Было так. Ребенок здоров, ходит в школу, учится. Если серьезно заболел, то учеба уходит из его жизни: для пациентов больницы главное – лечение, а уже потом, после выздоровления, начнется школьная жизнь…
Девочка вылечилась от лейкемии и покончила с собой… Этот пример прозвучал на 2‑й Всероссийской конференции «УчимЗнаем» – заботливая школа» в докладе Марианти Пападимитру, члена управляющего совета Европейской организации госпитальной педагогики (НОРЕ). «А можно ли считать ребенка, перенесшего тяжелую болезнь благодаря достижениям медицинской науки, полностью выздоровевшим, если он потерял уверенность в своих силах, боится встречи со сверстниками, от которых он отстал в учебе, ощущает свою ненужность и чувствует себя обузой всем?» – задала вопрос залу Марианти.Конференция с международным участием, проходившая в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, показала, насколько трудным и нехоженым путем шли организаторы госпитальных школ. Около трехсот педагогов, врачей, представителей органов исполнительной власти, эксперты из Германии, Нидерландов, Польши, Италии делились своим опытом, озвучивали проблемы и намечали дальнейшие шаги в развитии госпитальных школ. Это была не совсем обычная конференция. По охвату тем, по глубоким, эмоциональным выступлениям специалистов, представленному опыту можно смело говорить о знаковом событии в жизни нашего общества. Мы становимся милосерднее, сострадательнее, человечнее, когда впускаем в свое сердце проблемы других людей.Госпитальные школы ставят одной из своих задач создание атмосферы успеха для длительно болеющих детей. Когда объединены усилия представителей двух гуманных профессий – учителей и врачей, намного возрастает шанс исцеления у самых тяжелобольных. Недаром президент НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева доктор медицинских наук, профессор Александр Румянцев, приветствуя участников конференции, с улыбкой заметил, что ему хочется исполнить песню в их честь. Сегодня благодаря успехам научной медицины, продолжил Александр Григорьевич, 92% детей, больных лейкозом, выздоравливают. «Врачи помогают победить болезнь, а высшую цель им ставят учителя», – подчеркнул профессор медицины.Слова признательности врачам и педагогам прозвучали из уст заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любови Духаниной и депутата Госдумы Ларисы Тутовой.Проект «УчимЗнаем» появился в начале 2014 года и объединил усилия четырех организаторов: московского Департамента образования, школы №109, Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больницы. Так, и проект рождался в недрах знаменитой московской школы, которая благодаря энтузиазму, энергии талантливого директора Евгения Ямбурга стала настоящим заповедником детства. Здесь любят и умеют учить всех детей, с разными потребностями и возможностями. Проект «УчимЗнаем» развивается и находит последователей в разных уголках страны. Сегодня уже в 25 российских регионах появились школы для детей, находящихся на длительном излечении. Проект «УчимЗнаем» участвует в большом движении Европейской организации госпитальной педагогики, перенося опыт иностранных коллег с учетом национальных особенностей в свою «заботливую школу». На конференции руководители региональных проектов обменивались опытом, обсуждали проблемы. Намечали планы на будущее. Елена Рудик, заместитель директора школы «Личность» из Новороссийска, рассказала о том, как им удается процесс возвращения в школу ребенка после длительного лечения сделать мягким и комфортным. Детей и их родителей начинают готовить, как только становится известно о болезни школьника. «Было страшно возвращаться в школу, боялась, что засмеют, волосы еще не отросли, да и вид не такой… – признавалась одна из учениц. – Но, оказывается, боялась зря – одноклассники охотно общались, и мои страхи прошли».Ведущая цель проекта не просто помочь ребенку не отстать от школьной жизни во время лечения, а дать понять, почувствовать ему и его близким, что болезнь не останавливает саму жизнь. «Когда человек болеет, для него важно поставить цель и планомерно идти к ней», – говорит руководитель проекта «УчимЗнаем» профессор Сергей Шариков. «Мы учим детей, а дети учат нас, – замечает Сергей Витальевич. – Наши дети умеют «пригвоздить к стенке» своими вопросами и поразить в самое сердце. Идем с врачом к девочке, чтобы отговорить сдавать экзамены: слаба очень, нагрузка противопоказана. Утешаю, говорю ей, что сдаст в другое время. «А вы уверены, что у меня будет другое время?» – четко поставила вопрос девочка».У постели тяжелобольного ребенка не нужна плачущая бабушка, считает директор 109‑й школы академик РАО, доктор педагогических наук Евгений Александрович Ямбург. Здесь нужен молодой креативный педагог, который своим присутствием будет пробуждать у ребенка желание жить. Важно, чтобы у детей и их родителей остались в памяти месяцы увлекательной школьной жизни, несмотря на тяжелое лечение.Не каждый учитель может работать в такой необычной школе. Евгений Ямбург убежден, что нельзя требовать от учителя того, чему он специально не обучен. Отдельная тема для другой статьи, как подбирался, профессионально рос, укреплялся коллектив штучных педагогов. Управленческого творчества, как и педагогического, мэтру педагогики не занимать.Во время открытия конференции заместитель главы Минпросвещения РФ Татьяна Синюгина особо подчеркнула: важно, чтобы обучение в госпитальных школах проходило на высоком профессиональном и качественном уровне. И такой пример есть – проект «УчимЗнаем». По сути, проект стал образовательным стандартом для всех регионов. И то, что организаторы проекта сумели растиражировать опыт от Калининграда до Владивостока, говорит о его живучести и долголетии. «Все живое растет снизу» – один из многих точных афоризмов директора Ямбурга объясняет причину успешности проекта, хотя, конечно, идти непроторенным путем было непросто. Непросто, к примеру, в условиях госпитальной школы проводить государственную итоговую аттестацию. Без всяких поблажек. Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев отметил высокую мотивированность учеников госпитальной школы. От этих ребят и их родителей мы не слышали никаких жалоб, сказал он.Очень хорошо заметил один из участников конференции, что здоровым детям хочется, чтобы к ним относились как к особенным, а больные дети хотят, чтобы к ним относились как к здоровым.Микеле Капурсо, автор исследовательских проектов по тематике госпитальной педагогики, профессор университета Перуджи (Италия), заметил, как много должен учитывать в своей работе педагог. Знать не только, что делать самому, но и ведать о том, чем занимаются другие. Это как плыть на корабле в море к намеченной цели: важно учитывать направление ветра, течения, постановку парусов и многое другое. Одна из ключевых задач – межведомственное взаимодействие. К примеру, возвращаются ребята после лечения в свою родную школу, и их родители слышат: «Ваши оценки не считаются».Реинтеграция в систему общего школьного образования – одна из острых проблем. Из видеодоклада Джины Дитоу (Сан-Франциско, США) участники конференции узнали, как специалисты последовательно готовили возвращение ученицы в школу после больницы. Дети класса, их родители, учителя получили нужную помощь и знания о том, как вести себя, чтобы всем было комфортно при первой и последующей встречах. Продуман каждый момент. После просмотра видеодоклада, по сути подробного методического пособия, понимаешь, как важно для каждого из нас то, что делают педагоги госпитальных школ. Многому можно поучиться у них!В последнее время живое общение учителей с детьми в обычных школах, да и родителей со своими чадами сведено к минимуму. А в госпитальных школах лечат не только лекарствами, но и словами, живым общением, разговорами по душам…Оказаться в школе, где все устроено так необычно, где царят яркие краски, а по разноцветным следам на полу легко найти дорогу, – большой подарок. Вместо классных комнат здесь уютные аудитории. «Радостная», «Солнечная», «Занимательная» – от одних названий улыбка до ушей. Мастер-классы подарили радость всем участникам конференции, прекрасно дополняя доклады пленарной части конференции, ее круглые столы, семинары. Одно огорчает, что занятия в аудиториях, сессия координаторов региональных площадок проекта «УчимЗнаем», занятия в картинной галерее, в игровой комнате пансионата центра проходили в одно и то же время. Приходилось выбирать, а это давалось нелегко. (Просто диву даешься, как много удалось вместить организаторам в рамки одной конференции!)Темы занятий вводят в ступор при выборе. Хочется узнать и об образовательных возможностях картинной галереи в условиях стационара, и об арт-педагогике как инструменте развития творческого потенциала тяжело болеющих детей, и о способах преодоления тревожности у них при изучении школьных предметов, как помогает им робототехника… Но нельзя объять необъятное. Утешаешься тем, что в принципе на каждом мастер-классе можно увидеть характерные черты урока в госпитальной школе.Олег Конин, учитель биологии из Ростовской области, показал на ряде примеров, как он умеет заинтересовать своих подопечных. К каждому уроку у него есть видеозагадки, разгадывая которые ученики не только узнают новое, но и учатся строить гипотезы, не бояться ошибок, смело высказывать свои суждения. Чем геккон так цепко держится за стеклянные стенки террариума? Может ли человек бегать по воде? Какая при этом должна быть у него скорость? Занимательность – одно из главных условий урока, как и умение говорить просто о сложном. Практически каждое занятие в госпитальной школе – это интегрированный урок. Все, что вдохновляет детей, развивает, позволяет ставить жизненно важные цели и добиваться их осуществления, смело берется на вооружение педагогами. Есть чему поучиться у них педагогам обычных школ.Жанна Демина, режиссер театральной студии «Территория талантов», за 45 минут сумела не только сдружить нашу разновозрастную и разноязычную аудиторию (присутствовали зарубежные гости), но и зарядить оптимизмом, хорошим настроением и даже верой, что есть в каждом еще не реализованные способности к творчеству. Танцевали, играли, шутили, рассказывали о себе… Казалось бы, так просто. Но каков результат! Поистине педагоги владеют самым главным умением – вдохновлять! Участник проекта «Наши звезды» Даниил порадовал не только исполнением песен, но и своим умением не терять чувство юмора в любых ситуациях. Болезнь лишила подростка зрения, но не стала препятствием для активной жизни и не лишила радостей. Мама, позитивная, очаровательная, жизнерадостная, рядом с сыном – большая радость! Еще один пример того, что жизнь и в болезни продолжается и приносит счастье.Отдельно нужно сказать о том, что в «заботливой школе» родителей длительно болеющих детей не оставляют без учебы. Педагоги школы и Московского городского педагогического университета проводят для них занятия. Родители постигают азы психологии, овладевают умениями оказания помощи и поддержки своим детям. После обучения по программе дополнительного профессионального образования им присваивается квалификация «тьютор больного ребенка». Родитель может оказывать квалифицированную помощь и сопровождение не только своему ребенку, но и другим детям с ограниченными возможностями здоровья.Для учеников госпитальной школы важны положительные эмоции. Постоянно в школе проходят встречи с известными людьми, чьими достижениями ребята восхищаются. Флажок с надписью проекта «УчимЗнаем» побывал на борту международной космической станции вместе с космонавтом Сергеем Рязанским. Теперь он ценная реликвия школы, как и факел зимних Олимпийских игр 2018 года в Корее. Сергей Шариков и ученик Даниял Алиев, победивший онкологическое заболевание, стали участниками-факелоносцами сборной России. Эти символы надежды и веры в лучшее теперь вдохновляют пациентов центра, укрепляют их в желании стать победителями в борьбе с недугом.
Комментарии