search
main
0

Никогда не надо указывать! Дети тонко чувствуют нюансы

“Чистый, надежный и умный” – так охарактеризовала свой Железногорск Елена Дубровская, директор городского лицея N103. Прилагательное “чистый” было для меня, честно говоря, неожиданным, поскольку в районе ведется захоронение радиоактивных отходов. Наверное, поэтому проблема здоровьесбережения в школах Железногорска является номером один. Опыт 103-го лицея, на мой взгляд, особенно интересен. Впрочем, не только на мой. Призер международного конкурса “Красивая школа”, победитель I Российского конкурса “Международные проекты в сфере образования”, победитель конкурса “Лучшее образовательное учреждение Красноярского края” – это досье я почерпнул из школьной газеты.

Как противостоять радиации? – этим вопросом я попытался, хотя и безуспешно, обнажить экологические проблемы города.
– Радиационный фон в Железногорске – двенадцать микрорентген. Это норма, – возразила Елена Дубровская.
– Но ведь наверняка происходит радиоактивное загрязнение грунтовых вод! – не унимался я.
– Молодой человек, понимаю ваше желание сгустить краски, присущее, впрочем, большинству современных журналистов. Однако должна вас успокоить. Я недаром назвала город надежным и умным – его планировка исключает загрязнение всех систем жизнеобеспечения.
– В таком случае поговорим о вещах более конструктивных, нежели атомная катастрофа. Как вы объясните следующую статистику? По результатам прошлогодней диспансеризации, общая патология среди выпускников вашего лицея оценивалась в 19 процентов. Это на десять процентов меньше, чем десять лет назад у тех же учеников. Другими словами, проучившись в лицее, дети поздоровели. Довольно парадоксальная ситуация, поскольку общая картина по России совершенно противоположная: учеба в школе повышает детскую патологию на 25-40 процентов.
– Ничего парадоксального здесь нет, если учесть, как построен учебный процесс. Вначале несколько слов о школьном микроклимате. Кондиционеры, видеотренажеры, регулирующиеся парты (в зависимости от роста), приборы “горный воздух”, лампы Чижевского, пирамиды создают для детей комфортное жизненное пространство.
– Простите, о каких пирамидах вы говорите?
– О классических четырехгранных, которые, как теперь уже доказано, улучшают кровь, снижают риск кардиологических и онкологических заболеваний, нормализуют эмоциональное состояние человека и, заметьте, нивелируют все виды излучений.
– Значит, я был прав – с излучением все-таки приходится бороться.
– Это не совсем то излучение, о котором вы думаете. Исследования доказали, что на Земле существуют так называемые геопатогенные зоны, которые неблагоприятно влияют на человека. Они представляют собой источники отрицательной энергии, ослабляющие защитные свойства организма. Причем эти источники могут быть как естественные, глобальные, например геофизические аномалии, так и искусственные, негативное воздействие которых может концентрироваться, например, в комнате или в классе. В этом случае источниками отрицательной энергии могут быть электроприборы, компьютеры, словом, все, что так или иначе связано с электромагнитными полями. Длительное пребывание в геопатогенной зоне вызывает ощущение дискомфорта, сонливость, головные боли, чувство страха. Как этому противостоять? На этот вопрос нам ответили последние разработки Российской академии медицинских наук: энергия пирамид нивелирует геопатогенные зоны. Именно поэтому в школе было установлено пять пирамид.
– Я видел подобные сооружения в Подмосковье, в частности на Новорижском шоссе. Однако это весьма внушительные строения массой несколько тонн. Я слабо могу их представить в классной комнате.
– То же самое можно сказать и о пирамиде Хеопса… Видите ли, для того чтобы уничтожить негативный фон, скажем, в компьютерном классе, вовсе не нужна многотонная конструкция. Некоторые пирамиды умещаются в кармане пиджака – люди носят их с собой в лечебных целях. Вообще говоря, эффект пирамид трудно оценить. Скажем так: оценка весьма субъективна. Чего, например, не скажешь о бассейнах. Школьный бассейн (при регулярных занятиях) практически полностью избавляет от такого распространенного сегодня заболевания, как сколиоз. Бороться с искривлением позвоночника помогают и регулирующиеся парты. С первого класса мы приучаем детей следить за осанкой.
– Замечательно. Я, например, очень страдал от того, что был ниже всех в классе – приходилось класть ранец на стул, чтобы не касаться подбородком парты… Так, значит, физкультуру ваши лицеисты проводят в бассейне?
– Уроки плавания лучше чередовать с легкой атлетикой, играми, а зимой – с катанием на лыжах. Три часа физкультуры в неделю (вместо двух) позволяют это делать. Кроме того, мы давно уже отказались от сдачи нормативов по той простой причине, что силы и ловкости они не прибавляют. Скорее наоборот. Вы, наверное, помните эти утомительные очереди, которые приходилось отстаивать на уроках легкой атлетики, чтобы, к примеру, подтянуться восемь раз на отметку или прыгнуть в высоту. Зачем это надо?
– Действительно. Лучше в это время погонять в футбол.
– Хочу заметить, что уроки физкультуры – не единственные в школьном двигательном компоненте. Есть еще бальные танцы и фехтование. Учебный процесс сформирован таким образом, что движение “разбавляет” школьное расписание в течение всего дня и всей недели.
– Но ведь это намного “отяжеляет” столбцы расписания.
– До девяти уроков в день, однако о перегрузке говорить не приходится, поскольку она в принципе не может возникнуть при правильном сочетании “активных” и “умственных” уроков. К тому же мы заботимся не только о физическом, но и об интеллектуальном здоровье детей. В программу, например, включены такие предметы, как “Мировая художественная культура”, “Теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения”, “Комплексное самопрограммирование и пластика”. Кстати, вы знаете, что по окончании лицея наши дети получают аттестат о начальном музыкальном образовании?
– Как просто. Мне для этого приходилось таскаться после уроков на другой конец Москвы в музыкальную школу… Коль скоро мы заговорили об эстетическом развитии личности, возникает вопрос: нет ли дисгармонии в том, что в одном классе со здоровыми детьми учатся инвалиды? Сегодня проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями весьма остро стоит во всем мире. В разных странах решают ее по-разному. В США, например, к 2010 году планируют ликвидировать все детские медицинские учреждения закрытого типа. На этот счет принята даже специальная программа. В России такой тенденции нет и, очевидно, в ближайшем будущем не предвидится.
– В лицее нет специальных классов для инвалидов. Школе, в которой царит дух жизни, они не нужны. Колясочники учатся вместе со здоровыми детьми и, что самое главное, не чувствуют оторванности от общества. Как пример могу привести замечательную выставку картин Полины Никитиной – девочки, больной церебральным параличом, чрезвычайно одаренной. Выставка объехала чуть ли не весь земной шар и вернулась в лицей. Разумеется, тяжелый недуг сильно ограничивает возможности ребенка, поэтому к нему нужен индивидуальный подход.
– Можно было бы обобщить данную сентенцию: каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Многие считают, что только так можно достичь здоровой и продуктивной атмосферы на уроке.
– Вы правы, однако в условиях школы, где тысяча учеников, это вряд ли возможно. Тем не менее мы нашли выход из положения, группируя детей по нейропсихологическому признаку: левополушарные и правополушарные (в зависимости от того, какое из полушарий головного мозга лучше развито). Учитель должен знать нейропсихологический тип своих учеников – от этого во многом зависит эффективность их общения. Простой пример. Правополушарному ребенку никогда нельзя указывать: будь внимательнее, потому что именно в этот момент он сделает ошибку. Это особенность творческой личности. В связи с этим мы издали так называемую памятку учителю.
– Непонятно только, как определить нейропсихологический тип ребенка?
– Существуют тесты. Один из наиболее простых – сложить руки на груди. Можете попробовать и определить свой тип: какая рука окажется сверху – такое полушарие лучше развито. Существуют и физиологические признаки. У правополушарников левые глаз и ухо ведущие. У левополушарников – наоборот.

Дмитрий ЕГОРОВ

Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте