. Они остаются за «Беларусьфильмом», за «Казахфильмом», за «Киргизфильмом», за «Одесской киностудией», за «Узбекфильмом» и так далее…Со временем конфликт, который и конфликтом-то назвать трудно, стал угасать. А уж когда случилось ЧП в Грузии, этот вопрос отпал сам собой.- А что случилось в Грузии? Грузинские короткометражки на весь мир гремели. Изумительные по мысли, лаконичности, юмору, игре актеров фильмы…- Грузины брали у нас во временное пользование оригиналы нескольких фильмов. Они сгорели при пожаре на киностудии. Для того чтобы сохранить коллекцию, нужны специальные цеха, гидрометрический, воздушный, тепловой режим… Пленка, на которой раньше снимали кино, была легковоспламеняющейся и взрывоопасной. Помните, поджигая снизу, мальчишки запускали из нее ракеты? Над хранилищами Госфильмофонда даже самолетам было запрещено летать, так как мог произойти взрыв из-за детонации воздуха.Хранить кино всего мира – это дорогостоящее удовольствие. Кинематографисты из бывших братских республик наконец-то стали это понимать.Сейчас у нас хранятся коллекции всех бывших киностудий союзных республик. Реставрация, восстановление кинолент идет по графику. Если видим, что пленка начинает разлагаться, переводим на другую кинопленку или на цифровой формат. Правда, признаться, я не в восторге от цифры. Человечество не выдумало еще лучшего для хранения материала, чем бумага для писателя, холст для живописца, кинопленка для режиссера… Кино существует 120 лет. Первые фильмы братьев Люмьер 1895 года у нас хранятся. В отличном состоянии. То же самое и с кинофильмами бывших советских республик.Каждые три-четыре года форматы меняются. Цифра, как наркотик. Подсадили на него производителей. Меняется формат, значит, надо покупать новое оборудование. Это дополнительные расходы. Чтобы оцифровать один фильм, в среднем требуется 400 тысяч рублей. Сумма варьируется в зависимости от состояния пленки. Некоторые пленки нуждаются в серьезной реставрации – механической, химической или компьютерной…- Николай Михайлович, генеральный директор Госфильмофонда – кто он? Инженер, менеджер, продюсер, киновед, бизнесмен, политик?- Хороший вопрос. (Улыбается.) Все понемногу. И в разных ситуациях кто-то из перечисленных «персонажей» доминирует. Это универсал, который должен разбираться и в науке, и в истории кино, и в психологии подчиненных… А у меня их более 600. Все связано.Я прошел все ступени роста – от ПТУ и помощника киномеханика до заместителя министра культуры Таджикистана, курировавшего кино. Окончил Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ), Душанбинский педагогический институт имени Тараса Шевченко, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГИКиТ) по специальности «экономист-менеджер». Защитил кандидатскую диссертацию.- У вас есть любимые фильмы?- А как же! Из отечественных «Тихий Дон» Сергея Герасимова, «Война и мир» Сергея Бондарчука… Можно перечислить десятки великолепных советских фильмов. Из зарубежного кино люблю пересматривать «Унесенные ветром» Виктора Флеминга, Джорджа Кьюкора и Сэма Вуда, «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, «Пусть говорят» Марио Камуса… Композитор Антон Гарсиа Абрил написал к нему шесть волшебных песен, которые исполнил Рафаэль. Когда мне хочется, что называется, поставить душу на место, я ставлю этот фильм и наслаждаюсь…- Фильмы, что вы назвали, уже «с бородой». А современные?- Современные фильмы смотреть не могу, особенно по телевидению. Это не искусство. Ежегодно снимают 150-160 российских фильмов, а востребованными оказываются максимум четыре-шесть картин. Разве что в последнее время появилось несколько приличных кинолент. «Рай» Андрея Кончаловского, например. Или «Дама пик» Павла Лунгина. В Вене мы устраивали предпремьерный показ этих лент.Во Франции, Чехии, Польше, Португалии, Абхазии у нас есть свои представители. Они показывают российское кино, организуют встречи с кинематографистами.- Вообще за рубежом знают наши фильмы?- И знают, и любят. У Госфильмофонда есть программа «Премьерный показ». Мы показываем европейцам то, что они не видели. Скажем, фильмы 30-х годов. В Марсель возим картины уже 20 лет. Пять лет – в Вену. Показываем наше кино в Париже, в Ницце, в Афинах. Возим фильмы в Абхазию, Приднестровье…В Донбассе показали документальную киноленту «Донбасс. Саур-могила. Неоконченная битва» режиссеров Алексея Елистратова и Ильдара Якубова. В 1943 году тысячи советских солдат сложили головы на Саур-могиле за освобождение советской Украины. Отсюда началось полномасштабное наступление советских войск в Донбассе. Но, как оказалось, это была «неоконченная битва». В фильме есть фрагмент, как украинские националисты во Львове встречают гитлеровцев плакатами «Слава Гитлеру!», «Слава Украине!», как устраивают парад в честь оккупантов. Кадры кинохроники из киноархива Гитлера, который тоже хранится у нас. То, что фюрер смотрел в своем бункере. 85 процентов этого архива хранится у нас, 10 – у англичан, пять – у американцев.Воспитательный потенциал кино огромен! Сужу даже по своей внучке. Она украинка. Маленькой приезжала к нам на каникулы из Украины. Я ставил ей советские мультфильмы. Моя сестра – преподаватель русского языка и литературы – читала внучатой племяннице русские сказки, стихи, рассказы. Внучка без труда поступила в МГУ. Политолог. На четвертом курсе ее послали на стажировку в Штаты. В их группе были студенты из Испании, Италии, Греции, Польши, Литвы… Внучка рассказывала, как на каждом занятии американский педагог «промывала косточки» каждой стране. Дошла очередь и до России. Моя внучка подняла руку и… такую отповедь ей дала! Аргументированно, с фактами в руках, страстно. Разумеется, на английском. Приезжайте, говорит, в Россию, посмотрите своими глазами, а не выдумывайте небылицы. В конце стажировки американский профессор подошла к внучке со словами: «Не знаю, кто кого и чему научил, но я обязательно приеду в Москву посмотреть…»Сейчас многие студенты посматривают в сторону Запада, Штатов. Мечтают уехать из России. А моя внучка говорит: «Дед, даже будут оставлять, не останусь!» Горжусь, что воспитал патриота.Досье «УГ»Николай Михайлович Бородачев – генеральный директор Государственного фонда кинофильмов РФ.Образование высшее, кандидат экономических наук, отличник кинематографии СССР (1988), заслуженный работник культуры РФ (2002), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 2006 год (2007).Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел», секретарь правления Союза кинематографистов РФ.
Комментарии