search
main
0

Николай АЛЕКСАНДРОВ: Любой художественно значимый текст сегодня будет замечен

Редакция Елены Шубиной издательства «АСТ» продолжает серию «Культурный разговор», в которой вышли сборники рецензий Галины Юзефович, эссеистика Дмитрия Воденникова и Михаила Шишкина, лекции Дмитрия Быкова, статьи писателя и кинокритика Татьяны Москвиной… Последней по времени новинкой коллекции «Культурного разговора» стала книга «Все мое» известного писателя и телеведущего Николая Александрова – как гласит аннотация, «опыт свободного размышления, без канонов и жанров, где нашлось место и повести в письмах, и мемуару, и парадоксальной эссеистике, и рассуждениям о вине, гусях и рыбалке. И, конечно,- о литературе, как подсказке, поводу для размышлений над всем на свете». О новой книге, о миграции из критики, типологических чертах телевизионной журналистики и различиях между критическим и художественным способами письма известный писатель и телеведущий рассказал в интервью «Учительской газете».

– Николай Дмитриевич, вы активно выступали как литературный критик, но с 2004 года ваши рецензии стали появляться в прессе все реже. «Если о чем-то и жалею, то не об академической, а о преподавательской деятельности, о том живом контакте с аудиторией, который она давала», – отвечали вы в 2008 году на вопрос о том, сожалеете ли по поводу прекращения филологической карьеры. Почему вы решили бросить этот аспект просветительской деятельности? Хотели выйти на более широкую аудиторию или устали от письменного высказывания?

– А в чем их специфика?

– Отойдя от литературной критики, вы по-прежнему активно занимаетесь просветительством, но несколько в ином ключе: вели передачу про книги на телеканале «Дождь» в 2011‑2012 годах, сейчас – «Книжечки» на «Эхо Москвы» и «Фигуру речи» на OTP. В чем особенности «телевизионной книжной критики» по сравнению с журнальным форматом?

– В «Фигуре речи» на Общественном телевидении России (ОТР) вы говорите о современной и классической литературе с разными именитыми гостями. Трудно ли выживать передаче о литературе на федеральном канале? Что представляется наиболее сложным?

– А работа теле- и радиокритика является в чем-то альтернативой преподавательской деятельности, о которой вы сожалеете?

– Михаил Эдельштейн отметил ваше «умение говорить с любой аудиторией без игры на понижение». Приходится ли в телевизионной передаче идти на уступки «жанру»?

– Наверное, эти слова об «игре на понижение» часто приходится слышать в наше время, не приветствующее сложность?..

– Писательскую деятельность вы тем не менее совсем не оставили, «вернувшись» в качестве эссеиста – в этом году в редакции Елены Шубиной вышел ваш сборник «Все мое». Композиция сборника может показаться эклектичной – от весьма свободной повести в письмах до рассуждений о литературе, а заканчивается все кулинарными заметками…

– «Повесть в письмах – это круче, чем эпистолярный роман. Мне просто нужен собеседник, доверенное лицо. А доверять мне некому. Я даже себе не могу доверять, а если бы и доверял, то писал не повесть в письмах, а дневник. Рассказывал бы себе о самом себе. Звучит глупо. Хотя разве писатели не занимаются именно этим?» – говорите вы в «Письмах Соломонову». Действительно ли одиночество – и желание обратиться к своему альтер эго – стимулировало сесть за перо? А одиночество – хороший стимул для писательства вообще?

– Как бы вы описали момент, когда человек, который долгое время рассказывал про книжки и писателей, сам становится писателем? Что это – ревность, нереализованный творческий зуд, стремление воплотить в индивидуальном ключе накопленный критический опыт?

– «Любой более или менее внятный текст, даже среднего уровня, сразу привлекает к себе внимание, сразу становится информационным поводом», – говорили вы в 2008 году, еще до медийного кризиса. Продолжаете ли вы верить в силу критики сейчас, среди избытка информационных поводов, в ситуации, когда, по наблюдениям критика Алексея Колобродова, «жизнь, в том числе литературная (…) невероятно ускоряется» и «буквально в месяц прочитывается-осмысливается-проживается то, на что раньше требовались годы и пятилетки»?

– А какая эпоха превзошла нынешнюю по интенсивности?

– Лидия Гинзбург вспоминает в «Записных книжках» 20‑х годов: «А, – говорим мы, – Тихонов переходит к прозе – характерно!» – «Помилуйте, – говорит Тихонов, – всю жизнь только и делаю, что пишу прозу. Приходите ко мне – покажу: полные ящики». Много ли таких «прозаических ящиков» у литературного критика Николая Александрова? Планируете ли в дальнейшем публиковать прозу или эссе?

– У меня есть некоторые планы и идеи, и если все сложится, то да, конечно.

Досье «УГ»

Николай Дмитриевич Александров родился 4 февраля 1961 года в Москве в семье филологов. Литературовед, литературный критик, телеведущий и радиоведущий. Окончил филологический факультет Московского государственного университета, кандидат филологических наук (1991 год, диссертация «Роман А. Эртеля «Гарденины» и русский роман XIX века»), затем работал в школе. С 1986 года сотрудник Музея Пушкина в Москве, затем заведующий Музеем-квартирой Андрея Белого на Арбате. С 1990 года книжный обозреватель радио «Эхо Москвы» (программа «Книжечки»), соведущий программы «Радиодетали». Затем одновременно ведущий программ телеканала «Культура»: «Порядок слов» (2002‑2008 гг.) и «Разночтения» (2004‑2010 гг.). Читал лекции о современной русской литературе в университетах Парижа, Страсбурга, Брюсселя. В 1992‑1996 гг. преподавал на филологическом факультете МГУ (читал лекции и вел семинары по курсам «История русской литературы второй половины XIX века» и «История русской критики»). Сейчас ведет программы «Фигура речи» на ОТР и программу «Книжечки» на «Эхо Москвы». Публиковался во многих периодических изданиях, среди которых «Независимая газета», «Известия», «Итоги», «Газета», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение», «Неприкосновенный запас», «Арион», «Октябрь», «Старое литературное обозрение», «OpenSpace», «Лехаим», «Colta» и других. Автор сборника литературно-исторических очерков «Силуэты пушкинской эпохи» (М. : Аграф, 1999), книги «Тет-а-тет. Беседы с европейскими писателями» (Б. С. Г.-Пресс, 2010), «Все мое» (АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018). Входит в жюри литературной премии «Большая книга». Преподавал в РГГУ на кафедре литературной критики факультета журналистики. Женат, двое детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте