Мы победили! И едем в Англию! Это совершенно неожиданно и замечательно. Сначала встреча в “УГ”. И очень доброжелательное отношение к детям в редакции. Было множество чисто организационных трудностей, и мы чувствовали, что все в редакции хотят нам помочь. И если раньше для меня “УГ” была только интересная профессиональная газета, которую я выписывала, то теперь это больше, как будто появилось сразу много друзей у меня и у наших детей.
Встреча с победителями конкурса – двумя Олями и их учителями Антониной Кирилловной и Василием Игнатьевичем.
Встреча в школе N 20 с английской королевой Елизаветой II.
Впечатления от выставки детских рисунков “Моя Англия”.
Сказки. Образы Англии. Сами англичане удивлялись, что работы российских ребят проникнуты таким чувством, как будто английские дети рисуют о своей стране. На выставке были представлены и рисунки английских детей. Их работы немного удивили – медведи в поле на фоне города, суровый солдат, унылые улицы и магазины, печальные детские лица. Так они представляют себе нас. Как хорошо, что придумали этот конкурс. Может быть, так наши дети, да и взрослые тоже, лучше узнают друг друга. И поймут, что Радость, Красота, Любовь и Жизнь существуют везде.
Англия. Впечатления о поездке уже были напечатаны в N 52 “УГ” за 94-й год.
А я только могу повторить, что, кроме чисто познавательного интереса, благодаря этому путешествию мы лучше узнали друг друга. Нас встречали искренне, и прощались мы, как старые добрые друзья.
Для наших детей поездка имела счастливое продолжение.
Саша. Он у нас недавно. Уже большой – шесть лет. Он абсолютно домашний, развитой ребенок. Его привезла мама. Так сложились обстоятельства. Теперь у Саши никого нет. Но детская память сохранила все.
Мы рисуем солнышко. На улице хорошая погода, вся мастерская залита солнцем, и дети с удовольствием выбирают яркие мелки. Саша все солнце закрашивает густым черным цветом.
– Саша, почему у тебя солнышко черное?
– Я не знаю.
– Может быть, ты возьмешь те желтые или красные мелки?
– Нет.
И Саша заплакал. Говорит, что ему ничего не хочется. Он только хочет, чтобы к нему кто-нибудь приехал. Ведь мама обещала к нему приезжать. Он хочет скорее стать взрослым и уйти отсюда.
– У меня дома мама, бабушка. А папа нечаянно ушел от нас, ему надоело так жить.
Он прижимается сильнее и плачет.
– Саша, пойдем в гости на второй этаж к Ирине Александровне, посмотрим картинки.
Мы идем и смотрим по дороге на картинки, даже об’явления на доске читаем. А Ирина Александровна начинает ему рассказывать о том, как он скоро полетит на самолете. Саша успокаивается, с удовольствием с’едает конфету, немного переменил обстановку, сидит на диване. А потом спокойно идет к себе.
На следующий день приходит на занятия розовый, улыбается.
– Как настроение, Саша?
– Хорошее. А можно я сегодня солнышко нарисую?
И у нас теперь новое солнышко, смешное, кудрявое, с веснушками и узорами.
– Саша, а почему Солнышко такое красное?
– Так ведь оно закатывается, Наталия Викторовна! Закат наступает.
Мы сегодня не просто рисуем животных. У нас рисунок-размышление “Звери, птицы и я”. Мысль ребенка и иллюстрация к ней.
Наташа К. (2-й кл.): “На что похожи птицы? На облака. У них такой полет! Они летят высоко-высоко, как будто взлетают к солнцу. Весной они поют, веселятся. Потом у них появляются маленькие детишки. Птицы очень хорошие родители. Они берегут своих детей. Они боятся людей. Злой человек может стрелять, ловить, убивать. А ведь птицы украшают нашу землю. Если плохой человек ранил птицу, сломал ей крыло, она не может лететь, ей больно, ей хочется быть свободной, быть с друзьями, взлететь высоко. Охотник радуется, а птица погибает. Не обижайте птиц! Они принесут счастье тому, кто их любит”.
Андрей К. (1-й кл.): “Какая красивая лиса! Она пушистая, рыжая. Я люблю рыжий цвет, он как солнышко.
Лиса охотится, потому что ей кушать хочется, а просто так она никого не убивает. И лису не надо убивать.
Если бы не было лисы в лесу, никогда бы не мелькал ее солнечный хвост”.
Лена Г. (2-й кл.): “Это наш пес Кузя. Мне его очень жалко. Мы его нашли у пруда, когда он был маленький. Его били, мучили злые люди. Он сейчас живет у нас. У него до сих пор болит и хромает лапа. Он боится чужих людей. Мы его любим. Хорошо, что мы его нашли, а то он бы умер. Мне жалко бездомных собак. Когда я вырасту – попытаюсь им помочь. Я буду зарабатывать и кормить себя и бездомных зверей”.
Ваня Г. (1-й кл.): “Я люблю маленьких котят. Они хорошие, пушистые и добрые. Люди должны защищать их, не смеяться над ними, не бросать – они будут плакать. Если бросить человека, он тоже будет плакать. Разве это хорошо?”
Передо мной лежат рисунки. Каждый из них неповторим. На меня часто обижаются за то, что я не люблю их отдавать. Но это не жадность, просто за каждым стоит автор и его история.
Вот “Растрепанная ворона”. Ее рисовал Володя, он был нашим школьником, сейчас в интернате для умственно отсталых. Он рисует птицу. Боится, что не получится. “А ты причеши ее кисточкой, Володя”. Володя взмахивает кистью, еще и еще: “Наталия Викторовна! Это же ворона растрепанная”. Так мы ее и назвали. Как-то я пришла в кабинет, а вороны нет, ее подарили кому-то из гостей.
Скачут в лунном свете кони. Их очень любила рисовать Аня. Она сейчас далеко, в Америке.
А вот неспокойные странные цветы-деревья на холме. И надпись. Это рисовал Русланчик на память. “Карабас-Барабас”. Черная борода, он очень смешной, нестрашный. Его рисовал другой Володя. Сейчас он повзрослел. А я помню, как он рисовал и вдруг заплакал. “Ты что, Володя? Что случилось?” – “Очень страшный. А вдруг он будет обижать?” И мы вместе с ребятами уговаривали его, что все будет хорошо и Карабас обязательно исправится.
А вот “поющий цветок” Саши. Он пришел к нам совсем маленьким. И часто плакал, боялся рисовать. Сейчас ему уже 9 лет. Его рисунки поражают ювелирностью. Он может колдовать над ними часами. И часто улыбается, когда работает.
…Об этом можно рассказывать бесконечно. А я жалею только об одном. Что я не могу собрать ребячьи рисунки, сочинения вместе и показать их, чтобы, увидев их творчество, люди удивились и полюбили этих детей. В них многое скрыто, и ты никогда не сможешь сказать: “Я знаю о них все…”
Наталия БОГДАНОВА
(Окончание. Начало в NN 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 за 1995 г.)
Комментарии